Обучение иноязычной диалогической форме общения является актуальным вопросом современной методики обучения языкам. Иностранный язык на данном этапе развития общества рассматривается как средство коммуникации, а значит, обучение диалогическому общению является ключевой задачей обучения. Обратимся к перечню требований к сформированности умений диалогической речи, обозначенных в рабочей программе по иностранному языку к учебному пособию И. Н. Верещагиной, О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой для школ с углубленным изучением английского языка. Данное учебное пособие предназначено для углубленного изучения иностранного языка, где уделяется большое внимание обучению диалогической форме общения, а значит, представляет для нас больший интерес в рамках нашего исследования.
Рабочие программы по любому предмету строятся на основе федерального государственного стандарта образования. Для каждого уровня образования существует свой стандарт, в котором выделены требования, предъявляемые к уровню овладения тем или иным предметом. Важно отметить, что данные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального, основного или среднего образования. Для начального этапа обучения рабочая программа строится на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором выделен целый ряд предметных требований по английскому языку, предъявляемых к учащимся [1]. Учащиеся должны приобрести начальные навыки общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, что подразумевает соблюдение коммуникативной направленности обучения. Это значит, что язык должен быть не просто учебным предметом, но средством живого общения людей, поэтому учителю необходимо создавать на уроке иноязычную атмосферу общения. Кроме того, согласно стандарту начального общего образования, учащиеся должны освоить правила речевого и неречевого поведения, что объясняется важностью осуществления успешного общения, а также необходимостью преодоления конфликтов на почве конфликтов различных культур.
Следующим требованием является освоение младшими школьниками начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, а также расширение лингвистического кругозора учащихся. Данное требование подразумевает приобретение лингвистических знаний о языке и развитие навыков, необходимых для фонетического, лексического и грамматического оформления устной и письменной речи учащихся.
Еще одним требованием, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом, является сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям изучаемого языка. Данное требование формулируется в форме образовательной цели обучения иностранного языка на уроках. Учащиеся знакомятся с жизнью своих сверстников в англоговорящих странах, с детским фольклором и детской художественной литературой, приобщаются к культуре страны изучаемого языка.
Согласно программе по иностранному языку, учитывающей все вышеперечисленные требования, на начальном этапе обучения (2–4-й класс) учащиеся должны овладеть следующими видами диалога: диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог этикетного характера [2].
При участии в диалоге-расспросе (односторонний, двусторонний) учащиеся должны уметь запрашивать информацию с помощью специальных вопросов, начинающихся с таких вопросительных слов, как «кто?», «что?», «где?», когда?», «куда?».
Диалог-побуждение к действию подразумевает умение обращаться с просьбой, вежливо переспрашивать, выражать согласие или отказ, приглашать к действию или взаимодействию и соглашаться или не соглашаться, принимать или не принимать в нём участие, просить о помощи, просить собеседника пояснить (повторить и объяснить) то, что он сказал.
Участие в диалоге этикетного характера сопровождается умением приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представляться, вежливо прощаться, поздравлять и благодарить за поздравление, извиняться, вежливо начинать и заканчивать разговор, соблюдая нормы поведения (правила вежливости), принятые в стране изучаемого языка.
Для среднего этапа обучения рабочая программа строится на основе федерального государственного стандарта основного общего образования [3]. Как и на предыдущем этапе обучения продолжается формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира. Появляется новое требование – развитие национального самосознания на основе знакомства с другими культурами, что обусловлено возрастными особенностями подросткового возраста, учащиеся уже готовы и способны к сравнению и анализу черт культуры родной страны и страны изучаемого языка, находить среди них различные и общие.
На данном этапе обучения выдвигается такое требование как формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, что подразумевает осуществление речевой деятельности в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. Учащиеся среднего этапа, по сравнению с младшими школьниками, могут общаться на более широкий круг тем, направление общения зависит от целей и ситуаций общения. На основе базы знаний, приобретенной в младших классах, учащиеся продолжают расширять лингвистический кругозор и лексический запас, овладевают общей речевой культурой.
Важным требованием при обучении на данном этапе является достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, что подразумевает ограниченное общение в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка.
