Full text

В нашей отечественной литературе наличествует широкий спектр подходов к культуре, а, следовательно, и её определений. В «Современном словаре иностранных слов» приводится восемь вариантов употребления слова «культура». Многое в его понимании зависит от того, в каком контексте оно употребляется. В. Е. Давидович приводит и комментирует применение слова «культура» в археологии, этнографии, социологии, семиотике [1, с. 83–86].

Действительную полноту анализу понятия «культура» придаёт включение его в категориальный ряд «природа», «общество», «человек». Категории «природа», «общество», «человек» являются системой, так как выделение её основных компонентов отвечает критерию необходимости и достаточности, и между ними выявляются достаточно строгие взаимосвязи и зависимости [2, с.137].

Прежде всего, культура выступает как феномен, раскрывающий сущность, природу жизнедеятельности человека. Человек не только центр культуры, но и единственное и абсолютное «пространство» в рамках которого живёт и функционирует культура. Вне человека, отторженно от него, в качестве некоего самостоятельного отдельного субстрата, культура попросту не существует. Культурной составляющей материальных, духовных и иных факторов человеческого бытия является их устремлённость к человеку, и имманентная сопряженность с ним.

Человек – это существо природное, общественное, культурное и деятельное. Все элементы этой схемы взаимосвязаны. В центре – человек. Человек – это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого. Биологическое – наследуется, культурное – приобретается. В человеке выделяются две подструктуры, сформировавшиеся под воздействием двух факторов: биологического и социального. А. Ф. Лазурский вводит в научный обиход понятия эндопсихика и экзопсихика [3, с. 179–198].

Эндопсихика – это внутренний механизм человеческой личности. Он проявляется в темпераменте, характере, умственной одарённости, памяти, внимании, воображении, аффективной возбудимости, воле, импульсивности, быстроте, силе и обилии движений. Эндопсихика – ядро человеческой личности.

Экзопсихика определяется отношением человека к внешним объектам: природе, обществу, людям, вещам, искусству, религии и к самому себе.

Индивидуальная культура человека определяется своеобразием его эндопсихических черт и экзопсихики. При равных внешних условиях уровень духовного развития определяется одарённостью человека, сводящейся к общему потенциальному запасу нервно-психической энергии (к количеству психической активности). Поэтому изучение культуры человека надо начинать с его психики.

Примерно в одно время, в начале ХХ века, представители разных наук Б. Малиновский и З. Фрейд выдвигают идею биологического происхождения культуры. Б. Малиновский разрабатывает биологические основания культуры на основе потребностей человека. З. Фрейд доказывает, что происхождение культуры продиктовано стремлением человека к двум целям – пользе и удовольствию. К культуре З. Фрейд относит следующее:

-          все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от си л природы;

-          красота, порядок и чистота в окружающей среде и в самом человеке;

-          высшие формы психической деятельности (религиозные системы, интеллектуальные, научные, художественные достижения);

-          способы, которыми регулируются взаимоотношение людей (власть, общество, право) [4, с. 65–134].

В общей психологии психические свойства личности рассматриваются в трёх основных сферах: интеллектуальной, эмоциональной и волевой.

Тело человека тоже рассматривается как компонент культуры, но этот компонент не является рядоположенным по отношению к разуму, воле и чувствам. Это переходная форма от внутреннего к внешнему, от духовного к физическому. Это вместилище, дом человеческой души. Это первая непосредственная форма объективации культуры человека, как, в той или иной степени, преобразованной природы.

Формы объективации духовных сил человека соответствуют его духовным потенциалам и определяются уровнем их развития.

Исходя из того, что внешние формы деятельности человека – это продолжение его внутреннего духовного потенциала, преломляющегося через призму отношений человека к миру, внутренний базовый потенциал культуры человека можно представить так:

Разум – интеллектуальная сфера культуры человека.

Воля – нравственная сфера культуры человека.

Чувства – эмоциональная сфера культуры человека.

Культура человека детерминирована природой, которая в процессе индивидуальной жизнедеятельности изменяется под влиянием трёх основных факторов: социальной среды, культуры общества и деятельности личности. Итак, культуру человека определяют: природные задатки, деятельность, социальная среда, культура общества.

