Full text

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Парус» г. о. Самара (далее – ЦВР «Парус») активно участвует в конкурсе проектных инициатив в рамках реализации Стратегии комплексного развития г.о. Самара на период до 2025 года.

Отдел туризма, краеведения и спорта ЦВР «Парус» выступил с проектной инициативой «Открой свой город» (2013 год), направленной на вовлечение школьников и молодежи в общественно-полезную деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения. Результатом проектной инициативы была заявлена идея создания Школы юных экскурсоводов(далее ШЮЭ), которая успешно реализуется на базе ЦВР «Парус».

ШЮЭ является детским объединением, основу деятельности которого составляет создание модели экскурсионного образовательного пространства и организация условий для продуктивного взаимодействия педагогов, учащихся, их родителей и организаций г.о. Самара в сфере краеведения, туризма и экскурсионного дела. ШЮЭ осуществляет свою деятельность по авторской дополнительной общеобразовательной программе «Школа юного экскурсовода», предназначенной для дополнительного образования школьников и молодежи в возрасте 14–18 лет и направленной на создание условий для формирования теоретической, методической и практической компетентностей обучающихся в области экскурсионной деятельности [1].Программа рассчитана на воспитание в обучающихся ШЮЭ российской гражданственности, формирование качеств патриота Отечества, готового взять на себя ответственность за сохранение культурного наследия своего края, заботу о старшем поколении самарцев.

Анализ исследований отечественных ученых, определяющих патриотизм как сложное нравственное качество (В. В. Белоусова, Н. П. Егорова, Т. А. Ильиной, Т. Н. Мальковской, И. С. Марьенко, Р. А. Полуяновой, Д. Н. Щербакова, Н. Е. Щуркова), позволил определить его структурные компоненты [2, с. 99] и эксплицировать их на процесс патриотического воспитания обучающихся в ШЮЭ.

Познавательно-потребностный компонент включает овладение учащимися объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края; наличие интереса к этим сведениям, а также потребности расширять свой кругозор. Следует отметить, что участие в конкурсах, викторинах, образовательных путешествиях, историко-краеведческих исследованиях, чтение исторической и краеведческой литературы дают подрастающему поколению хорошую почву для размышления, для выбора правильных ориентиров в жизни, настоящие примеры смелости, мужества, стойкости.

Эмоционально-ценностный компонент определяет эмоциональные переживания учащихся по отношению к Родине как к ценности, поскольку, как говорил В. Г. Распутин, «без чувства неизбывной и кровной связи со своей землей и её историей человека не существует…» [2, с. 12].

К данному компоненту также следует отнести чувство любви к родному городу, уважения к историческому прошлому страны, гордость за успехи, восхищение народным творчеством. Чувства являются основой для формирования убежденности, на которой строятся патриотические взгляды. Подобно любому другому чувству, патриотизм не является врожденным, обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью и нравственной воспитанностью человека, их глубиной, с превращением общечеловеческих ценностей в собственные.

В настоящее время активно разрабатывается идея о том, что наряду с научным знанием как одним из специфических способов осмысления мира существует гуманитарное знание, то есть знание интерпретационное, знание-истолкование, знание-переживание, знание-чувствование, связанное с мироощущением [4, с. 126]. В отличие от классического научного знания интерпретационное есть знание-переживание, знание-погружение, в котором понять означает не построить цепочки суждений, а зримо почувствовать и пережить, что успешно реализуется в экскурсионной деятельности принципом наглядности.

Следует отметить, что принцип наглядности в педагогике впервые был выдвинут Яном Коменским (1592 –1670), который считал его золотым правилом обучения школьников: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами» [5, с. 164].

 В основе учения Коменского о наглядности как общепедагогическом принципе, лежит основное положение: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении». [5, с. 166]. Таким образом, принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений за предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.

Экскурсия является эмоциональной формой познания, основанной на показе (специально подготовленном квалифицированным экскурсоводом) и осмотре экскурсантами зрительных объектов, в роли которых могут использоваться самые разнообразные предметы, сооружения, достопримечательности, явления природы, растительный и животный мир, то есть все, что нас окружает.

