Full text

Сегодня образовательный процесс в современной школе невозможно представить без применения в деятельности учителя проектной технологии, поскольку она позволяет работать педагогу над получением метапредметных результатов обучения.

В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования в качестве главных результатов определены не только предметные и личностные, но и метапредметные, которые проявляются:

-          «в  умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-          умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

-          умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности» [1].

Нацеленность современного учителя на формирование и развитие данных умений обучающихся определяет формы и методы во внеклассной работе.

Так в 2015/2016 учебном году во внеклассную работу по предмету «Литература» мною был внесен просветительский проект «Русская литература в музыке», ориентированный на партнёрские отношения с солистами Пермского театра оперы и балета Натальей Кирилловой и Эдуардом Морозовым. Проект был посвящен Году литературы в России и должен был способствовать повышению роли литературы в развитии личности обучающегося. Как отметил во время церемонии открытия Года литературы в МХТ им. А. П. Чехова президент Российской Федерации В. В. Путин: «Цель самого проведения Года литературы – напомнить об исключительной её – литературы – значимости и её особой миссии» [2].

Основной целью просветительского проекта «Русская литература в музыке» стало привлечение внимания обучающихся 8–11-х классов к отечественной поэзии и музыке. Мне, как учителю русского языка и литературы, очень хотелось помочь гимназистам осознать, что литература не существует сама по себе, а существует в гармонии с другими видами искусства, например с музыкой, и относится к высокому искусству.

Просветительский проект был спланирован, разработан и осуществлен как комплекс следующих мероприятий: лекториев, концертов, уроков-обсуждений. Более подробно остановлюсь на первых двух.

Главным мероприятием проекта стали концерты. 1-й концерт – «А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов: музыкальные иллюстрации» – состоялся в органном концертном зале, присутствовало на нем около 450 гимназистов с 8-го по 11-й класс. 2-й концерт – «Золотой век русской поэзии в музыке» – прошел в историческом здании г. Перми, в Доме Смышляева (ныне библиотека им. А. С. Пушкина), присутствовало 140 гимназистов.

Несомненно, такие концерты требуют подготовленного зрителя, способного воспринимать поэзию Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова, Баратынского, положенную на музыку Чайковского, Свиридова, Рахманинова, Глинки, Рубинштейна и др. Поэтому с целью организации и проведения просветительского лектория, ориентированного на подготовку эмоционально отзывчивого зрителя, был осуществлен внутренний проект (проект в проекте), к которому были привлечены ученики 10-го и 11-го классов, где я преподаю русский язык и литературу и являюсь классным руководителем.

Перед обучаемыми данных классов была поставлена задача по созданию проектного продукта – лектория для зрителей классического концерта.

Методический паспорт внутреннего проекта

Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми Ольга Анатольевна Цепенникова.

Название проекта: «Русская литература в музыке»

Тематическое поле: русские поэты и композиторы, литературное и музыкальное наследие – наше достояние, пермское краеведение, театральная и концертная Пермь, театральный этикет.

Проблема: «Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво» (А. С. Пушкин. Стихотворение «19 октября». 1825 г.)

Цель – формирование способности воспринимать высокое искусство.

Участники проекта: 10 Б, 11 А.

Тип проекта: просветительский, межпредметный (литература, русский язык, музыка, МХК), долгосрочный, общешкольный.

Продукт проекта: лекторий.

Организационные формы работы: групповая и индивидуальная работа обучаемых, консультации учителя.

 

Этапы проекта

 

Название этапа

Содержание деятельности

Формирование УУД

Мотивационный

Постановка целей и задач проекта. Создание творческих групп. Осознание смысловых частей лектория

Личностные

Планирование

Формулирование и уточнение задач творческих групп. Выработка плана действий. Определение поиска информации. Определение плана сценария, смысловых частей лектория. Установление способов представления продукта проекта

Личностные и регулятивные

Практический

Поиск информации. Разработка представления продукта проекта. Оформление продукта проекта визуально и словесно

 

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Презентационный

Выступления лекторской группы с использованием ИКТ

 

Личностные, регулятивные, коммуникативные

Рефлексия

Оценка достижения поставленных целей. Оценка качества продукта проекта. Самооценка

Личностные

 

Хотелось бы отметить, что ученики 10-го и 11-го классов создавали разные лектории, так как посвящались они разным концертам. Но план лекториев был одинаков и представлял собой следующие смысловые части: мини-лекции о программе концерта, о солистах и музыкантах, выступавших в концерте, о театральном этикете, об особенностях аккомпанирования и академического вокала, виртуальная экскурсия на концертную площадку. С подготовленными лекториями обучаемые выступили в 17 классах среднего и старшего звена гимназии. Проектный продукт был не просто создан, а умело применен на практике для решения возникшей проблемы.

 

 

 

Рис. 1. 27.02.2016. Дом Смышляева. Солисты Пермского театра оперы и балета и лекторская группа 10 Б класса на концерте «Золотой век русской литературы в музыке»

 

 

 

Рис. 2. 27.02.2016. Дом Смышляева. Солисты Пермского театра оперы и балета Н. Кириллова, Э. Морозов, Н. Буклага (на фото справа) на концерте «Золотой век русской литературы в музыке»

 

Участие обучающихся в просветительском проекте стало благоприятной средой, в которой проявились личные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия, способствующие достижению метапредметных результатов.