Рассмотрим деятельность человека в системе «природа», «общество», «культура» с точки зрения субъектно-объектных отношений.

Подсистема «человек-природа». Являясь частью природы, в деятельности, человек, как бы, обосабливается от неё. Внешняя по отношению к человеку природа – это объект, на который направлена его активность. Воздействие человека на природу, её изменение продиктовано утилитарными целями – удовлетворение первичных (биологических) потребностей, но не только ими. Осваивая, преобразуя окружающую природную среду, человек создаёт культуру. Все приспособления использовавшиеся и использующиеся в деятельности от каменного скребка до современного компьютера, это дополнение к человеку в целях расширения возможностей его деятельности. «Всеми своими орудиями человек усовершенствует свои органы – как моторные, так и сенсорные – или же раздвигает рамки их применения» [4, с. 89]. Используя множество полезных вещей, человек стал «богом на протезах» [4, с. 90]. Во всём, что создано людьми, есть продолжение человека. Создавая материальные предметы, человек как бы достраивает себя, создаёт то, что ему не дано от природы, но то, что ему необходимо. Обратимся к рассуждениям О. Шпенглера. «Первоначальная форма долга всецело вырастает из органического чувства. Её даже не создают. Она обладает такой же внутренней необходимостью, как раковина моллюска, как пчелиный улей, как птичьи гнёзда…» [5, с. 23]. Деятельность человека по преобразованию природы в культуру имеет две грани. Во-первых, создаются предметные результаты в виде явлений культуры; во-вторых, развивается человек. Создавая культуру, человек меняет мир своей жизнедеятельности и развивает, творит самого себя; создаёт нечто искусственное вне человека и в самом человеке. Отсюда выводится первый признак культуры – искусственно созданные предметы и явления.

Из соотношения «человек-природа» выводятся две базовые функции культуры. Первая проявляется в результате воздействия человека на природу и изменения природы. Это функция преобразования и освоения природного мира. Вторая функция – влияние деятельности на самого человека. Это защитно-адаптивная функция.

Культура – продолжение развития природы, так как она является строительным материалом для человека. Всё созданное человеком (культурное) в своей основе имеет природный материал. Эта многократно переработанная природа, не утрачивая своей изначальной природной основы, становится культурой.

Подсистема «человек-культура». Рассмотрим соотношение «человек-культура». Человек не рождается культурным. В момент рождения человек переходит из мира природы в мир культуры. Никогда не порывая с природой, человек на протяжении всей жизни приобщается к культуре. При этом достижения культуры человечества не даны ему в готовом виде, а только заданы в ней. Некультурных людей нет. Каждый человек, во-первых, потребляет (осваивает культуру; во-вторых, является носителем какой-либо культуры; в третьих, создаёт, обогащает культуру общества, создавая новые предметы и явления культуры. Осваивая и создавая культуру, человек меняет мир своей жизнедеятельности и развивает, творит самого себя. Поэтому второй сущностный признак культуры – развитие человека.

Из соотношения «человек – культура» вытекают третья и четвёртая базовые функции культуры, определяющие как результат воздействия человека на культуру – компенсаторно-проективная функция, и, как результат воздействия культуры на человека – нормативная функция.

Подсистема «человек-общество». Природные задатки являются основой для культурного развития человека. В процессе жизнедеятельности эти задатки развиваются. У человека, высокоодарённого, больше шансов на пути освоения культуры и создания культурных ценностей. Ни один человек не в состоянии освоить всю культуру. Каждый осваивает только не большую её часть.

Выделяются два крайних масштаба культуры: культура общества и культура личности. Только с появлением человека на земле стала зарождаться культура. Поэтому она произрастала из человека и развивалась «человекоподобно», т. е. в соответствии с тем, что заложено в человеке. С другой стороны, общество оказывает воздействие на человека. Общество направляет культурное развитие. Культура и общество понятия не тождественные, они не совпадают. Точнее, совпадают частично. Общество и культура – понятия, лежащие в разных плоскостях.

Если общество – продукт развития природы (обособившаяся от неё часть), то культура – это продукт деятельности человека и общества. Общество и человек – это субъекты культурной деятельности.