Отечественный ученый Л. С. Выготский констатировал: «Ни одна форма поведения не является такой крепкой, как та, что связана с эмоциями» [6, с. 138]. В процессе городских и загородных экскурсий, совместного посещения музеев, библиотек, архива и других объектов открываются новые возможности для внеклассного содержательного общения школьников между собой и с педагогами, экскурсоводами, работниками учреждений сферы культуры, что позитивно сказывается как на степени доверительности отношений педагогов ШЮЭ и учащихся, так и на появлении чувства сплоченности в самой группе юных экскурсоводов.

Таким образом, занятия в ШЮЭ, непосредственно связанные с живой формой экскурсионного общения, развивают эмоциональную отзывчивость, закладывают основы нравственного облика.

Необходимо обратить внимание на важность осуществления перехода от знаний к умениям и навыкам гражданско-патриотического поведения, которые в большей степени формируются в активной деятельности, в созидательной практической работе. Таким образом, деятельностно-творческий компонент предусматривает наличие личного опыта патриотического поведения учащихся и проявляется в общественно полезном труде. Участие школьников в туристско-краеведческой работе, а следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события.

В формах подведения итогов реализации программы ШЮЭ заложено проведение реальной экскурсии для сверстников, учащихся младших классов, а также родителей. Это натолкнуло нас на идею выступить в 2015 году с новой проектной инициативой «Открой свой город сам и подари его другим», главным результатом которого явился Фестиваль «Новое поколение экскурсоводов» (далее – Фестиваль). При этом педагоги объединения «Школа юного экскурсовода» помогают юным экскурсоводам вывести свои проекты в социальную сферу, выступая при этом в качестве «социальных продюсеров». Практический опыт показывает, что в совместной деятельности учащихся и педагогов над экскурсионными маршрутами в рамках обучающего этапа Фестиваля происходит взаимообогащение сторон. Учащиеся получают импульс для дальнейшего развития, вектор к поиску интересующей информации, к преодолению неуверенности публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Отбор, изучение объектов показа для будущей экскурсии, знакомство с ними в непосредственной близости на месте их нахождения, процесс текстопорождения экскурсионного рассказа способствуют развитию творческой активности учащихся, умению самостоятельно ориентироваться в городском пространстве и преодолению зажатости и косноязычия. Учащиеся ШЮЭ приобретают бесценный опыт социально-значимой практической деятельности экскурсовода.

Для педагогов, в свою очередь, экскурсионная деятельность в рамках проектных инициатив, является фактором диагностики (позволяющим гораздо быстрее выявить индивидуальные особенности каждого учащегося); самообразования и самореализации; демонстрирует рейтинг педагогических методик руководителей юных экскурсоводов.

В целях организации целостного пространства апробации и применения на практике знаний, умений и навыков, полученных учащимися под руководством специалистов в Школе юного экскурсовода, ЦВР «Парус» выступил с новой проектной инициативой – 2016 «Навстречу Чемпионату открываем свой город», в результате которой создано Экскурсионное бюро «Волжский парус».Наглядным примером деятельности бюро может служить совместное участие педагогов и учащихся ШЮЭ в мероприятии «Экскурсионный марафон» в рамках празднования Дня города на площади им. Куйбышева посредством осуществления своих экскурсионных проектов для жителей и гостей Самары.

Несомненно, что работать с обучающимися в ШЮЭ могут и должны заинтересованные, компетентные педагоги, хорошо знающие и любящие свой край, экскурсионное дело, способные увлечь историей Самары. К научно-методическому руководству проектной инициативой привлечены из организаций-партнеров два доктора наук (исторических и педагогических), непосредственно в штате ЦВР «Парус» работают два кандидата наук. В коллективе налажена наставническая работа, когда рядом с опытным педагогом по одной программе работает начинающий педагог.

Бесспорно, что за время реализации проектной инициативы коллективом ЦВР «Парус» совместно с социальными партнерами достигнуты определенные результаты. Нам удалось создать команду педагогов, методистов, консультантов и партнеров проекта, работающих в атмосфере взаимопонимания и взаимовыручки, что оказывает непосредственное влияние на успешность дополнительного туристско-краеведческого образования.

