Full text

Усиливающиеся в начале XXI века тенденции взаимосвязанности и взаимозависимости стран и народов современного мира, глобализации экономики, науки, образования и культуры приводят к тому, что решение многих проблем современности не возможно без выхода за рамки одной определенной культуры. Эти изменения, обусловливают важность изучения мирового опыта в разных сферах общественной жизни и разных областях научного знания, стимулируют всё больший интерес к сопоставлению экономических показателей, социально-политических систем, моделей культуры разных стран и народов, в том числе и в сфере образования [5, с. 3].

Интеграция в высшем образовании – это результат углубления процесса интернационализации, для которого характерны возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их соответствующими национальными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденции к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач образования будущего [6].

Интеграционные процессы в мировом образовании все более затрагивают его элементы – национальные, региональные, образовательные системы [1, с. 11]. Значение интеграции в высшем образовании для региона определяется тем, что она способствует сокращению разрыва в уровнях развития образования между странами «центра» и «периферии» внутри региона, а также способствует приближению латиноамериканских стран к уровню развитых стран Запада. Особую важную роль интеграция играет в стратегии развития образования малых и средних стран.

Основными субъектами интеграции выступают образовательные учреждения различного уровня, которые путем массового включения в реализацию крупных, многосторонних международных проектов и программ более эффективно начинают решать как национальные образовательные задачи, так и те, что, что вытекают из потребностей устойчивого развития региона. Инструментами интеграции в образовательной сфере могут быть: разработка единой образовательной политики в интеграционных группировках; выработка единых образовательных стандартов; создание многонациональных образовательных организаций и систем информации, сети дистанционного обучения, фондов по финансированию мероприятий в сфере образования; разработка совместных программ и проектов; создание региональных рынков знаний; обмен опытом в области подготовки кадров, а также обмен преподавателями и студентами.

В настоящее время в латиноамериканских интеграционных группировках различного уровня применяются все из возможных форм интеграции в области образования: субрегиональный уровень интеграции, региональный уровень интеграции, общеамериканский уровень интеграции, глобальный уровень интеграции [9].

Субрегиональный уровень интеграции представлен различными межгосударственными организациями, проектами и программами, охватывающими своей деятельностью отдельные группы стран, для которых в известной мере характерны территориальная, историческая и культурная общность («Андская группа», «Лаплатская группа», «группа Контадора», «группа РИО», Центрально-американский общий рынок, Экономическое сообщество стран Карибского бассейна и др.) По своему содержанию процессы этого уровня направлены, прежде всего, на координацию усилий в разработке общих стандартов школьного и вузовского образования, предотвращения «утечки умов» и т. п. Между странами этих группировок существуют соглашения о кооперировании в области образования.

Это соглашение, заключенное главным образом с целью сохранения и укрепления культурной самобытности андских народов стало основным рычагом расширения сотрудничества в области высшего образования как между странами-участницами, так и рядом других государств (например, Германией). Регулярно проводятся консультативные совещания по насущным проблемам в области образования, науки и культуры, волнующим андские государства. Для финансирования подготовки специалистов из андских стран за рубежом в рамках соглашения специально создан стипендиальный фонд «Великий маршал Аякучо». Каждый четвертый из числа студентов, приезжающих на учебу в Испанию, является стипендиатом этого фонда. Доля студентов из стран-участниц соглашения «Андрес Бельо» составляет 40% от общего числа латиноамериканцев, обучающихся в Испании.

Наиболее типичной формой субрегионального уровня интеграции являются соглашения, заключенные также Центральноамериканским высшим университетским советом (ЦАВУС), созданным в 1948 году (до 1981 года она называлась Конфедерацией университетов стран Центральной Америки). Объединяет 7 университетов шести Центральноамериканских стран. Официальные цели совета – усиление интеграции высших учебных заведений Центральной Америки, расширение и развитие научных исследований; изучение проблем в области образования [12].

Заслуживает также внимания координация деятельности в этой сфере государств-членов МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай). Важными мерами в сфере образования в рамках МЕРКОСУР стал «Протокол по вопросам интеграции образования и признания свидетельств, степеней и курсов начального и нетехнического среднего образования», который был подписан в Буэнос-Айресе министрами образования этих стран в 1994 году [11]. И на уровне высшей школы также был подписан протокол о взаимном признании дипломов о высшем образовании. Значительный успех был достигнут в том, что касается преподавания в странах региона испанского и португальского в качестве официальных языков.

