Full text

Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и в России изменения целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

Для достижения этого результата возникает необходимость в адекватных педагогических подходах и технологиях, позволяющие обучающимся не только воспринимать и запоминать информацию, но и формировать умение творчески ее перерабатывать, видеть исторические проблемы и находить пути их решения.

В таких условиях становится актуальным использование новых подходов в преподавании истории в средней и старшей школе, которые «позволят развить у школьников интерес к изучению истории, а также создадут условия, обеспечивающие творческое и аналитическое отношение учащихся к историческому материалу в процессе соприкосновения с ним» [1]. Одним из таких подходов является герменевтическая модель, которая рассматривается в контексте интеграции инновационных подходов и технологий в преподавании истории в школе для реализации новых ФГОС.

Один из основоположников герменевтического подхода Х-Г. Гадамер считал, что «фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления является «историчность», т. е. бытие определено местом и временем той ситуации, в которой рождается и живет человек» [2]. Предметной основой герменевтической методологии является текст, понимаемый как знаково-символическая система в её социокультурном и историческом контексте. При этом понятие «текст» нуждается в уточнении, текстом называется «любая знаковая система, которая способна быть (или в действительности есть) носителем смысловой информации и имеет языковую природу» [3]. Таким образом, в качестве текста может выступать любое явление или процесс: «средневековый город», «ледниковый период», «рукопись» и т. д. При этом герменевтическая модель опирается на принципы:

1)     «Тексты» необходимо изучать не в изоляции, а в общем контексте, целостной структуре эпохи». Изучая, скажем, орудия труда первобытного человека, необходимо рассматривать географический фактор (где они были найдены), природно-климатические условия, характеристику общества и его деятельность, систему ценностей, чтобы понять его «истинный смысл как текста»

2)     Поскольку каждый «текст» имеет свои особенности, важно определить его специфику и составные элементы. Город как «текст» имеет универсальные характеристики, позволяющие считывать информацию о нем, но средневековый город, например, на Западе и на Руси, имеет свою специфику, которая более полно раскрывает его роль в социальных, экономических и политических процессах того или иного общества.

3)     Толкование остается мертвым без интуитивного сопричастия духу «текста». Данный принцип предполагает погружение в изучаемый «текст».

4)     Пониманию смысла «текста» может способствовать сравнительный метод, т. е. сопоставление с другими аналогичными «текстами». При изучении древних цивилизаций ребята составляют карту, которая отражает основные ее характеристики и является своего рода алгоритмом: географическое положение, природно-климатические условия, занятия, система управления, структура, общества, религия, знания, искусство. Эта карта общая для всех цивилизаций, которые выступают в качестве «текста». При сравнении этих аналогичных «текстов» раскрывается их смысл на уровне понимания.

5)     Толкователь обязан установить, какой смысл «текст» имел, прежде всего, для самого человека и его среды, а затем уже выявить отношение «текста» к современному сознанию. Оценивая те или иные события или явления в истории, необходимо исходить из сути эпохи, в которой они имели место быть, а не из современной эпохи.

Исходя из этого, изучение исторического материала выстраивается по цепочке «текст – ситуация непонимания – реконструкционная гипотеза – восполняющая интерпретация теоретической модели – понимание текста», которая позволяет «истории» выступать как метапредмет: учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала [4]

Рассмотрим данную модель на примере урока истории в 6-м классе по теме «Древние германцы», методическая разработка которого была представлена на всероссийский конкурс «Лучший современный урок» (2014) и была удостоена дипломом II степени.

Первым звеном герменевтической модели является текст. В данном случае в качестве такого текста выступают древние германцы, знакомство с жизнью которых в IV–VI вв. и выявление исходных моментов всего последующего процесса развития в Западной Европе является целью представленного урока.

Вторым звеном модели выступает ситуация непонимание. Ситуация непонимания создается при помощи познавательной задачи: «В одной из библиотек во время реставрационных работ была обнаружена средневековая книга, повествующая о древних германцах. Из-за ненадлежащих условий хранения текст книги был поврежден» (Приложение 1). Ребятам предлагается восстановить данный фрагмент книги и заполнить пропуски [5]. Приступая к выполнению данного задания, они сталкиваются с тем фактом, что им не хватает определенных знаний. Для этого они определяются с тем, какую недостающую информацию и каким способом можно получить.

Третьим звеном становится реконструкционная гипотеза. На данном этапе учащиеся составляют маршрут изучения темы урока (технологическая карта) с целью решения поставленной перед ними учебной задачи (Приложение 2). Далее ребята определяют, какие типы источников им необходимы для получения информации о жизни древних германцев согласно выстроенному ими алгоритму.

Например:

 

Элементы маршрута

Типы источников

Вид деятельности

Общая характеристика географического положения и природно-климатических условий проживания древних германцев

Карта [6], письменные источники – сообщения Цезаря и Тацита [7]

Работа с контурной картой

Занятия древних германцев

Письменные источники – сообщения Цезаря и Тацита [8]

Составление схемы в тетрадях с помощью пиктограмм

Общественный строй древних германцев

Реконструкция поселения древних германцев на основе археологических данных [9], письменные источники – сообщения Цезаря и Тацита [10]

Определение родовой и соседской общины, их отличительных признаков, факторов перехода от одного вида общины к другой

Система управления древних германцев

Решение задач [11]

Составление схемы, определение функций тинга, определение «военная демократия»

Религия древних германцев

Письменные источники – легенды и мифы [12, 13]

Составление таблицы «Пантеон древнегерманских богов» с помощью пиктограмм и схемы «Мир древнегерманского воина»

Письменность древних германцев

Археологические данные [14]

Сравнение с алфавитами древнего мира

ВПН

Карта

Работа с контурной картой

 

Четвертым звеном модели является восполняющая интерпретация теоретической модели. Ребята возвращаются к заданию «Находка в библиотеке», вставляют недостающие слова в представленный фрагмент средневековой книги.

Последним звеном выступает понимание текста. Ребятам предлагается задание «Древо средневековой цивилизации» (Приложение 3). Заполняя недостающих фрагменты в рисунке, они приходят к пониманию «романо-германский синтез» и определению исходных моментов дальнейшего развития западноевропейской средневековой цивилизации. Жизнь древних германцев рассматривается не с позиции современного человека, а с позиций самого древнего германца: что в его «мире» значило то или иное событие или явление, какую роль для него играли предметы материального мира, чем было обусловлено его поведение и т. д. Ребята учатся воспринимать события и явления истории как таковые, не перенося на них круг идей, принадлежащих их собственному времени.

Адекватное понимание различных «текстов» и их интерпретация – одна из труднейших задач, решение которой требует привлечения дополнительных подходов и технологий: эвристический, деятельностный, интерактивный и др. Выше перечисленные и другие методы предоставляют различные формы организации деятельности учащихся, направленные на формирования у них навыков самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы тут же, в процессе обучения решать реальные задачи и находить решение современных проблем, используя неординарные подходы и творческие идеи, что соответствует содержанию метапредметных результатов. При этом герменевтическая модель позволяет сложить их в единую модель, в частности на уроках истории в средней школе, в соответствии с новыми поставленными задачами перед учителем.

Герменевтический подход в преподавании истории в школе позволяет достичь основного результата, лежащего в основе ФГОС ООО: развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, отвечающих требованиям информационного общества; разнообразие организационных форм с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося; рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.