Отрадно отметить, что в нашем коллективе педагоги постоянно повышают уровень своего профессионального мастерства. Так, 2016 году все педагоги и методисты, участвующие в реализации проектной инициативы и работающие в объединении «Школа юного экскурсовода», прошли курсы повышения квалификации в объеме 36 часов по программе «Технологии туристско-экскурсионной деятельности» на базе Центра развития образования г.о. Самара. Три педагога дополнительного образования и методист прошли курс переподготовки на базе Самарского государственного института культуры по программе «Теория и практика экскурсионной деятельности» в объеме 288 часов и получили диплом с присвоением квалификации «Экскурсовод». Два педагога ДО прошли аттестацию на первую категорию и один педагог ДО поступил в высшее учебное заведение на заочное отделение.

Анализ результатов реализации проектных инициатив, пакет обобщающих научно-методических материалов позволили педагогам ЦВР «Парус» принять активное участие в работе III Российских ежегодных педагогических чтений имени академика РАО С.О. Шмидта «Краеведческий педсовет» с ретрансляцией опыта работы.

Наши педагоги охотно делились своим мастерством и показали работу в разных форматах: выступление с докладом в пленарном заседании (Н. А. Барабанова); участие в работе выставки со стендом «Основные направления краеведческой деятельности МБУ ДО ЦВР «Парус» г. о. Самара» (А. А. Киселева); а также обеспечение работы трех коммуникационно-демонстрационных площадок. Первая из них была посвящена специфике реализации дополнительных общеобразовательных программ краеведческой направленности. Опытом в разработке и осуществления краеведческих программ по изучению родного края через привлечение учащихся к созидательной деятельности, развитие их творческих способностей поделилась Т. С. Круглова. Ее выступление с мультимедийной презентацией фрагментов занятий по программе «Краеведческая мастерская» с демонстрацией поделок из самых разных материалов вызвал неподдельный интерес участников мероприятия.

Работа площадки «Социально-значимая проектная деятельность учащихся и педагогов дополнительного образования экскурсионно-краеведческой направленности» посвящена проблемам организации проектной деятельности на теоретическом и практико-ориентированном уровне. Важным условием повышения эффективности в организации проектной деятельности учащихся является развитие проектировочных профессиональных компетенций педагогов. Опыт творчества, эмоционально-вкусового отношения к изучаемым объектам экскурсионного показа продемонстрировала С. Н. Лисенкова. Ею представлен мастер-класс «Сладкая Самара», в ходе которого проведена виртуальная экскурсия на шоколадную фабрику, показан процесс изготовления шоколадных конфет с последующей дегустацией.

Коммуникационно-демонстрационная площадка № 3 «Социокультурные образовательно-игровые проекты» была ориентирована на реализацию проектов, дающих возможность совместить обучение и игру, направленных на познание и развлечение, подражание и творчество, общение и самовыражение, импровизацию и активность участников. В работе данной площадки, пользующейся неизменным успехом, было представлено несколько проектов: «Краеведческое лото» (Т. С. Круглова); «Электронная краеведческая игра для младших школьников» (А. А. Киселева), к участию в которой с удовольствием подключились все участники педагогических чтений; дидактическая настольная краеведческая игра «Самаромания – играй и открывай свой город!» [7]. Педагог ДО О. Н. Орлова и психолог П. Ю. Деханова провели урбанистические подвижные игры для старшеклассников.

Несмотря на успешную работу педагогов и учащихся в рамках реализации проектных инициатив ЦВР «Парус», необходимо признать, что у нас возникают трудности, которые трудно преодолевать без грантовой поддержки и государственных программ. К сожалению, бюджеты школ и внешкольных учреждений не рассчитаны на покрытие расходов учебных экскурсий для школьников и все экскурсионные поездки осуществляются на средства родителей, что сильно затрудняет нашу работу. Хотелось бы, чтобы экскурсии как неотъемлемая часть учебного процесса и инструмент дополнительного образования не только входили в общеобразовательные программы всех уровней образования, но и субсидировались государством.

Актуальной остается проблема эффективной практической деятельности выпускников ШЮЭ. Надеемся, что их экскурсии будут еще более востребованы в городе и станут приносить пользу как можно большему числу сверстников, а также иметь социально-ориентированную направленность, охватывая детские социальные учреждения.