В настоящее время многие авторы подчеркивают важность и необходимость самостоятельной работы по иностранному языку учеников старших классов общеобразовательных школ. Существуют различные точки зрения на определение данного понятия в методической и педагогической литературе. Согласно авторам «Педагогики и психологии высшей школы», самостоятельная работа – это спланированная работа учащихся, осуществляемая хоть и без участия учителя, но по его заданию и под его руководством [1]. В. М. Рогозинский понимает под самостоятельной работой планируемую, познавательную, организационно и методически направляемую деятельность учащихся, осуществляемую без помощи учителя для того, чтобы достичь желаемого результата [2]. Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспирова рассматривают данный вид работы как «учебную деятельность, предполагающую некоторую степень самостоятельности обучаемого на всех этапах ее осуществления – начиная с постановки проблемы и заканчивая выполнением контроля, самоконтроля и, при необходимости, коррекции, постепенно переходя от выполнения элементарных видов работ к более сложным, которые могут носить поисковый характер, а также как средство формирования познавательных способностей изучающих иностранный язык, их направленности на непрерывное самообразование» [3].
Согласно определению Р. М. Микельсона, при осуществлении данного вида деятельности, учитель выступает в роли наблюдателя, не оказывая при этом никакой помощи учащимся, выполняющим самостоятельную работу [4]. Р. Б. Срода считает, что данный вид работы предполагает максимум активности, творчества, инициативы [5]. Самостоятельная работа учащихся напрямую связана с их активной мыслительной деятельностью и применением ранее полученных знаний на практике, поэтому К. Д. Ушинский называет ее «единственно прочным основанием всякого плодовитого учения» [6]. Т. А. Ильина, подчеркивая большую активность протекания познавательных процессов при самостоятельной работе учащихся, указывает на то, что она может осуществляться фронтальным, групповым или индивидуальным способом под руководством, но без непосредственного участия учителя, как на уроке, так и во внеурочное время. Автор определяет рассматриваемый вид деятельности как средство повышения результативности процесса обучения и подготовки обучаемых к самостоятельному расширению и углублению своих знаний [7].
И. А. Зимняя констатирует, что организация и руководство самостоятельной работой представляют собой ответственную и довольно сложную задачу для любого педагога. В процессе изучения иностранного языка каждый обучаемый должен достичь достаточно высокого уровня самостоятельности и активности, чтобы быть способным справляться с различными заданиями и обретать новые знания в процессе решения учебных задач [8].
Эффективность самостоятельной работы зависит не только от ее удельного веса, но и от способов и методов ее организации и осуществления, от рационального комбинирования с другими видами и формами работы на уроках по иностранному языку.
Н. В. Коряковцевой выделены несколько видов самостоятельной работы по иностранному языку: тренировочная работа над языковым материалом, языковыми средствами, иноязычным текстом, как продуктом лингвокультуры, и собственно речевая практика [9]. Прежде чем организовать данный вид деятельности на уроке иностранного языка, учитель должен быть уверенным в готовности учащихся к нему. Существуют различные виды готовности обучаемых: прежде всего, мотивационная (учащиеся проявляют интерес к изучению языка); интеллектуальная (основные психические процессы учащихся сформированы); лингвистическая (учащиеся владеют основным лексико-грамматическим материалом); коммуникативная (учащиеся готовы включаться в коммуникацию); а также готовность к самоорганизации.
При разработке плана самостоятельной работы, учителю необходимо учитывать степень сложности материала; отношение учащихся к предмету и уровень сформированности навыков данной работы. Следует также проводить большую предварительную работу, а именно:
- развивать навыки планирования собственной деятельности;
- вырабатывать навыки рационального выполнения домашних заданий;
- инструктировать о порядке выполнения заданий;
- контролировать ход работы, выявлять ошибки;
- поощрять, стимулировать.
К двум основным направлениям самостоятельной работы на уроке относят:
1) использование памяток, которые помогают понять цель и условия работы, освоить действия, обеспечивающие понимание текстов. Отработка содержания памяток начинается на уроке и ведется на небольшом учебном материале сначала с помощью учителя, а затем – только под его наблюдением. После такой подготовки в классе, овладев навыками пошаговых действий, учащиеся могут работать дома самостоятельно, а памятки осуществляют опосредованное руководство его деятельностью по овладению иностранным языком;
2) использование специальной системы упражнений, которая строится в соответствии с динамикой, нарастанием самостоятельности (копирующий, воспроизводящий и творческий виды самостоятельной работы).
