Основываясь на своем опыте работы в школе, можно сделать вывод о том, что игровые моменты являются одной из самых необходимых и актуальных форм в методике преподавания английского языка. Игра в любом школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но и продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх. Кроме того, игра как свободная деятельность оказывает на ребенка релаксирующий эффект. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребенку не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но и научиться отличать особенности, разницу игры и учебной деятельности.
Тема применения игр на уроках является актуальной в современной педагогической действительности, так как игра – одно из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания ребенка. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Таким образом, моя цель – продемонстрировать использование игровых технологий в урочной системе в 5–7-х классов, доказать, что их применение важно для учащихся, способствует развитию памяти, воображения, творческого мышления детей, расширяет их словарный запас, прививает интерес к английскому языку и культуре англоязычных стран.
Поскольку в общеобразовательной школе классы смешанные, и, как следствие, языковые способности могут быть самыми разными, то при использовании типовых программ у многих учащихся возникают трудности в усвоении учебного материала. Интерес к предмету угасает. Для помощи именно таким ребятам я и использую игровые приёмы.
Игра определяется как форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.Игра – специфическая деятельность, которая включает все компоненты деятельности, а результатом является эмоциональное насыщение.
Это только некоторые определения понятия игры, но хочу отметить, что все они схожи по сути. Несмотря на некоторые различия, исследователей проблемы объединяет то, что игра является способом развития личности.
В настоящее время существует множество видов игр, но среди них можно выделить следующие группы:
1) фонетические;
2) лексические;
3) игры с фразами;
4) грамматические игры;
5) игры для обучения чтению;
6) игры для обучения аудированию;
7) игры для обучения говорению;
8) смешанные игры;
9) коммуникативные игры [5. C. 118–119].
В языковых играх основным материалом является сам язык. В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: Listening – аудирование, Reading – чтение, Speaking – говорение, Writing – письмо. Однако я часто модифицирую игру, подстраивая ее под свои нужды. Приведём примеры игр, относящихся к каждой из вышеперечисленных групп.
Среди фонетических игр можно выделить, например, игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.
При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу». Очень распространены игры типа «Аукцион» или «Дуэль», «Лотерея», «Цепочка слов по теме» и т. д.
Среди грамматических игр можно использовать следующие: «Узнай, кто говорит» (Guess, who is speaking), «Where were you?» (Где ты был? – отработка The Past Simple Tense), «Прятки на картинке» (Hide-and-Seek in a Picture), «Lazy-bones» (I'll ask you to do smth. Say that you did it yesterday – Я попрошу тебя сделать что-то. Скажи, что ты уже сделал это вчера) [3. C. 121].
При обучении чтению можно использовать игры, которые имитируют реальные жизненные ситуации, например «На приеме у глазного врача», «Конкурс теледикторов», «Playing the computer (Компьютерная игра)» [3. C. 125]
При обучении аудированию необходимо учитывать, что речь является одним из важнейших средств общения. Общение можно осуществлять устно и письменно. Устная же речь является средством осуществления двух видов деятельности – говорения и аудирования, так как использование устной речи для общения подразумевает и ее порождение, и ее понимание. Механизмы говорения и аудирования между собой тесно связаны, иногда вообще совпадают. Поэтому обучать аудированию невозможно без говорения, а говорению без аудирования. Обучение аудированию должно предусматривать:
- формирование механизмов речевого слуха, памяти, вероятностного прогнозирования;
- прослушивание учащимися аутентичной иностранной речи в определенном темпе;
- использование ситуационно обусловленных устных речевых произведений (от слова до предложения и до сверхфразовых единств);
- изучение разговорных клише и обиходных словосочетаний;
- широкое использование визуальных и других опор при аудировании.
В целом обучение аудированию в играх приносит наибольший эффект, так как игра активизирует мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и легкостью.
Самыми простыми играми на начальном этапе обучения аудированию являются игры типа «Повтори» или «Эхо». Побеждает тот, кто не сделает ни одной ошибки. Дополнительным заданием в этой игре может быть такое: определить, какая из фраз, предложенных для повторения, повествовательная, какая вопросительная, а какая восклицательная.
Особый интерес в обучении восприятию на слух вызывают игры, в которых после прослушивания текста (желательно с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности. В играх при обучении аудированию ребенок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задания к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными.
Что касается обучения говорению, то очень распространены игры типа «Снежный ком», когда в центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями. Один ученик берет карточку, показывает ее всем и употребляет данное слово или выражение. Другой вариант игры «Снежный ком» – когда вся группа участвует в описании фотографии, рисунка, события или в составлении рассказа. Каждая фраза состоит из определенного количества слов: первая из одного, вторая из двух и т. д. Ведущий записывает все предложения на доске. Выигрывает тот, кто составляет последнюю фразу.
