В наше сложное время одним из наиболее важных аспектов воспитательного процесса является патриотическое воспитание подрастающего поколения, а также культура взаимоотношений между представителями разных национальностей. Основная причина – сохранение целостности государства. Решение этой задачи влечет за собой изменение идеологии общества – желание заполнить вакуум, образовавшийся после отмены октябрятского, пионерского и комсомольского движения. Изменение методов обучения – гуманизация образования, ориентация на развитие личности, как следствие – желание познать мир, в котором живешь.
Эти вопросы помогает решать в том числе и краеведение.
Краеведение – это любовь к своему краю. Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
Интерес к изучению своего края не случаен и связан не только с новыми тенденциями современных демократических преобразований, но и с осознанием общества в необходимости преемственности национальной и духовной культуры. И через любовь к своему краю, своей малой родине, воспитание интереса и уважения к представителям других национальностей и культур.
Одним из методов обучения краеведению является экскурсия.
Экскурсия (от латинского excursio – прогулка, поездка) – коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.
Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс в конце XVIII — начале XIX вв. прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. Постепенно экскурсии стали органической частью учебного процесса в школе. Кроме того наравне с наглядно-познавательным процессам экскурсии имели и идеологическую направленность. Уже в 1910 г. в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. Советская власть также уделяла большое внимание идеологической направленности экскурсионного дела и рассматривала экскурсию как обязательный элемент учебного процесса. Во многих городах были открыты экскурсионно-туристские станции Наркомпроса. С 1936 руководство развитием туризма и экскурсий было возложено на Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) и его организации.
После Великой Отечественной войны 1941–1945 деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС вновь активизировалась. Особенно широкий размах экскурсионное дело приобрело после постановления Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС), Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляли детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Министерства просвещения СССР.
Экскурсия относится к познавательно-культурным мероприятиям и выполняет функции получения информации, расширения кругозора.
Экскурсия отвлекает от ежедневных будней с помощью наглядно-познавательного метода и поэтому должна отличаться от других форм получения информации доходчивостью, эмоциональностью, демократичностью, духовностью и патриотизмом. Чтобы экскурсия соответствовала всем предъявляемым к ней требованиям и оказывала соответствующее воздействие на экскурсантов, её должен проводить настоящий знаток своего дела, обладающий необходимыми знаниями и, кроме того, достаточным артистизмом и обаянием, а также непременно красотой речи и ораторским талантом.
Можно сказать, что экскурсия – это авторское литературное произведение, чем, в сущности, она изначально и является. Экскурсия одновременно и сценарий, и его воплощение в жизнь.
Сущность каждой экскурсии – подача новой достоверной информации таким образом, чтобы она была легко усвоена слушателями.
В экскурсию могут быть включены: театральные элементы, традиционные чаепития, музыкальные вставки, просмотр видеофильмов, знакомство с мультимедийными программами, слайд-шоу, беседы с учеными, посещение музейной экспозиции, осмотр промышленных и учебных организаций и предприятий, посещение модных показов или выставок, прогулки по паркам, участие в концертах и спектаклях.
Экскурсии строятся на показе определённых экскурсионных объектов – памятников истории, археологии, архитектуры, природы и т. д. Распространены музейные экскурсии как обзорного, так и тематического характера.
При проведении экскурсии используются два основных элемента – показ и рассказ, которые должны грамотно сочетаться.
Экскурсовод выступает в качестве посредника между объектами и участниками экскурсии. Главная цель экскурсовода – так преподнести информацию, чтобы участники смогли самостоятельно оценить услышанное и увиденное. Он рассказывает и показывает, а экскурсанты слушают, смотрят, усваивают новую информацию, дают оценку, и делают выводы. При этом они также развивают свои эстетические чувства, улучшают историческое восприятие окружающего мира, получают эмоциональное воздействие.
Детские экскурсии имеют свою специфику. В детском возрасте любое событие воспринимается как удивительное и интересное приключение. Разумеется, школьные экскурсии не являются исключением из правил. Посещение экскурсий может быть не только приятным, но и довольно информативным досугом. Интересная прогулка или поездка запомнится надолго, и подарит много радости.
Детская экскурсия, пожалуй, одна из самых востребованных форм работы с детьми всех возрастов. Она выполняет следующие функции: познавательную, воспитательную, рекреационную, коммуникативную, идеологическую, стимулирующую (формирование интересов, мотивация), функцию организации досуга. Перечисленные функции различны, но в то же время дополняют друг друга.
Экскурсовод, разрабатывая детскую экскурсию для определенного типа экскурсантов, учитывает особенности конкретной группы и должен уметь работать с группами различных составов. Возраст экскурсантов определяет не только материал экскурсии, но и его подачу, выбор объектов, показ и т. д. Экскурсия должна в полной мере удовлетворить подобные запросы экскурсантов, т. е. быть интересной, слаженной, познавательной, иначе экскурсанты могут остаться разочарованными. Поэтому экскурсовод должен правильно организовать и время, и действие, и содержание экскурсий, и самих экскурсантов. Для того чтобы эта задача была успешно решена, необходимо четко продумать все ее стороны, этапы и действия.
