Современные условия жизни диктуют необходимость внедрения новых технологий социального обслуживания населения. Наряду с традиционными формами социальной работы разрабатываются и внедряются инновационные технологии, которые повышают качественный уровень социальных услуг населению в современных социально-экономических условиях. Совершенствуется деятельность социальной инфраструктуры, внедряются новые виды и формы социального обслуживания. Итогом такой работы является создание оптимальной социальной системы, где с учетом потребностей граждан все формы и виды социальных услуг имеют комплексный характер, взаимодополняя и заменяя друг друга.
Социальная работа, или социономия – специфическое общественное явление. Общепринятым является определение социальной работы как профессиональной деятельности в социальной сфере, направленной на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем, прежде всего по преодолению личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, обслуживания, коррекции и реабилитации [1, с. 267].
Социальная направленность государственной политики многих стран реализуется через совершенствование социальной работы, формирование эффективной системы социальной защиты населения. Социальная работа является универсальным социокультурным институтом социальной поддержки и безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях. Передовые страны пошли по пути создания максимально благоприятных условий для социального развития общества за счет развития социальных программ, включающих разнообразные инновационные технологии социальной интеграции и социальной адаптации проблемных групп населения.
Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, которые являются основным инструментом повышения качества жизни населения. В России в начале XXI века назрела необходимость поддержки социальной инновационной деятельности. Принятая в ноябре 2008 года Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] определила основные направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. В Концепции 2020 заявлено, что переход экономики России на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.
Инновационные социальные технологии сегодня определяются основным средством выхода из кризисного состояния, так как социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью и приоритетными направлениями социальной политики государства.
Мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.
Инновационные социальные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Итогом внедрения инноваций в социальной сфере должно стать повышение качества жизни населения во всех регионах, учитывая, что у разных групп свои потребности.
В научной литературе существует большое разнообразие взглядов на сущность понятия «инновация»". Большинство исследователей рассматривают инновацию как процесс, как результат или как идею. Анализируя инновации в социальной работе, Н. В. Платонова и М. Ю. Платонов в своем учебном пособии определяют инновацию как реализованную творческую идею, создавшую новую социальную или экономическую ценность, востребованную обществом, которая может в дальнейшем быть использована в практической деятельности [3, с. 14].
Инновации в социальной сфере – инновации, оказывающие влияние на большие группы людей, как правило, имеющие некоммерческий характер и направленные на улучшение качества жизни населения. Социальные инновации – организуемое нововведение в социальной практике в ответ на изменение социальных условий, потребностей общества, новые проблемы, не решаемые традиционными способами [3, с. 232].
Специфика социальных инноваций состоит в том, что результаты проявляются через определенное количество времени и часто имеют непредсказуемый характер. Отличительными признаками социальных инноваций являются: наличие тесной связи с конкретными общественными отношениями; зависимость при использовании новшеств от групповых и личных качеств пользователей (клиентов социальных служб); отсутствие очевидных преимуществ, в отличие от технических нововведений.
Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем в обществе. Это возможно лишь при условии повышения эффективности деятельности предприятий и организаций социальной сферы, при улучшении качества социальных услуг с учетом динамики меняющихся потребностей населения.
В настоящее время обострение социальных проблем требует поиска новых подходов к их решению. Повышаются требования к качеству услуг учреждений социальной сферы. Все это способствует развитию инновационной деятельности. Миссия социальной работы направлена на достижение позитивных социальных изменений.
Проектирование инновационных технологий в социальной сфере обусловлено необходимостью использования специфических приемов и методов инновационной деятельности, в результате которой воплощаются новые подходы с качественными изменениями в общественной жизни. Инновационные технологии социальной работы обусловлены общественными потребностями и должны иметь четкие цели. В условиях социальных изменений определенного этапа развития общества, социальные инновации нацелены на эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.
Инновационный путь развития социальной сферы связан с решением имеющихся и прогнозированием возможных проблем. Поэтому необходима подготовка квалифицированных кадров. В условиях кризиса экономики специалисты по социальной работе должны свободно применять знания по вопросам социальных инноваций, владеть методами управления исследования и разработками, быть способными работать в инновационной среде.
Социальным работникам необходимо иметь ясное представление о содержании инновационного процесса. Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие, идея превращаются в социальное нововведение. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность [4, с. 21]. Инновационный процесс – совокупность научно-технологических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций [3, с. 233].
Инновационную деятельность определяют также как самостоятельный вид деятельности, направленный на трансформацию идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, новый подход к социальным услугам [5, с. 30].
Применение термина «инновационная деятельность» должно относиться к конкретному виду деятельности. Инновационная деятельность социального работника характеризует качественную составляющую его профессионального труда, т. е. нацеленность на создание и использование инноваций в своей работе. Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, поиске новых более качественных способов социального обслуживания, обобщении и внедрении передового опыта, умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации [6, с. 42].
Для практики социальной работы актуальным является выделение понятия «инновационный метод», который является способом технологизации и информатизации социального пространства.
Технологический процесс требует постоянного совершенствования и инноваций (нововведений). Однако инновации не могут быть точечными, все принципиальные изменения должны носить комплексный характер. Для этого технологическая задача социальной работы заключается, прежде всего, в выявлении социальной проблемы, от характера которой и будет зависеть определение содержания, инструментарий, формы и методы работы.
