Full text

Современная система образования находится в состоянии поиска новых ориентиров – в том числе и в сфере контроля и оценки качества образования. Важность изменения форм оценивания учебных достижений подчёркивают очень многие авторы. При этом они исходят из положения, которое в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, а именно, что формы оценивания оказывают решающее влияние на процессы обучения, которые ему предшествуют. Из этого вытекает, что, изменяя процедуру оценивания учебных достижений, мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс.

Необходимость изменения характера и технологий оценивания результатов обучения определяет переход от оценки успеваемости к аутентичному оцениванию (authentic assesment). Аутентичное оценивание широко применяется за рубежом в практико- и личностно ориентированных моделях обучения и трактуется как «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», или «оценивание реальных достижений учащихся», складывающихся из совокупности всех его успехов и проявлений в соответствующей будущему профилю обучения учебной и внеучебной деятельности.

Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к числу которых относятся: исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы учащихся и др. Оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности обучающихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает учащимся возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации компетентностного подхода в современной системе образования.

Аутентичное оценивание имеет следующие характеристики: задания разрабатываются для наиболее приближенных к реальной ситуации (подлинных) условий исполнения деятельности в оцениваемой области, оставляют достаточный простор для развития способностей и интересов учащихся как источников для формирования умений и для идентификации их сильных сторон. Критерии, используемые в оценивании такого типа, как отмечают исследователи, направлены на оценивание «основного» в поведении и деятельности, в соответствии с хорошо сформулированными деятельностными стандартами (например, написание эссе по социально значимой теме, убедительная защита своей позиции). В процессе аутентичного оценивания от обучаемых зачастую ожидается, что они должны представлять свою работу публично и устно.

Такая особенность аутентичного оценивания, как необходимость создания ситуаций, приближенных к реальной жизни («real life» situations), где обучаемые должны продемонстрировать применение знаний и умений, указывает на то, что реализация Федеральных государственных образовательных стандартов как в основном общем образовании, так и в высшем профессиональном образовании предполагает активный переход к аутентичному оцениванию. Одним из способов аутентичного оценивания является использование портфолио.

Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение XX века. В XIX веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов. В этом смысле как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов.

Идея применения портфолио в системе образования происходит из Соединённых Штатов Америки, где она возникла в 1980-х годах, а в конце 1980-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 1980-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигнув в 1995 году своего пика. Один из авторов говорит о настоящей «портфолиомании», захватившей образовательный мир. Кроме Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Однако обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот.

Можно утверждать, что портфолио не представляет собой какой-то чёткой концепции. Понимание и учёт этого факта особенно важны в российском контексте, так как сведения зачастую приходится извлекать из достаточного узкого круга источников, часто имеющих идентичное содержание [1–6].

Термин «портфолио» в образовательном процессе многозначен и может рассматриваться в различных контекстах. Часто портфолио рассматривают как рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся (папка, портфель достижений) [7, 8]. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником, студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Основной смысл «портфолио» в этом контексте – «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

В случае предметного портфолио – форма, которая доминирует в настоящее время в Европе, – речь идёт о документации работ школьника или студента в рамках определённого курса и служит по преимуществу именно как инструмент самого обучения, хотя оценивание этих шагов обучения также может иметь место. Из этих «предметных портфолио» могут, в качестве их завершения, возникнуть и папки достижений. Возможно использование технологии портфолио в образовательных учреждениях разного уровня:

-          В средней школе – при формировании профильных классов, а также как итоговое портфолио, отдельные элементы которого или весь комплект полностью могут быть представлены при поступлении в вуз.

-          В высшей школе – при поступлении в вуз (наряду с материалами ЕГЭ); при организации учебного процесса, для построения образовательного рейтинга студента; карьерное портфолио выпускника вуза.

Портфолио в средней школе

Федеральный государственный стандарт основного общего образования предусматривает, что «планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов» [9]. Система оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования должна обеспечивать комплексный подход и предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга. Одной из таких форм является портфолио, которое состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов» [6, 7]. Известные подходы к наполнению этих разделов не являются жесткой инструкцией, а рассматриваются как варианты.

«Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, предполагающий возможность как качественной, так и количественной оценки его материалов. В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т. п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т. п. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. В чем преимущества данного раздела? Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Однако есть и ограничения. Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не раскрывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т. п.

«Портфолио работ» – представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный раздел предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Он может оформляться в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Преимущества данного раздела состоят в том, что он дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. В то же время качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Примерный вариант записей в «портфолио работ» включает проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.); техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание); работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках); другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах); элективные курсы и факультативы (делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия); различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность); занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты); участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат); участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика); спортивные достижения (делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда) и др.

«Портфолио отзывов» – включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее. Преимущества данного раздела заключаются в том, что эта форма дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения применения связаны со сложностью формализации и учета собранной информации.