При разработке детской экскурсии экскурсоводу необходимо учитывать, что:
- максимальное число объектов, которые могут воспринимать дети – не более 15;
- максимальное время непрерывного экскурсионного рассказа – 10 мин;
- максимальное время показа одного экскурсионного объекта – 4 мин;
- на каждый час рассказа экскурсовода входит 10-минутная пауза.
Методические приемы проведения экскурсии, их использование и особенности зависят от: формы проведения, содержания и тематики экскурсии, состава группы, места проведения, способа передвижения.
Форма экскурсии (познавательная, экскурсия-беседа, экскурсия-игра, экскурсия-прогулка, экскурсия-спектакль и т. д.) значительно влияет на возможность и необходимость использовать те или иные методические приемы.
Лучшая форма для проведения экскурсий для детей дошкольного возраста – игра или спектакль с их участием. Экскурсия для школьников должна быть основана на соответствующей школьной программе.
Детская экскурсия имеет свои особенности и по своей сущности является формой обучения и воспитания, формой отдыха, формой познания, формой распространения научных знаний, формой патриотического воспитания, формой проведения туристских мероприятий, формой общения.
Все это дает новые возможности преподнесения материала о своем крае, часто в неожиданной и интересной для детей форме. Все мы привыкаем к месту, на котором живем. Все, что нам знакомо, как-то растворяется и исчезает для нас. О других городах и странах мы, часто, можем сказать больше, чем о своей родной улице, по которой ходим каждый день.
И примеров тому много.
В Самаре есть аллея Трудовой Славы расположенная на ул. Юных пионеров.
Эта аллея была торжественно открыта в канун 40-летия Победы в 1985 году. Право перерезать красную ленточку было предоставлено члену ЦК КПСС, Герою Социалистического труда, фрезеровщику моторостроительного объединения им. Фрунзе И.П. Кудинову и Герою Советского Союза, начальнику отдела металлургического завода им. Ленина В. И. Чудайкину. Что интересно, Аллея создана по просьбам куйбышевских предприятий, которые хотели отметить трудовой подвиг своих рабочих в годы войны, глядя на установленный в 1975 году монумент Ил-2. В результате городские власти удовлетворили просьбы заводчан и выделили бульвар на проспекте Юных Пионеров. Работой руководили Главный художник Куйбышева Александр Темников и архитектор Алексей Моргун.
Заводы получили свои участки:
- от ул. Воронежской до ул. Краснодонской – завод «КАТЭК» и «Куйбышевское агрегатное производственное объединение»
- от ул. Краснодонской до Проспекта Кирова – завод «Прогресс»
- от Проспекта Кирова до ул. Каховской – Авиационный завод
- от ул. Каховской доул. Севастопольской – завод «Металлист»
- от ул. Севастопольской до ул. Юбилейной – завод «Куйбышевкабель» и «Завод аэродромного оборудования»
- от ул. Юбилейной до ул. Металлистов – 9 ГПЗ
- от ул. Металлистов до ул. Советской – Моторостроительное объединение им. М. Фрунзе
- от ул. Советской до ул. Ташкентской – Металлургический завод им. Ленина [1].
Проектирование и проработка (а также изготовление) заводских монументов и площадок велось самими предприятиями под руководством городских архитекторов. Памятники делались на заводские деньги. Они содержат интересную информацию о создании и работе предприятий, и даже настоящие элементы и агрегаты.
На этой аллее огромный пласт историй судеб множества людей, пример трудового подвига, упорства и безграничного мужества тружеников тыла, ковавших у своих станков в годы Великой отечественной войны нашу Победу.
Аллея ухожена и хороша для прогулок в любое время года. На ней всегда много людей, просто гуляющих или спешащих по делам. Но не многие остановятся у монументов и прочтут аннотации. Все привыкли. Не замечают. А ведь это наша гордость и слава.
Для того чтобы наши родные улицы «заговорили», в экскурсионном бюро «Волжский парус», созданном на базе ЦВР «Парус», в рамках проекта «Открой свой город и подари его другим» г.о. Самара, проходят стажировку старшеклассники, выпускники «Школы юного экскурсовода».
Старшеклассники под руководством опытного педагога сами разрабатывают маршруты, готовят экскурсии и проводят их. Информация из уст подростка, узнавшего так много интересного о близких ему местах, как правило, очень эмоциональна и доступна его сверстникам.
Таким образом, очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения, возможно, знакомых ему людей, проживающих рядом, на событиях из истории своей улицы, города, села, страны. Воспитательный потенциал краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания школьников картины прошлого, сохранению памяти народа, осуществлению преемственности поколений.