Как мы уже отмечали, существует несколько форм самостоятельной работы по иностранному языку в классе. Индивидуальная форма работы построена на текстах, печатных и аудитивных материалах; групповая (парная) связана с продуктивной речевой деятельностью; коллективная (чаще всего встречается в проектной методике), когда учитель дает задание, учащиеся готовятся дома, а после этого весь коллектив докладывает на уроке о проделанной работе.
Принципы методики обучения самостоятельной работе и ее организации вытекают из активного коммуникативного подхода к овладению языком. Современные проблемы методики обучения иностранным языкам, такие, как усвоение языка и овладение им; использование родного языка; условия овладения им; методы обучения, соответствующие целям и т. д., находят свое отражение и в организации и обучении самостоятельной работе.
При тщательно разработанной методике проведения самостоятельных работ происходит ускорение темпов формирования, развития и совершенствования умений и навыков практического характера у обучаемых, что напрямую влияет на формирование и развитие их познавательных умений и навыков. Организация самостоятельной работы школьников старшего звена осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе, диагностическом, происходит точное определение результатов педагогического процесса, включающих в себя контроль, проверку, оценивание, прогнозирование, выявление проблем, требующих решения. Педагогическая диагностика в полной мере позволяет сделать процесс индивидуального обучения более эффективным; установить результаты деятельности участников процесса обучения; определить уровень качества образования; уменьшить количество вероятных ошибок в педагогическом процессе.
Задачей второго этапа, мотивационного, является развитие познавательных интересов и положительных мотивов к обучению обучаемых.
И. А. Зимняя отмечает, что мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности. В своем исследовании автор утверждает, что мотивация представляет собой процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [8].
На третьем, содержательном, этапе осуществляется отбор учебного материала. Использование различных методов обучения способствует оптимизации самостоятельной работы, индивидуализации и постоянному обновлению заданий, выполняемых как в классе, так и вне его. В процессе самостоятельной работы в классе может происходить вовлечение учащихся в инновационные и организационно-деятельностные игры, которые способствуют переходу от ограниченных частных знаний об объекте к разносторонним, его моделированию с выделением основных противоречий, а не просто приобретению навыка принятия решения.
На содержательном этапе с целью оптимизации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку старшего этапа общеобразовательной школы могут также использоваться деловые или ситуационные формы занятий, в том числе на основе современных технологий. Так, «круглый стол», как метод активного обучения, является одной из организационных форм познавательной деятельности учеников, способствует не только активному обмену знаниями, но и выработке профессиональных умений формулировать мысли, обосновывать собственное мнение. В процессе использования данного метода осуществляется закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также определение проблем и вопросов для дискуссии.
На четвертом, аналитико-корректирующем, этапе осуществляется контроль и оценивание результатов работы по определенным критериям посредством использования накопительных оценок, рейтингов, тестов, нестандартных экзаменационных процедур. Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин понимают под контролем процесс установления уровня знаний, навыков, умений обучаемого на основе выполнения им различного рода устных и письменных заданий и определения на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса [10]. При определенных условиях контроль и оценивание могут стимулировать стремление к состязательности и усиление мотивации обучаемых к самосовершенствованию [11]. В рамках контроля выделяют самоконтроль и взаимоконтроль. Согласно Э. Г. Азимову и А. Н. Щукину, самоконтроль – это форма контроля, объектом которого является деятельность самого контролирующего субъекта, сознательная оценка результатов собственной учебной деятельности и последующее (при необходимости) ее регулирование с целью достижения соответствия полученного результата требуемому [10], а при взаимоконтроле учащиеся обмениваются тетрадями с сидящим рядом или слушают друг друга. Возможно сочетание двух последних видов.
На последнем этапе, итогово-обобщающем, осуществляется обработка, анализ и обобщение результатов проведенной обучаемыми самостоятельной работы, а также поощрение их за успехи в учебе и творческой деятельности (поощрительные баллы) или санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно выставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать. Важно ориентироваться на принцип состязательности, который применим при участии в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и так далее.
Со временем при систематической организации самостоятельной работы в классе и в сочетании с домашней работой по предмету у учащихся появляются её сформированные навыки.
Таким образом, анализ проблемы оптимизации самостоятельной работы обучающихся иностранному языку старшего этапа общеобразовательной школы показывает, что необычайно важно выбрать такое средство организации самостоятельной работы учащихся, которое было бы наиболее благоприятным вариантом из множества возможных средств или действий, отвечало бы требованиям учителя и удовлетворяло творческий интерес обучаемых, а также обеспечивало достижение всех целей образовательного процесса на конкретном этапе обучения.