 Региональный уровень интеграции охватывает системы образования всех латиноамериканских стран и самые различные его ступени. Начало сотрудничеству на таком уровне было положено в 70-е годы, когда страны региона подготовили и приняли к совместной реализации документы, направленные на сближение образовательных стандартов и учебных программ, что привело к подписанию «Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и учебных степеней…»

Сегодня регион выступает с идеей проекта «Общего рынка знаний». Латиноамериканские государства и в этом смысле далеко опережают рождение подобных тенденций в других регионах развивающегося мира. Интересно отметить, что на «опережающий» характер интеграционных тенденций в образовании латиноамериканских стран, очевидно, оказывают влияние не только идеи формирующегося «мега рынка» западного полушария, но и такая, к сожалению, практически неизвестная их черта, как глубокие традиции мира и добрососедства, которые давно культивируются в регионе. Многие считают, что проект «Общего рынка знаний» может стать эффективным средством предотвращения «утечки умов» из Латинской Америки в развитые страны. Может быть, именно этим обстоятельством объясняется слабая поддержка данной инициативы со стороны европейских стран и США, а также международных финансовых организаций. Для координации усилий латиноамериканских государств на этом уровне создан соответствующий орган – Совещание министров образования, заседания которых проходят в разных странах.

Одним из первых участников подобного взаимодействия стал Университет Сан-Диего. Здесь решено ввести курс по изучению приграничной зоны, по окончанию которого студентам будет выдаваться соответствующий сертификат специалиста по проблемам Латинской Америки. Более того, Университет Сан-Диего стал инициатором программы «Мексус» – американского аналога успешно действующего в Европе проекта «Эрасмус». Согласно этой программе, учащиеся мексиканских вузов в первые два года обучаются на родине, последующие два – в США, а после завершения полного курса получают диплом обоих вузов. Особое внимание уделяется изучению английского языка мексиканскими студентами, а испанского языка – американскими. Четыре основных участника программы «Мексус» – Университет Сан-Диего, Автономный университет Нижней Калифорнии, Юго-Западный Колледж (США) и центр высшей технической подготовки (Мексика) – планируют развернуть деятельность и в других городах приграничной зоны [2].

Подобная форма международной интеграции, наряду с достижением экономических результатов, способна вызвать серьезные трансформации в мексиканском обществе, включая и высшие учебные заведения, задача которых на новом этапе состоит в том, чтобы сделать их способными противостоять внешней конкуренции на рынке трудовых ресурсов.

Следует особо отметить, что решению проблем образования в странах Латинской Америки содействуют различные международные организации, в их числе Агентство международного развития США, Канадское агентство международного развития, Японское агентство международного сотрудничества, а также Мировой банк и МАБР [3].

 В глобальном плане латиноамериканские государства проявляют интерес к сотрудничеству с европейскими странами. В последние годы значительно увеличилась доля латиноамериканских студентов в испанских, германских, французских вузах. Представители бывших английских колоний имеют предпочтение обучаться в учебных заведениях Великобритании, Голландии, Дании, Италии [4]. Для таких европейских стран, как Германия и Франция характерно относительное сокращение обучения полному курсу и увеличение доли учащихся на последипломном уровне. Подобные нововведения объясняются рядом причин. Во-первых, сами латиноамериканские страны проявляют серьезный интерес к краткосрочным курсам повышения квалификации для уже дипломированных специалистов. Во-вторых, такая форма сотрудничества сокращает материальные затраты и облегчает организационные проблемы как для одной (латиноамериканской), так и для другой (европейской) стороны [6].

В настоящее время ведущие западноевропейские страны отдают явное предпочтение так называемому «ориентированному на равноценное партнерское участие» взаимодействию, которое позволяет более активно использовать возможности самих государств Латинской Америки. Так, отношения с Францией, где учатся латиноамериканцы из 23 стран континента, характеризуются усилившимся стремлением к совместным исследованием в области образования; преимущественным развитием прямых межвузовских связей; значительным расширением курсов по изучению французского языка в Латинской Америке; организацией краткосрочных курсов повышения квалификации для специалистов различного уровня как во Франции, так и в самой Латинской Америке и т. д. [7].

Своеобразным поворотным моментом в европейско-латиноамериканском сотрудничестве по линии высшего образования стало осуществление в последнее время межрегиональных программ, позволивших большой группе латиноамериканских стран подключаться к взаимодействию с развитыми европейскими государствами на равноправной основе. К ним относится так называемая «Программа КОЛУМБУС», в которой участвуют 40 латиноамериканских и 20 европейских университетов. Главная цель проекта, полное название которого «Мост к сотрудничеству между университетами Латинской Америки и Европы в деле управления», состоит в том, чтобы способствовать повышению роли университетов в наращивании научного потенциала латиноамериканских стран, в расширении подготовки квалифицированных кадров внутри региона.