Считается, что социальные нововведения осуществлять особенно трудно, так как наблюдается неопределенность их параметров и результатов. В связи с этим в практике социальной работы достаточно часто используется понятие «инновирование», которое определяют как процесс оптимизации инновационной деятельности в целях получения более высокого социального результата [3, с. 233].
Активизация инновационных процессов в социальной сфере современной России обусловлена демографическими изменениями, особенно увеличением численности престарелых людей, миграционными процессами и сокращением государственного финансирования социального обеспечения.
Мировой опыт осуществления социального развития свидетельствует о ведущей роли государства в создании и распространении социальных инноваций. В социальных инновационных процессах государству необходимо участвовать не только в качестве их организатора, но и в качестве соинвестора, способного разделить совместно с предпринимательским и некоммерческим сектором расходы на создание социальных инноваций. Активное участие государства в такой деятельности достаточно часто приводит к усложнению процессов и бюрократизации и, как следствие – к снижению эффективности и качества внедряемых социальных инноваций. Одним из способов разрешения этого противоречия является создание государственно-частного партнерства (ГЧП), способного обеспечить эффективную разработку и внедрение инноваций в социальной сфере. ГЧП – это институционально-организационное объединение интересов государства, предпринимательских и некоммерческих структур в целях реализации социально значимых проектов и программ [3, с. 41].
С 1 января 2015 года вступили в силу изменения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Исчез термин «клиент социальной службы», вместо которого было введено понятие «получатель социальных услуг». Также определен поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3). Согласно новому закону расширен перечень видов социальных услуг. Изменен подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги. После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:
- социально-бытовые;
- социально-медицинские;
- социально-психологические;
- социально-педагогические;
- социально-трудовые;
- социально-правовые;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
- срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона) [7].
Таким образом, новый закон РФ регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
Социальная сфера России имеет федеральную, региональную и местную отраслевую структуру. Соответственно, для нововведений каждого из этих уровней существуют свои функциональные задачи и система финансирования. Существенным преимуществом в отраслевых структурах обладают профильные программы социального развития.
В Самарской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услугах, реабилитационных услугах, предоставляемых гражданам с учетом их потребностей и социальных показаний. Целевую направленность развития учреждений социального обслуживания определяют демографическая ситуация, в том числе изменение возрастной структуры с ростом численности нетрудоспособного населения области.
В банке регионального центра инноваций социальной сферы в Самарской области целый ряд социальных проектов на базе различных организаций. Например, автономной некоммерческой организацией «Открытая Альтернатива» реализуется проект «Социальная деревня» (создание специализированного комплекса – адаптированного жилья для лиц без определенного места жительства).
В Самарской области реализован эксперимент по оказанию социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Социальный контракт – это договор о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и государственным учреждением Самарской области – центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов о предоставлении ему и (или) его семье социальной помощи в виде денежной выплаты и социальных услуг. Цель социального контракта – повышение доходов малоимущей семьи и как результат выход семьи на «самообеспечение». Суть социального контракта состоит в том, что в обмен на социальную помощь со стороны государства возникают встречные обязательства со стороны ее получателя. Примерами таких обязательств можно считать выполнение какой-либо оплачиваемой работы или получение дополнительного образования, ответственное социальное поведение, ответственное отношение к своим детям. Как показал эксперимент, наиболее распространенным видом оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в регионах стало предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью [8].
С 1 августа 2014 года на территории Самарской области стартовала добровольческая Акция «Ветераны Самарской области на пути к электронному будущему», цель которой – повышение компьютерной грамотности маломобильных людей пожилого возраста. В Акции приняли участие такие города как: Самара, Тольятти, Сызрань, Жигулевск, Октябрьск, Чапаевск, Новокуйбышевск, а также муниципальные районы: Сызранский, Шигонский, Ставропольский, Безенчукский, Пестравский, Красноармейский, Приволжский, Хворостянский. Организаторами акции на местах стали Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов при поддержке Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области. С целью эффективной реализации проекта организаторы – Центры социального обслуживания (ЦСО) провели работу по изучению нуждаемости среди обслуживаемых на дому маломобильных граждан в повышении компьютерной грамотности, определили график выездов и сформировали выездную бригаду [9].
Одним из новых направлений социальных услуг в Самаре является социальный туризм. Его активно практикуют дома – интернаты для людей старшего возраста, центры социального обслуживания населения. Это новая услуга для людей старшего возраста реализуется в рамках областной целевой программы «Развитие социального обслуживания населения в Самарской области». Среди пожилых граждан Самарской области большим спросом пользуются поездки по культурно-историческим местам городов и районов области. Такие мероприятия поднимают жизненный тонус, способствуют их активному долголетию. Для ЦСО Самарской области предусмотрено предоставление субсидий на организацию и предоставление услуги «Социальный туризм».
Таким образом, внедрение инновационных социальных технологий способствует развитию сферы социального обслуживания, удовлетворению потребностей клиентов социальных служб в необходимых социальных услугах и тем самым улучшению качества жизни граждан нашей страны.