Full text

Для правильной организации образовательного процесса, ориентированного на развитие личности необходимо определить дидактические условия развития свойств субъекта информационно-технологической деятельности, определить пути их реализации, используя в качестве принципов педагогической деятельности современные обобщенные принципы развития профессионального образования, современные образовательные технологии и дидактические средства.

Сложная задача управления процессом индивидуального образования может быть решена на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). С их помощью можно автоматизировать учебно-методическую деятельность преподавателя, создать базы данных с моделями личностей учащихся, дидактическим материалом, включающим комплекс персональных и коллективных заданий (для отдельного учащегося, групп учащихся или всего класса), организационных, методических рекомендаций для преподавателя, обучающих презентаций. Это позволяет решить задачи по созданию условий для построения студентами совместно с преподавателем индивидуального маршрута собственной учебной деятельности, составления гибкого плана прохождения определенных этапов учебной работы.

Комплексное изучение проблемы позволило выявить ряд противоречий:

-          между требованиями, предъявляемыми обществом к современному спе­циалисту, и реальным уровнем подготовки выпускников высшего профессионального заведения;

-          фронтальным изложением материала и индивидуальным характером усвоения его студентами;

-          имеющимися в распоряжении профессорско-преподавательского состава организацией, методикой, нормами и опытом обучения и сложившееся практикой коллективного обучения в вузе;

-          необходимостью внедрения информационных технологий в образовательный процесс вуза и недостаточной разработанностью дидактических основ их использования.

Важным элементом современного высшего образования является методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигло такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи.

Как уже отмечалось выше, проблема индивидуализации и дифферен­циации обучения информатике студентов вузов яв­ляется актуальной, что связано с повышением требований к качеству высшего образования в современных условиях, введением еди­ных образовательных стандартов с ориентацией на специалиста, которому предстоит жить и работать в XXI веке. В частности, недостаточно внимания уделе­но педагогическим основам индивидуализации и дифференциации учебной деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов в ВУЗах на уровне диссерта­ционных исследований. Новые пути решения этих задач поз­волят повысить эффективность учебного процесса в интересах подго­товки высококвалифицированных кадров.

Исследование возможностей нетрадиционных форм и методов обуче­ния математике и информатике позволяет выделить целые направления исполь­зования вычислительной техники. Это автоматизация управления учеб­ной деятельностью студента, подготовка материалов для самостоятель­ной работы; контроль знаний; проверка домашних заданий; решение учебных задач различной сложности: использование пакетов прикладных программ, а также ведение необходимой учебной документации.

По мне­нию авторов, использование компьютера резко повышает внимание сту­дентов, активно вовлекает каждого в учебный процесс, позволяет учесть своеобразие учебной деятельности студентов, определяемое ин­дивидуальными и типологическими различиями личности.

В последнее время в связи с развитием мультимедийных технологий всё чаще и чаще применяются такие средства обучения как: электронный учебник, электронное учебное пособие и т. д.

Электронный учебник – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи, это про­граммно-методический комплекс, обеспечи­вающий возможность са­мостоятельно или с помощью препо­давателя освоить учебный курс или его большой раздел с по­мощью компьютера [1].

Электронный учебник или курс обычно содержит три составляющих: презентационная часть, в которой излагается основная информационная часть курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания, и тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний студента, т. е. компьютерный учебник должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Из этого следует, что электронный учебник должен обеспечивать как непрерывный режим обучения, так и пошаговый. Каждый выделенный за­ранее смысловой фрагмент курса должен за­канчиваться прак­тическими (упражнения) и контрольными заня­тиями (тестирование), каждый большой раздел курса – тестовым занятием или зачетом. Разумеется, ключевую роль в мультимедийном учебнике играет методика.

Эффективность электронного учебника заключается в том что: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию, поиск кото­рой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных об­ращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом – рассказывает, показывает, модели­рует и т. д. (Именно здесь проявляются возмож­ности и неоспоримые преиму­щества мультимедиа-технологий) [2]; позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для кон­кретного индивидуума, проверить знания по определенному раз­делу; может актуализировать необходимую учебную инфор­мацию с помощью, например, сети Интернет.

Отличительные особенности электронного учебника состоят в следующем:

1)     Информация по выбранному предмету или курсу должна быть хорошо структурирована и должна представлять собою закон­ченные фрагменты курса с ограниченным числом новых поня­тий (традиционное требование к любому учебнику).

2)     Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представ­лять ин­формацию в виде аудио- или видеоряда. Можно определить эту часть электронного учебника как фрагменты «живых лекций». Квалифицированный лектор даст здесь свое понимание изучаемого предмета, расставит необходимые смысловые акценты, которые бывает трудно передать в обыч­ном учебнике. Обязательным элементом ин­терфейса для жи­вых лекций должна быть линейка прокрутки, позво­ляющая повторить лекцию с любого места.

3)     Текстовая информация может дублировать некоторую часть «живых лекций». Электронный учебник должен обеспечивать распечатку кусков текста. Особенно полезно это качество для быстро ме­няю­щихся специальных курсов, для которых бывает трудно подго­товить печатное издание, отвечающее требованиям се­годняш­него дня.

4)     На иллюстрациях, представляющих сложные модели или уст­ройства, должна быть мгновенная всплывающая подсказка (помощь), по­являющаяся или исчезающая синхронно с движением кур­сора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т. д.).