В подсистеме «человек – общество» складываются субъектно-субъектные отношения. Человек взаимодействует не со всем обществом, а с какой–то его частью. Через это взаимодействие человек осваивает культуру и в зависимости от социальных ролей влияет на общество.

Между человеком и обществом устанавливаются взаимосвязи: коммуникативные, информационные, организационно – деятельностные. Но поскольку во взаимодействие вступают два субъекта (человек-общество), то особенности их взаимовлияния определяются характеристиками этих субъектов. В самом общем виде:

-          общество может подчинить себе человека, приспособить, использовать его в соответствии со своими потребностями;

-          между человеком и обществом могут сложиться отношения равноправного партнёрства – человек приносит пользу себе и обществу;

-          высокая творческая активность человека может изменить общество или часть общества, с которой человек вступает в деятельностные отношения.

Схематично детерминированность культуры человека можно представить в следующем виде

 

Психофизические потенциалы человека

Культура личности

Культура общества

Тело

Телесная, физическая культура, здоровье, гигиена

Овеществлённые предметы материального и технического предназначения

Разум

Интеллектуальная

сфера культуры

личности

Продукты интеллектуальной деятельности в культуре общества

Воля

Политическая, правовая, нравственная культура личности

Политическая, правовая, нравственная культура общества

Чувства

Эмоциональная сфера культуры личности

Эстетическая, художественная культура общества. Религия

 

Культура – это всё то, что создано людьми за всю историю человечества. На протяжении истории «копилка» культуры пополнялась. Не всё, что накоплено культурой, актуализируется, извлекается из копилки культуры обществом. Государство тем более развивает только ту часть культуры, которая соответствует политическим, экономическим, социальным и идеологическим концепциям. В обществе могут существовать и развиваться параллельно, неформально, подпольно различные субкультуры. Вызревая в неформальных сообществах, культура андеграунда может существенно влиять на людей, может быть использована официальной культурой в целях стабилизации общества, может вытеснить культуру и занять её место. В обществе существует множество культур. Каждый человек как индивидуальность – носитель неповторимой культуры.

Человек в процессе своего культурного становления вырабатывает собственную систему ценностей с учетом ценностей принятых в обществе. На социальном уровне сущностной чертой культуры является ценностно-ориентационная направленность. В подсистеме «человек-общество» реализуются пятая и шестая базовые функции культуры. В процессе воздействия человека на общество реализуется социально-преобразующая функция. Воздействие общества на человека – функция социализации.

Традиционно культуру рассматривают как производное от человеческой деятельности и духовную культуру как её часть.

Если к материальной культуре относится всё, что овеществлено и имеет утилитарное предназначение, материально по содержанию и функции, то всё остальное – это духовное (духовная культура). Значит, к духовной культуре относятся все интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы личности (например: целеполагание, рефлексия, переживание). В основе всей культуры – духовная деятельность. В культуре первично духовное. Даже если в результате деятельности создаются продукты материального предназначения (вещи), всё равно первоначально деятельность разворачивается как внутрисубъективная духовная деятельность. Культурное значение материальных вещей и предметов не существует в своём непосредственном открытом виде. Оно существует как растворенное в материальном теле самих вещей и предметов. Для того чтобы выявилось культурное слагаемое мира материальных вещей, нужна творческая активность человека.

Именно человек своей деятельностью может распредметить культурное содержание этих вещей. И это тоже духовная деятельность (духовная культура).

Вместе с тем существуют продукты духовного творчества – вся духовность, созданная человеческим обществом. Духовное с самого начала создаётся как человеческое, в отличии от материально-вещного. Материальные вещи, предметы, чтобы раскрыть свой культурный пласт, должны быть переведены в область духовности.

Культуру часто отождествляют с духовными явлениями. В этом есть резон, ибо духовное – это всегда только человеческое.

В деятельности не возможна ни чистая материальность, ни абсолютная духовность. Деление правомерно и необходимо, поскольку фиксирует содержательные, существенные, принципиальные различия между двумя типами деятельности. Материальная культура материальна по своему содержанию и функции, а духовная – духовна по содержанию и функции.