Проявляют интерес страны Латинской Америки и к сотрудничеству с Японией и НИС Азиатско-Тихоокеанского региона. Для образовательных систем региона это означает выход на еще один мощный полюс развития интеграционных процессов в мировом образовании. Страны Латинской Америки стремятся также наладить контакты в сфере образования с Китаем и Россией [8].

 Российско-латиноамериканские связи в сфере образования имеют давнюю историю, но в настоящее время все больше укрепляется принцип взаимовыгодного сотрудничества и равноправного участия. Основой для расширения этих взаимовыгодных связей могут выступать следующие предпосылки:

-          достаточно высокий уровень развития образования, в том числе и высшего, в большой группе стран региона;

-          исторически более давние связи Латинской Америки в образовании и культуре с Европой, нежели с Северной Америкой;

-          Латинская Америка среди стран Юга – пионер в развитии международного сотрудничества в сфере образования и обладает в этой области необходимым опытом как на субрегиональном, региональном, так и на общеамериканском и глобальном уровнях;

-          международное значение имеет опыт стран Латинской Америки по сохранению самобытности развития национальных образовательных систем в условиях постоянной экономической, политической и культурной экспансии США.

Несомненно, заслуживает внимания наиболее развитая группа латиноамериканских стран – Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай, в которых системы образования достигли достаточно высокого уровня эффективности.

Главной мотивацией планов латиноамериканских стран к международному сотрудничеству является улучшение качества образования. Согласно этим планам качество будет улучшаться за счет расширения международного сотрудничества в областях культуры и образования, укрепления программ обменов и мобильности студентов ,увеличения совместных международных научных исследований и обучающих программ на различных академических уровнях. Так, например, в Мексике главными организаторами студенческой и преподавательской мобильности являются Департамент государственного образования в лице Национального комитета по развитию науки и техники, Департамент международной деятельности, Национальная ассоциация университетов и институтов высшего образования и Мексиканская федерация частных институтов высшего регионального сотрудничества. С 90-х годов международная деятельность вузов приобретает стратегическую важность и растущее политическое значение, которое определяет развитие мексиканских вузов, особенно с момента создания региональных экономических сообществ, расширения торговли с внешним миром и интернационализации социально-экономических явлений, которые влияют на развитие общества в глобальном масштабе.

Частные вузы лидируют в студенческой мобильности, благодаря большим экономическим возможностям их родителей. А государственные вузы предлагают своим студентам финансовую помощь для участия в студенческих обменных программах. Студенты частных вузов в основном предпочитают США. Мобильность студентов частных вузов вдвое превышает количество студентов государственных вузов, и в 7 раз количества студентов за границу и в 5 раз приема иностранных студентов.

В течение 2002–2003 гг. Союз вузов Латинской Америки (UDUAL) открыл программу студенческих обменов, согласно которой латиноамериканские университеты имеют официальное признание дипломов. За эти годы 24 латиноамериканских университета, включая 4 аргентинских вуза Куйо, Междуречье, Литораль, и Маар де Плата , участвовали в этой программе.

 Главная причина ограниченной мобильности латиноамериканских студентов это их неадекватное владение иностранными языками. Недостаточное овладение иностранным языком имеет место, как в средней школе, так и в высшей школе, где чаще всего знание второго языка не является программным требованием или стандартом для аккредитации вуза. Другая причина – это отсутствие официальной системы кредитов по примеру стран Европейского Союза. Другим аспектом студенческой мобильности является также открытие вузов для студентов из стран, находящихся вне межуниверситетских соглашений. Европейские и Североамериканские вузы часто поощряют студентов на продолжение их дальнейшего обучения в иностранном вузе. Хотя большая часть этих обменов происходит в Северном полушарии, Аргентина становится общепринятым пунктом назначения, из-за низких цен, природных красот и высокоразвитой университетской системы. Но большинство аргентинских вузов, особенно государственных, не имеют стратегий или нужных структур для управления этим видом студенческой мобильности.

Мобильность является одним из важных аспектов процесса интернационализации в вузах таких стран как Чили, Уругвай, Бразилия, Куба. Количество студентов из-за рубежа, например, в Чили увеличилось за последние 10 лет, главным образом в результате роста иностранных студентов зачисленных в университеты.

Таким образом, интернационализация высшего образования латиноамериканских стран вносит огромный вклад в международное сотрудничество с целью развития обмена на университетском и национальном уровнях. Его самыми отличительными чертами являются мобильность и международное сотрудничество среди преподавателей и студентов. Мобильность рассматривается как способ подготовки академических кадров и подготовка студентов к вызовам XXI века.