На сегодняшний день Россия и всё мировое сообщество нуждается в людях, способных преобразовать мир, создать гармоничное общество, в котором каждый человек, воспитанный на гуманистических идеалах и принципах, осознаёт свою ответственность за всё происходящее на земле.
В жизненном процессе возникает масса вопросов, на которые нужно находить ответы самостоятельно. И важным условием для этого процесса является активизация познавательных способностей школьников, то есть процесса, в результате которого происходит формирование личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания и применять их в процессе жизнедеятельности.
Активизация познавательной деятельности составляет значимый аспект образования в любом возрасте, но особую важность она приобретает для учащихся средней школы. Так как именно в этом возрасте через внутренние конфликты с самим собой и с другими – человек обретает чувство личности.
Для учащихся среднего школьного возраста разнообразные экскурсии, знакомство с различными уголками своего города, изучение на практике их исторических, культурных, природных достопримечательностей является наиболее естественной деятельностью.
Одним из способов решения проблемы активизации познавательной деятельности учащихся является туристско-краеведческая деятельность, в частности экскурсии.
Туристско-краеведческая форма деятельности является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
Существует противоречие между имеющимися возможностями средств экскурсоведения с их влиянием на формирование познавательной активности школьников, с одной стороны, и недостаточным использованием этого потенциала в учебно-воспитательном процессе, с другой стороны.
Одной из целей деятельности педагогов туристско-краеведческой направленности является выявление и обоснование влияния средств туристско-экскурсионной деятельности на процесс активизации познавательных способностей детей среднего школьного возраста.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- обосновать влияние туристско-экскурсионной деятельности на активизацию познавательных способностей детей среднего школьного возраста;
- разработать проект туристско-краеведческой образовательной экскурсии «Жемчужины улицы Фрунзе» для детей среднего школьного возраста. Туристско-краеведческая деятельность является эффективным комплексным средством формирования разносторонне развитой личности – удовлетворяет познавательные, досуговые, духовные потребности учащегося, создаёт условия для самореализации, что во многом и определяет её воспитательный потенциал.
Такая форма работы оздоровляет, совершенствует физическое развитие человека, вырабатывая при этом выносливость, силу и ловкость, закаляются морально-волевые качества личности, способствует накоплению нравственного опыта. Подростку свойственно быть в кругу сверстников и поиск новых способов самовыражения. Туристско-краеведческая деятельность позволяет удовлетворить почти все потребности подросткового возраста (стремление к познанию нового, дружбе, коллективным взаимоотношениям, общественно-социальной деятельности и др.). Экскурсии и краеведение объединяются именно в той чувственной практической деятельности, в которой ребята получают определённый эмоциональный заряд. Увиденное, услышанное, пережитое, подкреплённое чувствами, оставляет глубокий след в сознании подростков, отражается на их нравственном поведении.
Туристско-краеведческая деятельность имеет большие возможности для развития эстетической сферы подростков. Это обусловлено общением с живой природой, памятниками истории, архитектуры и культуры, музеями, картинными галереями, другими достопримечательностями. Экскурсионные маршруты дают подросткам возможность познакомиться с культурой, искусством и литературой разных национальностей и народностей своей страны. Изучение предметов быта, традиций, фольклора, народного творчества, ремёсел положительно воздействует на развитие их эстетических вкусов.
Экскурсии развивают воображение детей, их способность воспринимать и ценить прекрасное, бережно к нему относиться.
В настоящее время, решая проблему патриотического воспитания молодежи средствами туризма и краеведения, необходимо сосредоточивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности через изучение краеведческого материала, коллективные творческие дела, совместную разработку и осуществление различных социальных проектов экскурсионной направленности.
Велика роль учреждений дополнительного образования в предпрофильной подготовке учащихся объединений туристско-краеведческой направленности. Ребятам предлагаются большие возможности: ознакомиться на практике со спецификой типичных видов туристско-краеведческой деятельности, соответствующим наиболее распространенным профессиям и попробовать себя в роли экскурсовода, менеджера по туризму, исполнить туристские должности; приобрести личный опыт по взаимодействию с окружающим миром; искать мотивацию к дальнейшему выбору профессии
Туристско-краеведческая деятельность в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Парус» г. о. Самара (далее ЦВР «Парус») ориентирована на формирование у детей ключевых компетенций для дальнейшей жизни: историко-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-мировоззренческих, что позволит им занять достойное место в социуме. Коллектив школьников, занимающийся в объединениях туристско-краеведческой направленности, представляет собой общественный микросоциум, где представлены все модели общественных взаимоотношений.
Проект туристско-краеведческой образовательной экскурсии «Жемчужины улицы Фрунзе» для детей среднего школьного возраста был разработан педагогами и учащимися объединения «Школа юного экскурсовода» (далее – ШЮЭ) в 2014 году на базе ЦВР «Парус».
В процессе обучения учащиеся получают теоретические и практические навыки и умения, которые позволяют им по окончании освоения программы ШЮЭ заниматься экскурсионной работой: быть помощниками профессиональных экскурсоводов, самостоятельно проводить экскурсии в своих школах, школьных музеях, для детей летней площадки в рамках акции «Дети – детям!» и рассказывать об экскурсионных возможностях своего края посредством проектно-исследовательских работ. Учащиеся приобретают опыт самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками, опыт действий «командой» в преодолении конкурсных испытаний, опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других [3; с. 2].
