Full text

В современном мире за последние годы стремительно меняется взгляд на науку в целом, что, несомненно, приводит к серьезным изменениям в образовании, начиная со школы. Пересматривая содержание образования и методы обучения, на первый план выдвигают формирование таких качеств школьников как самостоятельность и способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству и умение вести конструктивный диалог, способность к созидательной деятельности. На мой взгляд, именно такие выпускники смогут смогут внести свой вклад в развитие современной науки.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, что является составной частью модернизации российского образования, учителю необходимо использовать все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний. Среди педагогических технологий, которые позволяют повышать эффективность и результативность учебного процесса, особое место занимают современные информационные и коммуникационные технологии. Однако применение их порой сопряжено с трудностями, а именно с непомерным использованием сети Интернет. Что же такое Интернет для ученика? А это место, где можно найти ответы практически на все поставленные вопросы. При этом обучающемуся совершенно не нужно думать над поставленной перед ним задачей, находить пути решения, сопоставлять данные, это все приводит к ослаблению мыслительной деятельности в целом. Поэтому главной задачей школы является создание условий для развития способностей обучающихся, умению применять полученные знания в жизни. Другими словами, формирование метапредметных умений на уроках – первоочередная задача современного учителя.

Рассмотрим формирование метапредметных УУД на уроке математики в 5‑м классе по теме «Все действия с десятичными дробями». Главным образом урок направлен на формирование основ самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной деятельности; на умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и др.

Вот несколько примеров с урока. Первое задание составлено на формирование умения работать с информацией (слайд 1).

 

Обучающимся не составило труда придумать задачу, используя данные диаграммы, быстро и правильно решить ее, но проблема возникла при записи ответа. Так в решении получилось 31,5, ученики начали округлять полученный ответ и записали «32 ученика». Однако анализ результата показал, что данная ситуация невозможна и, прежде чем дать ответ на главный вопрос задачи, необходимо сделать выводы о корректности задачи и решения. Данный пример показал, что обучающиеся не всегда умеют находить ошибки, критически относится к информации, сопоставлять полученный ответ с ситуацией в жизни.

Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.

120,5(С…+С…">  – 3 12С…2+1,6)+1,43С…+2,4=12С…-3С…2+9,8"> ,

 

12,43С…+2,4=12С…-3С…2+9,8">

Второе задание: Решить уравнение:

 

 

которое на первый взгляд кажется недоступным для учеников 5-го класса.

После определенных рассуждений, обучающиеся пришли к правильным действиям на практике и, сделав преобразования, получили обычное линейное уравнение. Корнем уравнения на практике может быть любое число. И так как при решении получилось 1,2, то запись ответа не вызвала никаких затруднений.

Данное задание было направлено на поиск алгоритма, умение применить знания, полученные раннее.

Третье задание: Найти ошибку при решении уравнения:

Х: 1,8=2,4: 3,6.

Обучающимся предоставляется решение данного уравнения, но заранее сделана ошибка. Ученики самостоятельно анализируют данное решение, и доказывают , что оно ошибочно, применив при этом научную база знаний.

В следующем задании планируется работа с энциклопедией, учебниками или любым справочным материалом, возможна работа с интернетом.

 

 

 

Необходимо узнать название планиметрических фигур, и как найти их площадь. Главное на этом этапе урока – умение работать с избыточной информацией. Возможна творческая работа, деление фигуры на части.

И последние задание исследовательского характера.

 

 

Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда, длина которого 65 см, ширина 40 см и высота 45см. Сколько нужно 19 литровых бутылей воды, чтобы уровень воды в аквариуме был ниже на 10 см?

В данной задаче предполагается работа со справочным материалом, а именно перевод единиц измерения. В ответе также получилась десятичная дробь, равная 4,78 бутылей, но приобретенный опыт решения и рассуждений над первой задачей позволил обучающимся легко прийти к однозначному ответу. Дети округлили результат до целых, сделав вывод, что бутыль разделить нельзя.

Что, на мой взгляд, было важным в данном уроке? Это направленность на развитие метапредметных результатов: способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и их обосновывать, умение работать с информацией, анализировать и критически относится к результатам решения заданий.

Предложенные на данном уроке задачи прикладного характера, взятые из повседневной жизни, позволили не только создать положительную мотивацию к изучению предмета, но и организовать работу по формированию универсальных способов деятельности, которые применимы как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К тому же подобные задания часто встречаются на экзаменах по математике как в формате ОГЭ, так и ЕГЭ и умение их решать во многом зависит от знаний, приобретенных на уроках математики.