Младший школьный возраст – возраст формирования личности. Возникают новые отношения с взрослыми и сверстниками, новые виды деятельности. Процесс обучения предъявляет ряд серьёзных требований к ребенку. Это сказывается на формировании отношений не только к людям, коллективу, но и к самому процессу обучения, развивает способности, расширяет кругозор и круг интересов. Вместе с тем формируются социальные чувства, такие как любовь, к Родине и национальная гордость, повышен интерес к героям, к смелым и отважным людям, совершавшим подвиги.
Как младшему школьнику объяснить, что такое патриотизм? Любовь к Родине. А что такое Родина, родной край? Как его любить? Для этого можно разобрать весь родной край, как картинку, на множество кусочков – пазлов, а потом собрать все вместе и понять, что из множества различных кусочков получилась одна, картина, которая и есть наша малая родина. Программа «Краеведческая мастерская» основана на понимании краеведения, как целостного явления, хотя изучение краеведения многогранно, это и природа, и транспорт, архитектура и личности. Невозможно провести четкую грань, что есть история края. Так же, как невозможно отделить историческое событие от людей. Поэтому такую науку, как краеведение нужно начинать изучать с чего то знакомого, того, что не вызывает чувство страха.
Программа «Краеведческая мастерская» предполагает не лекционный материал, а разговор с детьми. Опираясь на уже имеющиеся знания учащихся, педагог расширяет их, предлагая ответить на вопросы, показывая фильмы, рисунки или фотографии, в том числе старинные.
Многие факты дети уже знают и воспринимают, как само собой разумеющееся, нечто, что было, когда-то давно. В силу своего возраста они еще не могут ориентироваться в точных датировках. Но, узнавая, на сколько давно происходило то или иное событие, дети могут определить его давность и посмотреть на него уже с другой стороны. Например: электричество в нашем городе появилось примерно 120 лет назад, трамвай – 100 лет назад, ракету для первого космонавта сделали у нас 55 лет назад. Дети уже могут оперировать такими цифрами и им становится ясно – с какой скоростью идет развитие человечества и, соответственно, становятся понятны ответы на многие «почему?». Еще больше интерес вызывает факт, что свидетелями каких – то исторических событий были их бабушки и дедушки. Например: существующий, как бы всегда мост, оказывается, был построен всего лишь 45 лет назад, в то время когда бабушке было столько же лет, как сейчас этим детям.
Оказывается история не такая уж древняя. И в наше время происходит многое, что потом назовут историей! «Так вот как все происходит!» – удивление является большим толчком для дальнейшего проявления интереса ребенка. Удивляясь какому либо факту или явлению, ребенок задает множество вопросов. Задача педагога не отвечать прямо на вопрос, а втянуть учащихся в обсуждение, научить их рассуждать, излагать свои мысли, а, уже подводя итог, дать развернутый правильный ответ. Таким образом, любой ребенок получает возможность высказаться. А осознание того, что он додумался до всего сам, дает ему понятие, что изучать данную тему совсем не сложно и даже интересно. В старшем школьном возрасте эта практика даст ему уверенность в том, что самостоятельно он сможет найти ответы на более сложные вопросы в книгах и интернете.
Учащиеся начальных классов отличаются созерцательной любознательностью. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает их внимание учеников. Учитывая это, обеспечению наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализации) на занятиях по программе «Краеведческая мастерская»придается большое значение. Каждое занятие сопровождается презентацией, используются видеофильмы, викторины, дидактический материал.
Внимание младших школьников легко переключается с одного на другое, они не могут долго концентрироваться на чем то одном, поэтому сначала их интересует то, что производит более яркое впечатление, то, что является для них неожиданностью, а не то, что существенно с точки зрения учебных задач.
Занятия построены в соответствии с принципами модерации, которые подробно описаны в статье Буланцовой В. А. «Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока»:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты)» [1].
Смена деятельности важна для младших школьников на занятиях дополнительного образования. Поэтому по каждой теме в занятия включены задания на внимательность, загадки, музыкальные паузы, собирание пазлов и прочие задания, не требующие длительного выполнения.
Взаимодействие (интеракция), упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса приводят к получению запланированных результатов обучения. Тем не менее, нельзя все занятие сводить к игре или простым разговорам. Получив знания, ребенок должен их запомнить, чтобы в будущем применять. Для закрепления материала и оценки знаний на занятиях по программе «Краеведческая мастерская» используются викторины или тесты. Ученики любят викторины и с удовольствием в них участвуют. Вставляя в разные викторины один и тот же вопрос, педагог незаметно для детей закрепляет сложную для детей информацию. Применение контекстного обучения, которое активизирует усвоение социального опыта через активную, «пристрастную» деятельность дает положительные результаты по усвоению сложной для детей информации. Например: периодически вставляя вопросы о дате образования города и его основателе, в конце учебного периода большинство учеников дает правильный ответ на этот вопрос, не задумываясь. В таком случае включается процесс интериоризации – перевода внешних планов культуры в культуру внутреннюю. Когда усвоенные, то есть контролируемые сознанием представления о чём-либо, умения, нормы поведения или морали становятся «присвоенными» учеником (проявляются на уровне бессознательного).
Фундаментом интереса к содержанию программы «Краеведческая мастерская», приобретению знаний является переживаемое детьми чувство удовлетворения от своих достижений. Похвала педагога даже за самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд приводит ребенка к чувству гордости, к подъёму сил. На занятиях используется система поощрения – медали. Это повод рассказать о своих успехах дома, а так же вовлечь родителей в процесс обучения. Старшему поколению есть, что рассказать о своем прошлом, которое и есть история города и страны в целом. Коммуникация как взаимодействие между всеми участниками учебного процесса, включая родителей, является основой обучения по программе «Краеведческая мастерская». По мере приобретения опыта общения со сверстниками и взрослыми, дети учатся не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.
Изготовление поделки, завершающий этап занятия. В силу своего возраста дети создают руками то, что иногда еще не могут описать словами. Делая аппликацию, рисуя картинку, они могут дать свободу своей фантазии. Опираясь на краеведческий материал, внести в свою творческую работу каких-то новых героев. Изготавливая народный сувенир собственными руками, ребенок понимает, как жилось нашим предкам, для которых это занятие было ежедневным трудом. Что каждое ремесло это не просто занятие от скуки, а изготовление предметов необходимых для жизни. Только тогда, когда человек поймет, на сколько сложно что-то сделать своими руками, он научится ценить труд других людей. Коммуникативные универсальные учебные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество, прививают способность работать в команде, распределять задачи между членами коллектива, адекватно относиться к деятельности товарищей.
Таким образом, в течение занятия чередуются различные формы и методы обучения, а изучение краеведения становится интересным и не сложным процессом. Процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в учениках интеллектов. «Различные задания привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал учеников» [1].