В «портфолио отзывов» ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятельность. Учащийся может иметь неплохие результаты по каким-нибудь предметам, образовательным областям или конкурсам, олимпиадам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься на профиле, где он будет успешен, однако не испытывает при этом морального удовлетворения. Помочь школьнику «найти себя», грамотно выстроить профориентацию возможно, если в этом разделе портфолио будет представлена саморефлексия ученика на выполняемую им разнообразную деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

Портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов учения [13, 14]. Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Естественно, что традиционные тетради являются тоже такими документами. Но в портфолио речь идёт о том, что ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку или портфель. Тем самым от ученика требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят своё место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, так же и домашние, и внешкольные работы. В папку, помимо работ, кладётся и суждение (оценка) работы как самим учеником, так и учителем. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и во внешкольное время. Учитель помогает и консультирует ученика при выборе и оформлении портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу.

Портфолио в профессиональном образовании

В высшей школе также возможно существование различных видов портфолио, ориентированных, прежде всего, на профессиональную подготовку студента и формирование у него общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [10–12]. Так, уже достаточно давно нами в курсе «Теория и методика обучения истории» была апробирована система индивидуальных творческих заданий, которая в определенной степени позволяет студентам создать своеобразное тематическое портфолио по этой дисциплине. В его состав включаются варианты тематического планирования школьных учебных курсов истории, разработки отдельных уроков истории и обществознания, а также внеклассных мероприятий, технологические карты, методические обзоры, аналитические сведения по проблемам построения учебного процесса в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта по истории России и всемирной истории.

Портфолио карьерного продвижения (ПКП) – это уже достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в западных странах технология планирования профессиональной карьеры. ПКП представляет собой пакет документов в бу­мажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения сту­дента (как академические – учебные, так и личные). Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебно­го заведения.

ПКП в минимизированном варианте может включать следующие пункты:

-          профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;

-          список изученных (освоенных) учебных курсов по основной области деятельности и связанных с ней областей знания, включая дополнительную специализа­цию, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей;

-          список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике при­меняются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель на­учной студенческой группы, куратор младшекурсников и т. д.);

-          описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;

-          рекомендации ведущих препода­вателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик.

ПКП должно фиксировать все дос­тижения студента. ПКП следует регу­лярно обновлять по мере продвижения во время обучения по основному и сопутствующим направлениям про­фессиональной подготовки, а также включать в него информацию, отра­жающую актуальные умения, навыки и наработку компетенций на каждом этапе профессионального обучения и развития.

ПКП можно использовать для хра­нения, например, таких документов:

-          выпускная квалификационная и кур­совые работы;

-          отчеты и отзывы о прохождении производственных практик;

-          тексты докладов на научно-практи­ческих конференциях;

-          оттиски статей в профессиональ­ных журналах;

-          грамоты и благодарности за учас­тие в семинарах, форумах, конфе­ренциях;

-          свидетельство о занесении на доску почета вуза;

-          сертификаты об успешном освоении тренинговых и обучающих программ (например, тренинг «Технология карьеры», обучающая программа для продвинутого пользователя ПК и т. д.);

-          свидетельство о получении именных стипендий (президентской, губерна­торской и т. д.);

-          рекомендательные письма от препо­давателей и кураторов.

У ПКП двойное предназначение – с одной стороны, это оценка учебных успе­хов и научных достижений, а с другой – оценка готовности к профессио­нальной карьере.

ПКП служит как инстру­мент учебно-научной оценки, изменяющейся во времени по мере документально подтве­ржденного развития готовности к обу­чению и профессиональному росту в период нахождения в вузе. По мере освоения учебных курсов портфолио отображает достижения студента в приобретении навыков и компетен­ций, необходимых для успешной и долгой карьеры. Со временем ПКП превращается в достаточно сложную, расширенную и углубленную структу­ру способностей и достижений.

ПКП как оценка готовности к карье­ре является важным инструмен­том передачи деловой и личностной информации о студенте – выпускнике вуза (в виде резюме и рекомендатель­ных писем) потенциальным работодателям, для поступления на работу на условиях как частичной (еще в период обучения), так и полной занятости.

Карьерное порт­фолио является эффективным сред­ством развития карьеры, которое содержит гораздо больше информации для понимания, чем стандартное ре­зюме. Профессиональное и полное ПКП позволяет работодателю легко просмотреть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей кандидата и создает условия для при­нятия оптимального кадрового реше­ния. Профессионально составленное ПКП может помочь выпускнику прив­лечь внимание работодателя и подчеркнуть его конкурентные преимуще­ства по сравнению с другими претен­дентами.

В век информаци­онных технологий и электронной ком­муникации важно, чтобы студенты развивали электронное, или онлайн-ПКП. Такой формат позволяет легко и эффектив­но общаться через Интернет с воз­можными работодателями [15, 16].

Таким образом, использование портфолио может стать важным элементом в перестройке процесса оценивания учебных достижений обучающихся и его адаптации под современные реалии компетентностного практико-ориентированного обучения как в средней школе, так и в системе профессионального образования.