5)     В содержании электронного учебника рекомендуется использовать многооконный ин­терфейс, когда в каждом окне будет представлена связанная информа­ция (например, на плане здания отображается вы­бранная ком­ната, в основном окне – вид самой комнаты или ее панорама, в следующем – необходимая цифровая информа­ция и т. д.).

6)     Текстовая часть должна сопровождаться многочислен­ными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поиско­вым центром и индексом. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

7)     Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении.

Можно отметить, что уважающие себя и пользователей компании уже давно сопро­вождают свои изделия не только напечатанной инструкцией, но и видеокассетой, на которой представлены основные опе­ра­ции по установке, запуску и обслуживанию изделия. Некоторые явления практически не­воз­можно описать человеку, никогда их не видавшему (например, водопад, огонь, взрыв и т. п.), а можно только показать. Кроме того, дос­тоинство видеоклипов и в том, что они позво­ляют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

8)     Аудиоинформация представляется незаменимой, например, при изуче­нии звучания музыкальных инструментов (обучение музыке), при рас­позна­вании птиц по их пению, определении болезней по шу­мам в сердце или диагностике работы двигателя, изучении иностранных языков и т. п. Во многих слу­чаях она является основной содержательной частью учеб­ника. Полезно также использование звуковых сигналов для указания пра­вильности навигации по электронному учебнику, оказания помощи и т. д.

9)     Весь электронный учебник должен включать возможность копирования вы­бранной информации, ее редактирования в блокноте и рас­печатки, не выходя из самого учебника. Это позволит гото­вить курсовые работы и рефераты непосредственно с помо­щью электронного учебника.

Таким образом, следует надеяться, что применение мультимедиа-технологий способно при определенных условиях значительно повысить эффективность обучения. Простой, дружественный и привлекательный интерфейс может сделать мультимедиа-курс незаменимым при самостоятельной подготовке учащегося, вследствие чего такие курсы обучения и переподготовки специалистов могут найти широкое применение в системе образования.

Электронный учебник должен конструироваться с соблюдением принципа полноты представления учебного материала по дисциплине, что предполагает включение в электронный учебник электронных программ, материалов учебников, учебно-методических пособий по дисциплине.

Принцип целенаправленности рассматривается как целенаправленное обеспечение обучаемого информацией о глобальных, этапных и оперативных целях изучения дисциплины; остепени достижения цели обучаемым как стимуляция видов познавательной деятельности обучаемых.

Принцип интерактивности. Организация процесса обучения с использованием электронного учебника осуществляется посредством настройки сценариев самостоятельного освоения учебного материала и сценариев занятий, позволяющих менять структуру дидактического процесса, отображаемого в построении учебника. Осуществление контроля и коррекции, оказание помощи реализуется на основе обратной связи, которая предполагает обеспечение двустороннего диалога, предоставление обучаемому задавать вопросы.

Принцип дозированной помощи означает, что система помощи должна быть многоуровневой, адаптируемой или настраиваемой преподавателем в соответствии с педагогическими задачами и уровнем обученности. Мера помощи не должна превышать уровень обучаемого.

Принцип контроля стартовых знаний обоснован необходимостью диагностики обучаемого перед началом изучения курса с целью обеспечения дифференциации или индивидуализации обучения, определения меры помощи.

Электронный учебник необходимо строить с учетом принципов открытости и гибкости, которые означают предоставление возможности модификации как предметного материала, так и модификации в части управления процессом обучения.

Принцип оптимального и комплексного использования современных компьютерных средств наглядного представления информации, возможностей моделирования процессов и объектов, проведения сложных расчетов, составления графических чертежей направлен на повышение понимания материала, развитие творческих способностей.

Принцип электронного конспекта означает предоставление обучаемому возможности создания обучаемым электронных конспектов на основе материала учебника и результатов выполненных практических заданий, сохранение их в файлы или распечатка на бумаге. Основными условиями эффективного использования электронного учебника является наличие системы гиперсловаря и справочных указателей, поисковых средств, удобной системы навигации, для сетевых учебников –предоставление возможности доступа к дополнительным учебным материалам, размещенным в сети Интернет, а также наличие блока рефлексии – специального блока с возможностью накопления результатов рефлексии в процессе обучения, что обеспечивает самостоятельность и активность учения. Новым условием является предоставление средств сворачивания информации посредством различных средств семиотики, что способствует развитию памяти и образного мышления.

Современные инфокоммуникационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его профессионального образования, позволяют каждому обучающемуся построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям.

Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения; коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса.

Современный уровень развития компьютерной техники дает основание сегодня говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного образования, позволяющей на основе новых инфокоммуникационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга.

Становление и последующее развитие системы дистанционного образования должно в будущем привести к созданию электронных библиотек и университетов распределенного типа, которые создадут реальную основу формирования единого образовательного пространства для всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, кто по тем или иным причинам лишены свободного доступа к образованию. Для того чтобы эффективно использовать эти возможности, такие новые области, как компьютерная психология, компьютерная дидактика и компьютерная этика должны быть лучше изучены и использованы преподавателями. Уже на этой стадии разработчики новых и будущих инфокоммуникационных технологий должны ориентироваться на их практическое применение, учитывая не только технические возможности этих технологий, но также и более широкие культурные, образовательные и этические цели.