Full text

Для современного гуманитарного знания культура повседневности является актуальной научной проблемой. Это свидетельствует о том, что в обществе возникла потребность в осмыслении обыденной сферы человеческой действительности. Повседневность включает в себя все, из чего складывается жизнь человека: условия жизни, профессиональная деятельность, потребности в питание, жилище, одежде, а также весь спектр взаимоотношений, поступков, идеалов, ценностных ориентаций и правил, формы коммуникаций. Однако исследователи иногда выделяют только некоторые стороны повседневности, опираясь на определенный подход. Так, французский историк Ф. Бродель включал в структуру повседневности то, что окружает человека и опосредует его жизнь изо дня в день – географические и экологические условия жизни, трудовая деятельность, потребности (в жилище, в питании, одежде), возможности их удовлетворения. Им же был введен в широкий научный оборот сам термин «повседневность» в работе «Структура повседневности» [1, с. 25]. «Повседневность» по представлению Ф. Броделя – это мелкие факты, едва заметные во времени и пространстве.

Структуру повседневной жизни можно условно разделить на духовную (мысли, чувства, переживания, эмоции, мечты и др.) и материальную (вещи, предметы быта, интерьера, одежда и др.). Повседневная жизнь человека протекает среди вещей, которые организуют все ее проявления. Трудно переоценить значение этой предметной среды в культурном становлении личности. Однако прежде, чем говорить о вещах и предметах быта, необходимо выяснить, в каком контексте следует употреблять понятие «вещи» в данном экскурсе. Существует множество определений понятия «вещь». Это связано как с культурными, этимологическими причинами, так и с теми многочисленными функциями, которыми обладает вещь в современном мире. В «Словаре современного русского литературного языка» указано, что слово «вещь» обозначает понятие о всяком неодушевленном предмете. Вещь – это отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Вместе с тем это определение достаточно резко ограничивается указанием на то, что обычно вещь – изделие человека. Вещь – культурный феномен, который, благодаря своей способности аккумулировать в себе традиции, социально-психологические установки, эстетические запросы, приобретает аксиологическое звучание. В любой вещи, как бы ни было подчеркнуто ее назначение, наряду с ее практической функцией есть и иная, аксиологическая, отражающая отношение материально-предметного бытия к духовным запросам человека. Отечественный публицист и философ Г. В. Плеханов показал, что вещь может быть ценной, если она символизирует значимые общественные отношения. Это обстоятельство позволяет выявить еще одну важную характеристику вещи в системе культуры: она начинает служить в качестве знака, символа социального положения человека.

Являясь частью культуры, вещь способна оказывать на человека, культуроформирующее воздействие. Д. Р. Рахманкулова в своем исследовании отмечает: «От античной максимы «человек мера всех вещей» до современной аксиомы «вещь как мера человека» проходит сложный и противоречивый процесс нравственного, гуманистического, общекультурного развития человечества. Тот факт, что вещи изменяют облик человека, давно известен, но споры ведутся по вопросу, как меняется его душа от взаимодействия с вещественным миром» [2, с. 4]. В. Н. Топоров также указывает на качество вещи как «элемента тварного мира», которая «не может не нести отпечаток своего творца – человека». Вслед за Августином Блаженным он отмечает, что «мы видим вещи таковыми, каковы они суть, вещи же таковы, какими их видит Бог», и в этой ситуации вещь «оказывается способной, подобно проводнику, вести человека, как бы вступая с ним в диалог, в ходе которого в принципе могут быть, если не увидены, то почувствованы и допущены грани вещи, непосредственно узреваемые Богом» [3, с. 21, 28]. У Т. А. Зиновьевой вещь выступает источником социологической информации, Ж. Бодрийяр рассматривает вещи как текст, как систему знаков. При этом он вычитывает из вещей не прямой, не очевидный смысл, а извлекает из них смысл тайный, подсознательный. Также отмечается, что вещь становится текстом, содержащим информацию для человека лишь в том случае, если он знает и понимает ее «культурную основу».

В XX веке вещь становится мерой значимости человека. Человек превращается в потребителя вещей и предметов. Эта мысль получила отражение во многих литературных произведениях, таких как «Вещи. Одна из историй шестидесятых годов» Ж. Перека, «Игрушки» и «Печальные похождения мойщика витрин» Ж. Мишеля, «Прелестные картинки» С. де Бовуар, «Нейлоновый век» Э. Триоле и др. [4, с. 16]. Понятие «вещизм» обозначает страсть к вещам, погоню за ними, причем не в философском, а в обыденном смысле. Вещизм не ставит вопросов об определении и сути самой вещи, ее онтологических оснований, а лишь демонстрирует стяжательские мотивы в отношении к ней как к «материальному образованию, обладающему определенной самостоятельностью, целостностью, структурностью» [5, с. 15], отождествляется с такими понятиями, как мещанство, кулачество, накопительство и т. д. К фактам вещизма можно отнести многие явления накопительского характера, коллекционерство, шопоголизм, любое пристрастие к вещному миру. Явления потребительства также могут быть рассмотрены как проявления вещизма, поскольку в их основе лежит направленность потребителя к вещам, вектор которой устремлен от ценностей культурного характера к непосредственно материальным благам и ценностям.

Каждая эпоха и социальная группа накладывают отпечаток на вещи и предметы, в ней существующие и ее создающие. Исходя из этого, вещи можно рассматривать как носителей определенных смыслов и значений. Если взять какой-нибудь предмет быта и проследить его изменения и вариации, то мы получим широкие представления об образе жизни людей, об их вкусах и пристрастиях, о развитии техники, о разнообразии моды, то есть в этой вещи, отразятся все особенности и специфика определенной культуры и определенной эпохи. Вещи, используемые в домашнем быту, приобретают, помимо своего утилитарного назначения, функцию выражения определенного цельного мировоззрения, в котором все предметы представляют собой систему. В зависимости от контекста вещь может восприниматься как знак совершенно далеких от нее явлений.