Новым требованием, предъявляемым на данном этапе обучения, является создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого языка на основе самонаблюдения, самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. Учителю необходимо создавать условия для продуктивной рефлексии, на основе которой учащиеся смогут совершенствовать свои языковые навыки и умения. Кроме того, так же как и на предыдущем этапе обучения, учащиеся должны осознавать ценность изучаемого языка как средства коммуникации, а также передачи и получения нужной информации. Учителю необходимо использовать творческие поисковые задания для формирования устойчивого понимания важности и практической ценности изучения иностранного языка.
В рабочей программе по иностранному языку для среднего этапа обучения (5–8‑й класс) учитывается все вышесказанное и предусматривается овладение умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, а также их комбинациями [2].
При ведении диалога этикетного характера учащиеся должны уметь начинать, поддерживать и заканчивать разговор, поздравлять, выражать пожелания и реагировать на ответные пожелания, выражать благодарность, вежливо переспрашивать, выражать согласие или несогласие. Объем таких диалогов составляет до 4 реплик со стороны каждого учащегося, то есть 8 диалогических единств в целом.
При участии в диалоге-расспросе учащиеся должны уметь запрашивать и сообщать фактическую информацию с использованием специальных вопросов, которые начинаются с вопросительных слов «кто?», «что?», «как?», «где?», «куда?», «когда?», «с кем?», «почему?», уметь переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего, брать интервью. Объем диалогов данного типа составляет 6 реплик, т. е. 12 диалогических единств.
Для ведения диалога-побуждения у учащихся должны быть развиты следующие речевые умения: обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнить, давать совет и принять или отказаться от него, пригласить к действию, согласиться или не согласиться принять в нем участие, сделать предложение и выразить согласие или несогласие принять его, объяснив причину. Объем диалога-побуждения составляет 4 реплики или 8 диалогических единств.
Последним типом диалога, которым должны овладеть учащиеся на данном этапе обучения, является диалог-обмен мнениями, который подразумевает умение учащихся выражать свою точку зрения и соглашаться или не соглашаться с мнениями других людей, высказывать одобрение или порицание, выражать сомнение, выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость, огорчение, желание, нежелание), выражать эмоциональную поддержку партнеру, в том числе, используя комплименты. Объем диалогов составляет не менее 7 реплик со стороны каждого учащегося или 14 диалогических единств.
Для старшего этапа обучения рабочая программа строится на основе федерального государственного стандарта среднего общего образования [4]. Отметим, что на данном этапе обучения федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает разделение обучения иностранному языку на базовый и углубленный. Мы рассмотрим соответствующие требования, предъявляемые к обучаемым на углубленном уровне. На старшем этапе обучения предусматривается усвоение углубленного курса иностранного языка и достижения уровня владения, превышающего пороговый, достаточного для делового общения. Кроме того, в число требований включена сформированность умений перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами. Учителю следует уделить особое внимание данному требованию, так как данное умение перевода не может быть развито на должном уровне на предыдущих этапах обучения. Новым требованием также является владение языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений. В связи с этим, уже с конца среднего этапа обучения учителя подготавливают учащихся к написанию исследовательских работ, направляя их деятельность, и знакомя с новыми методами исследований.
Рабочая программа по иностранному языку для старших классов (9–11-й класс) предъявляет определенные требования к развитию диалогических умений. Учащиеся должны уметь вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства [2]. Главным отличием от предыдущего этапа является использование данных видов диалога в разных ситуациях общения, что подразумевает приобретение знаний о разных условиях общения, усвоение их особенностей на лексическом и грамматическом уровне.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что обучение диалогической форме общения является неотъемлемой частью рабочих программ, разработанных на основе федерального государственного образовательного стандарта. Для каждого этапа обучения существует свой стандарт, описывающий требования к сформированности умений. Для начального этапа обучения – это федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, для среднего этапа обучения – федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, для старшего этапа – федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Анализ рабочей программы по иностранному языку, разработанной к учебному пособию И. Н. Верещагиной, О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой показал, что на младшем этапе «закладывается фундамент», учащиеся знакомятся с различными видами диалога на элементарном уровне, в средних классах к основным типам добавляется диалог-выражение мнения, а также развивается умение ведения комбинированных диалогов, на старшем этапе продолжается работа с ранее изученными видами диалога, однако, учащиеся ведут диалогическое общение в разных условиях, изменяется стиль общения.