Full text

Образовательный процесс в современном вузе характеризуется направленностью на приобретение знаний в деятельностной форме с акцентом на будущую профессиональную занятость обучающихся. Непрерывный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях и формах обучения вызван потребностью общества в формировании личности, способной к будущей самостоятельной творческой деятельности.

Одной из успешных инновационных педагогических технологий является технология критического мышления, суть которой заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию [3].

В рамках технологии развития критического мышления разработан ряд методических приемов, позволяющих на практике реализовывать основные принципы данной технологии, а именно формировать самостоятельное мышление; развивать умения ставить вопросы и уяснять проблемы, убедительно аргументировать свою точку зрения и находить пути решения проблемы в сотрудничестве с другими членами коллектива [2].

Технология критического мышления предполагает три этапа работы с учебным материалом. На первом этапе активизируются имеющиеся у обучающихся знания по изучаемой теме, определяются цели дальнейшей работы. На втором этапе происходит непосредственная работа с информацией, при этом учебная деятельность должна носить осмысленный целенаправленный характер. Третий этап заключается в систематизации новой информации и ее соотнесение с ранее известными фактами [1].

Рассмотрим методический прием фишбоун (от английского fishbone, что означает «рыбья кость»), который используется на втором этапе – этапе работы с текстом. Схема «Фишбоун» была придумана японским профессором Каору Исикава, крупнейшим специалистом в области управления качеством, и изначально представляла собой диаграмму причинно-следственных связей, позволяющую определить возможные причины проблемы. Позднее эта графическая техника стала использоваться как методический прием для осмысления и структурирования информации.

Визуально данная схема выглядит следующим образом: в головной части «рыбьего скелета» обозначена проблема, рассматриваемая в тексте, на верхних косточках скелета записываются причины возникновения изучаемой проблемы, на нижних – факты, подтверждающие наличие проблемы, а в «хвосте» рыбы делается вывод. Рыба может располагаться горизонтально или вертикально, количество нижних и верхних «косточек» может варьироваться.

Рассмотрим дидактические возможности данного методического приема на примерах работы с текстами по экономической специальности, изучаемыми в рамках курса профессионально-ориентированного английского языка. Представленная ниже схема составлена по материалам текстов, посвящённых проблемам экономического кризиса 2008 года. На основании информации из текстов на верхних косточках скелета записаны основные причины кризиса (неограниченное распространение американских долларов, «пузырь» цен на жилье, невозможность населения вернуть долги), а в нижней части диаграммы представлены последствия данного экономического явления (падение ВВП, безработица, инфляция или дефляция). Вывод заключается в том, что кризис 2008 года явился результатом неэффективной экономической политики государства.

 

Поскольку основной задачей составления фишбоуна является систематизация информации, содержание диаграммы может варьироваться. Например, содержание темы «Профессия экономиста» подсказывает иной способ систематизации информации: с одной стороны фишбоуна располагаются возможные места работы, а с противоположной – виды деятельности будущего экономиста.

 

 

 

Следующая схема посвящена видам экономических систем. На основании информации из соответствующего текста в верхней части схемы помещены названия четырех существующих видов экономических систем (традиционная, командная, рыночная и смешанная), а напротив записаны их характеристики. Кроме этого, на основе имеющихся у обучающихся знаний о мировой экономике в схеме приведены государства или районы, где доминирует данный вид экономики. Выводом может стать собственное мнение обучающихся о том, какая экономическая система является наиболее эффективной.

 

 

Материалом для составления следующей диаграммы стал текст о видах предприятий, каковыми являются индивидуальные частные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, корпорации. Ввиду значительного объема информации результатом ее систематизации может стать не одна, а несколько диаграмм, в основание которых положены преимущества и недостатки каждого из видов собственности. Впоследствии на основе полученных диаграмм могут быть составлены устные высказывания по теме.

 

 

 

Технология работы по составлению диаграммы может варьироваться: совместная работа над одним текстом под руководством преподавателя, самостоятельная, парная или групповая работа обучающихся над разными текстами по теме, обсуждение полученных результатов и выбор наиболее важных и четко сформулированных положений. Индивидуальная работа способствует развитию самостоятельного мышления, а работа в группе позволяет создать благоприятные условия для активной работы всех участников учебного процесса.

Поскольку диаграмма ограничена в пространстве, обучающимся приходится формулировать положения кратко, лаконично, по существу. Для осуществления этих трансформаций необходимы навыки перефразирования, когда предложения надо сократить, упростить или заменить их на словосочетания. Впоследствии при использовании диаграммы в качестве опоры для устного высказывания, перед ними встает противоположная задача – преобразовать краткую схему в развернутое высказывание. Для выполнения этого задания требуются умения грамматически и лексически корректно оформить высказывание.

Овладение стратегией фишбоун помогает обучающимся научиться читать тексты осознанно с целью извлечения необходимой информации, использовать полученную информацию для формулирования вывода и выработки собственной позиции по изучаемой проблеме.