Среди коммуникативных игр наибольшим успехом на уроках пользуются игры с недостатком информации (победителем становится тот, кто первым объединит всю информацию, полученную от других участников), игры на угадывание (победитель – тот, кто правильно угадает, например, игра «Кто я?», где участники должны угадать, кем является водящий, задавая ему вопросы), коллективные игры (популярные игры типа «кроссворды», «домино», «бинго»), игры на внимание (победителем является тот, кто наиболее внимательно выполнит задание), игры на развитие памяти (побеждает тот, кто лучше всего запомнил информацию, особенно интересны такие игры для 5–7-х классов). В качестве примеров коммуникативных игр можно также привести ролевые игры. В таких играх даётся определённая задача, которую ученики могут выполнить, следуя некоторым правилам. Большую роль при этом играет метод драматизации – это творческое использование письменной и устной речи на основе литературных произведений (фактически школьный театр). Этот метод даёт возможность формирования позитивного отношения к изучению иностранного языка. Среди методов драматизации выделяют также диалог и импровизацию.
Сказка также может выступать в качестве ролевой игры на уроках английского языка. С помощью сказки дети могут познакомиться с новой лексикой, с окружающим их миром, при этом им будет интересно провести урок в форме ролевой игры. При этом задачей для 5–7-х классов станет научиться воспроизводить текст без образца, то есть без самого текста сказки (составить рассказ по нескольким предложениям, кратко пересказать текст, найти и исправить ошибки и т. д.).
Игры могут быть регулируемыми (участники ответственны за точность использования английских выражений), частично регулируемыми (участники могут добавлять что-то своё в высказывания, но не сильно отходить от оригинала), свободными (участники ответственны за сохранность содержания, но не за предписанный язык), малообъёмными (длятся урок или даже меньше) и развёрнутыми (длятся больше одного урока или даже целую четверть) [5. C. 121–122].
Важное значение имеют игры, направленные на отработку письменных навыков. Они могут представлять собой работу над проектом. В своей практике я стараюсь использовать проекты как можно чаще. Дети использвали такие темы, как «Умный дом», «Меню моего ресторана», «Необычные места России», «Я делаю робота». В качестве проекта также может выступить оформление уголка, посвящённого английскому языку, где помещаются фотографии, пословицы, поговорки, известные высказывания и т. д. Учитель также может предложить детям сделать открытку в подарок маме на 8 Марта. При этом, команды должны даваться на английском языке: «take a piece of paper», «take the scissors». Когда дети справятся с заданием, они должны будут рассказать о своей открытке, о том, что они нарисовали и какое поздравление написали. Практика показывает, что дети всегда с большим энтузиазмом относятся к таким выдам работы.
Во время урока можно также использовать так называемые физкультминутки, когда детям даются задания, позволяющие им отдохнуть и одновременно отработать лексику. При этом ребята либо повторяют за учителем, либо выбирается ведущий из числа самих учеников.
Стоит также обратить внимание на использование специальных фраз и выражений, то есть на так называемый игровой словарик, который не только помогает объяснить детям суть игры, но и знакомит их с английской лексикой, облегчает её запоминание.
Как уже упоминалось выше, основная цель игровых упражнений – повысить эффективность урока. Но хочу подчеркнуть, что игру нужно рассматривать как одно из упражнений, а не как развлечение и разумно сочетать её с другими заданиями. Известно, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии [8. C. 23].
Игра, как известно, – основной вид деятельности ребенка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. Одновременно игра – это инструментарий преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к овладению языком. По мнению психологов (А. А. Леонтьев и др.), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Все это вместе взятое составляет мотивацию учения [1. C. 10–11]. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. В настоящее время стала также очевидной идея необходимости обучения иностранным языкам как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель – группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик.
Помимо всего вышеперечисленного игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Бесспорно, игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказываются здесь порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность обучающимся свободно высказываться на чужом языке.
Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей.
Например:
- закрепить только что пройденный материал;
- игра – весьма удачное решение повторить пройденное;
- игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходится заниматься менее приятными вещами;
- игра – это прием смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
- игра – это идеальная возможность расслабиться;
- игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих;
- быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие;
- игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти;
- игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать;
- игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению;
- ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их бороться [9. C. 34].
Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес и мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Различные игры могут модифицироваться и адаптироваться к условиям конкретного урока, конкретной группы. Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приемами способствуют качественному усвоению материала и делают радостным сам процесс познания, который становится для ученика потребностью.
Вот к чему я стремлюсь, играя с моими учениками.
- Простота объяснения. Правила игры должны быть просты. Я думаю, лучше всего объяснить правила игры на родном языке учеников, а оставшееся время потратить на саму игру. (Я трачу на объяснение правил всего пару минут. Это лучше, чем тратить массу времени на объяснение правил игры на изучаемом языке.)
- Отсутствие дорогих и сложных материалов для игры.
- Универсальность. Я люблю игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.
Таким образом, все виды игр, соответствующих данным требованиям, я стараюсь использовать в своей практике, и могу сделать вывод, что они способствуют расширению знаний, умений и навыков, общего кругозора учащихся, развивают внимание, память, мышление, воображение и другие психические процессы ребенка, повышая его мотивацию к обучению.