Любая вещь имеет не только определенное утилитарное назначение, но несет на себе и бремя довольно трудно расшифровываемой семантики. Вещь может выступать в качестве индикатора власти, показателя социальной принадлежности владельца, может выражать его конфессиональную принадлежность. К такому роду вещей относятся, например, предметы роскоши. Они являются не просто предметами, удовлетворяющими какую-либо потребность, а произведениями декоративно-прикладного искусства, подчеркивающими статус владельца.

Вообще, классифицировать вещи можно по-разному: по величине, по степени функциональности, по их форме, долговечности, по тому, в какое время дня они перед нами возникают, по тому, какую материю они трансформируют [6, с. 35]. Условно, мир вещей и предметов можно разделить на три группы: вещи, которые «сопровождают» человека, которые он носит на себе и с собой, которые расположены в пространстве его тела. Среди них – костюм, аксессуары, ключи, кошелек, расческа, набор средств макияжа, духи, письменные принадлежности, записная книжка и другие. Вещи, располагающиеся в пространстве жилища. Это мебель и другие предметы интерьера: часы, посуда, ковры, емкости для припасов, кухонное оборудование, светильники, бытовые приборы, инструменты, средства связи, теле-, аудио-, видеоаппаратура, персональный компьютер. Вещи, находящиеся за пределами жилища. Это могут быть инструменты, машины, оборудование, средства передвижения, вся использующаяся для практических нужд городская среда: магазины, офисы, рынки, промышленные сооружения с их интерьером и оборудованием [7, с. 9].

Вещь не существует сами по себе, как нечто изолированное в контексте времени. «Вещи связаны между собой. В одних случаях имеется в виду функциональная связь и тогда мы говорим о «единстве стиля». С другой стороны вещи имеют память» [8, с. 10]. Вещи навязывают нам манеру поведения, тем самым создавая вокруг себя определенный культурный контекст.

Для человека важно, чтобы обстановка, в которой он живет, предметы, которые он использует, соответствовали его внутреннему представлению о том или ином объекте. Человек хочет, чтобы окружающие его предметы были не просто красивы, а красивы в соответствии с уровнем современного сознания, с современными эстетическими запросами, с современным эстетическим восприятием. Позитивные моменты человек ищет и в своей жизненной среде, через которую он стремится к внутреннему обогащению. С древнейших времен человек заботился об уюте своего жилища, наполняя свой дом теми или иными вещами. Музеи многих стран мира хранят уникальные предметы быта, изделия прикладного искусства, которые могут многое рассказать о давно прошедших временах.

Сегодня благодаря расширению культурных контактов и коммуникационных технологий, у человека появилась возможность самому формировать свою среду обитания исходя не столько из национальной принадлежности, сколько из собственных вкусов и пристрастий. В современном мире главным специалистом по эстетизации повседневности становится дизайнер. В XX веке дизайн начинает включать в орбиту своих интересов и практику родственные, но бывшие прежде самостоятельными виды деятельности по созданию эстетизированной реальности во всех возможных ее проявлениях. Как дизайнерская мыслится теперь работа модельера одежды, ювелира, скульптора. Расширение традиционной сферы дизайна, увеличение числа его социальных функций, превращение в технологию организации жизни, жизненных стилей терминологически оформляется как «нон-дизайи» (т. е. выходящий за рамки традиционного) или тотальный дизайн. Таким образом, можно сделать вывод о том, что художественная интенция в современной культурной ситуации превращается в дизайнерскую по преимуществу.

Предметы и вещи призваны не только удовлетворять потребности людей, но и создавать необходимую атмосферу, так называемый «психологический климат» в каждом конкретном случае, благоприятствующий комфортному исполнению человеком всех практических дел. В одних случаях вещи, находящиеся в той или иной обстановке должны передавать чувство торжественности, значительности, приподнятости, в других – ощущение интимности, покоя и уюта.

Одной из значимых характеристик вещей и предметов считается цвет. Цвет активно участвует в формировании интерьера, так как является активным выразительным средством. Цвет влияет на эмоциональную сферу жизнедеятельности человека. Поэтому цвет очень важен в пространстве дома, квартиры, офиса, те есть именно там, где человек проводит большую часть времени. Цвет вещей может создавать радостное или угнетенное состояние. Благоприятно воздействуют на человека светлые, мягкие, приглушенные тона. Яркие, интенсивные цвета предметов придают интерьеру динамичный, выразительный характер.

Но не только те вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, непосредственно влияют на человека. Одежда, ювелирные украшения и другие «мелочи повседневности» могут вызвать чувство удовольствия или раздражения у того, кто их носит и у тех, с кем этот человек общается. Так, одежда, а также различные мелкие аксессуары, такие как очки, шляпа, сумочка, зонтик оказывают значительное влияние на манеру поведения человека. То же самое можно сказать и про ювелирные украшения, которые с древнейших времен выступали в качестве оберегов, талисманов или служили знаками принадлежности человека к определенному роду или племени, символами власти и общественного положения. Лишь позже украшения приобрели декоративное предназначение. 

Таким образом, можно заключить, что повседневная жизнь человека теснейшим образом связана с различными вещами, предметами и другими малыми величинами, которые воздействуют на наше сознание, влияют на принятие решений, определяют наше поведение, а также формируют ход большой социальной истории.