Тема экскурсии – архитектурные достопримечательности улицы Фрунзе, дома и судьбы людей, проживавших в них.
Продолжительность – 1,5–2,0 астрономических часа.
Протяженность – 1,6 км.
Цель экскурсии – активизация познавательной деятельности школьников посредством интерактивной экскурсии.
Внедрение в дополнительную образовательную систему экскурсионного проекта «Жемчужина улицы Фрунзе» окажет позитивное влияние на познавательную активность, воспитание регионального образовательного компонента, на возможность формирования у детей общей картины мира.
Авторский проект «Жемчужины улицы Фрунзе» является актуальным решением проблемы привлечения школьников к учебному процессу. Он способствует активизации познавательной деятельности детей среднего школьного возраста средствами экскурсий. ЦВР «Парус» является инициатором городского открытого фестиваля «Новое поколение экскурсоводов», объединившем на своей площадке школьников, студентов, практикующих экскурсоводов и горожан. Учащиеся ШЮЭ приняли участие в Фестивале с экскурсионным проектом «Жемчужины улицы Фрунзе» и были награждены дипломом I степени в своей возрастной категории.
Проект экскурсии успешно реализуется через юношеское экскурсионное бюро «Волжский парус», действующем на базе ЦВР «Парус», для детей города Самары и Самарской области. Примечательно, что проводя экскурсию для школьников, юные экскурсоводы являются участниками социально значимого проекта «Дети – детям». Также проект был предложен экскурсионному бюро Самарского государственного института культуры, и успешно прошла первая экскурсия для учащихся гимназии № 3 города Самары.
Пешеходный маршрут «Жемчужины улицы Фрунзе» был задуман в интерактивной форме, когда экскурсанты являются активными участниками экскурсионного процесса, что на данный момент пользуется неизменным спросом.
В процессе интерактивной экскурсии происходит не просто созерцание объектов показа, а идет непрерывный процесс совместного экскурсионного созидания в рамках живого общения экскурсантов между собой, с городской средой в реальных условиях возникающих различных ситуаций и происшествий. Очарованность, подъем духа, счастливое просветление чувств – все это составляет основу впечатлений и последующих воспоминаний экскурсантов [5; с. 43].
Реализация проекта дала большую удовлетворённость от проделанной работы всем её участникам. Наставники ШЮЭ отметили, что ребята, участвовавшие в подготовке и проведении экскурсии, испытывали потребность созидать, быть соучастниками значимого для них события, взаимодействовать друг с другом и с педагогами. Анализируя свою работу, делясь впечатлениями, ребята рассказывали, что испытывали невероятный эмоциональный подъём, что готовы разработать ещё маршрут и предложить его на следующий год и, что важно, победить! И они участвовали и победили! Многие присутствовали на следующем Фестивале как зрители, оценивая работу других уже со знанием основ экскурсионного дела.
Педагогам же важно, чтобы краеведческая деятельность ребят не прекращалась с окончанием учебного года, чтобы их исследовательские умения воплощались в таких результатах как, например, опубликование статьи об историческом событии в школьной газете, разработке экскурсионного маршрута или участие в конкурсе научно – исследовательских работ. Огромную радость и удовлетворение от проделанной работы приносит руководителям тот факт, что ребята, прошедшие курс экскурсионно-краеведческой подготовки, стали более свободными от комплексов, социально активными. Приобретённый опыт публичного выступления позволил им оптимизировать свою линейку профессиональных предпочтений. Например, один учащийся ШЮЭ сказал, что после проведённой им экскурсии он точно знает, что сможет быть политиком и его не страшит необходимость быть на виду и «работать на камеру». Одна девушка с ограниченными возможностями здоровья поняла для себя, что выбирает профессию экскурсовода в музее, что обеспечит ей возможность зарабатывать, занимаясь любимым делом, быть в социуме, то есть полностью реализовываться.
Ребята, обучая других, обучались и сами. Они открыли для себя свой город. Некоторые признавались, что не считали свой город красивым и интересным, а теперь с гордостью рассказывают о нём своим близким и друзьям, к чему, собственно, и призывают педагоги – краеведы, планомерно и всесторонне знакомя с достопримечательностями и знаковыми событиями их малой родины.
По задумке разработчиков экскурсионного продукта «Жемчужины улицы Фрунзе» по окончании маршрута экскурсанты должны были собрать «жемчужное ожерелье» из предложенных «жемчужин» – шариков с наклеенными на них фотографиями объектов. Убеждены, что и каждый юный экскурсовод выбрал и полюбил свою жемчужину, он её рассмотрел, почувствовал и теперь, несомненно, увидев её снова в своей повседневной жизни, вспомнит о пережитых эмоциях, о своей «минуте славы».
Практика проведения подобной экскурсии, показывает, что наиболее востребована она у ребят среднего школьного возраста.
Подводя итог, можно сделать вывод, что специфика подготовки в объединениях школьников туристско-краеведческой направленности заключается в создании такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с педагогами активно сотрудничают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, мнения об окружающем мире, где обучающиеся систематически включаются в туристско-краеведческую деятельность, расширяются их представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением родного края.
В результате применения технологий туристско-экскурсионной деятельности происходит и будет происходить активизация познавательной деятельности детей среднего школьного возраста.