Full text

В современном мире, когда развитие личности учащихся является одной из главных задач образования, важно подобрать такие педагогические средства, которые будут помогать решать её более эффективно. Дети по своей природе очень любознательны. А период обучения в начальной школе характеризуется большим стремлением к познанию и активной деятельности ребят. В педагогике и психологии под «исследовательским обучением» понимается подход к образовательному процессу, выстроенный на основе естественного стремления учащихся к самостоятельному изучению предметов и явлений окружающего мира. Однако учителя часто предпочитают строить обучение на основе репродуктивной деятельности младших школьников, направленной на усвоение уже известных знаний. Поэтому к завершению учёбы в начальной школе у ребят пропадает главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. В результате теряется природная любознательность, способность самостоятельно мыслить и интеллектуально развиваться. Поэтому формирование у младших школьников умений исследовательского поиска является важной задачей учителя.

Уроки технологии в начальной школе обладают, возможно, даже большими преимуществами по сравнению с остальными предметами для решения этой задачи. Здесь создаются благоприятные условия для последовательного интеллектуального развития учащихся. Это происходит во время планирования будущего изделия и своей деятельности, при постановке задач и поиске вариантов решения, при корректировке работы и анализе полученного результата. Все перечисленные виды работ на уроках технологии соответствуют и последовательности исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, в которой на основе поисковой активности формируется исследовательское поведение. Оно включает в себя умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, обсуждать варианты решения, выбирать версию для реализации, представлять полученный результат. На уроках технологии действия происходят не в абстрактном мире, как на большинстве других предметов, а в реальном. Конкретные материалы и полученные в результате работы предметы, дают возможность понять младшим школьникам, что каждая деятельность должна иметь обязательно смысл и результат. Важно показать детям, что их заинтересованность в приобретённых ими самими знаниях и умениях, пригодится в жизни.

Таким образом, понимая важность исследовательской деятельности для интеллектуального развития личности младших школьников, педагогу необходимо строить обучение на активной основе, через учебную деятельность содержащую возможность поиска, эксперимента и личных открытий детей. Развитию исследовательских умений, мышления и интеллекта учащихся способствуют исследовательские задания. Исходя из возрастных особенностей, они должны отвечать определённым условиям:

1)     задание должно опираться на ранее полученные знания и умения;

2)     решение поставленной проблемы должно иметь практическое значение для данного урока или применимое в будущей жизни;

3)     задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы младший школьник понимал какую конкретную задачу он решает;

4)     при выполнении одинаковых заданий ребята с разным уровнем подготовки, различными интересами могут найти разные варианты решения.

Исследовательские задания на уроках технологии в начальных классах как средство интеллектуального развития учащихся можно структурировать следующим образом:

Задания на выдвижение гипотезы. Они предполагают обоснованные ответы на поставленные учителем вопросы, обсуждение мнений одноклассников.

Например:

Работа с пластическим материалом

-         Расскажите какие свойства глины вы знаете (мягкость, влажность и др.).

-         Может ли глина приобрести какие-то другие свойства и что для этого может потребоваться?

-         Предположите каким будет материал, если соединить пластилин и глину. Возможно ли это?

Работа с текстильными материалами

-         Какие качества есть у изделий, которые выполнены из льняных тканей?

-         Если в одной ткани соединить металлические нити и хлопчатобумажные, то какие свойства она приобретёт?

-         Возможно ли сохранить на ткани после стирки рисунок, нарисованный вами? Каким образом?

Работа с природным материалом

-         Предположите, как возможно использовать в одной работе высушенный материал и материал, не подвергавшийся сушке.

-         Какое новое использование природного материала в работе вы можете предложить?

-         Можно ли выполнить работу, аналогичную работе из соломки, из какого-либо другого природного материала?

Работа с бумагой

-         Предложите полезное применение обрезков от работы с цветной гофрированной бумагой.

-         Как можно восстановить развернувшуюся середину у завершённого изделия в технике «квилинг»?

-         Можно ли сделать одежду из бумаги, которую смогли бы носить люди?

 

Задания на планирование. Они развивают умение представлять последовательность достижения поставленных целей и будущего результата.

Например:

Работа с пластическим материалом

Спланируйте по времени работу по выполнению изделия из пластилина на плоскости:

-          … минут – подготовка материалов, инструментов и рабочего места к занятию;

-          … минут – перевод шаблона или самостоятельное изображение контуров будущего изделия на картоне;

-          … минут – разминание пластилина для фона;

-          … минут – нанесение фона из пластилина на картон;

-          … минут – разминание пластилина для выполнения элементов изделия поверх фона;

-          … минут – нанесение элементов изделия из пластилина поверх фона?

-          … минут – оформление работы (при необходимости).

-          … минут – уборка рабочего места.

Работа с текстильными материалами

Рассмотрите платье на кукле. Предположите в какой последовательности оно было сшито:

-          воротник присоединён к горловине (новые термины необходимо пояснять);

-          к краю воротника присоединено кружево;

-          рукава присоединены к проймам (новые термины необходимо пояснять);

-          сшиты две половинки спинки платья;

-          сшиты спинка и перед платья по боковым швам;

-          к краю платья присоединено кружево;

-          сшиты спинка и перед платья по плечевым швам;

-          к передней части платья пришиты петли и пуговицы;

-          к передней части платья пришит карман.

Работа с природным материалом

Расставьте последовательно, исходя из времени сбора, этапы работы со следующими природными материалами:

-          сбор и сушка арбузных семечек;

-          сбор тополиного пуха;

-          сбор и сушка жёлтых кленовых листьев;

-          сбор желудей.

 

Поисково-аналитические задания. Направлены на развитие исследовательских умений и навыков учащихся, напрямую включают в исследовательскую деятельность на уроках технологии и вне школы.

Например:

Работа с пластическим материалом

Для изготовления солёного теста известны составляющие: соль, мука, вода, но:

В 1 рецепте добавляется клей ПВА.

-          1/3 чайной ложки соли;

-          4 столовые ложки воды;

-          1/3 чайной ложки клея ПВА;

-          5 столовых ложек муки

Во 2 рецепте добавляется растительное масло.

-          1/3 чайной ложки соли;

-          4 столовые ложки воды;

-          1/2 чайной ложки растительного масла;

-          5 столовых ложек муки;

В 3 рецепте добавляется клей ПВА и растительное масло.

-          1/3 чайной ложки соли;

-          4 столовые ложки воды;

-          1/3 чайной ложки клея ПВА;

-          5 столовых ложек муки;

-          ½ чайной ложки растительного масла.

 

  • Попробуйте сделать солёное тесто по каждому рецепту.
  • Какой состав вам понравился больше и почему?
  • Какое свойство приобретает тесто при добавлении растительного масла?
  • Какое свойство приобретает тесто при добавлении клея ПВА?
  • Какие свойства приобретает тесто при добавлении и клея ПВА, и растительного масла?
  • Предположите, а затем опытным путём проверьте, возможно ли сделать тесто для лепки только из муки, соли и воды?
  • Найдите в литературе и сети Интернет другие способы изготовления солёного теста и попробуйте сделать изделие из него.
  • Обоснуйте свой выбор состава теста.

Работа с текстильными материалами.

На уроке планируется выполнение мягкой игрушки. Для неё нужно подобрать ткань. Имеется:

-          Хлопчатобумажная ткань.

-          Льняная ткань.

-          Мех.

-          Бархатная ткань.

-          Синтепон.

-          Полиэстер.

-          Капрон.

-          Флок.

 

  • Попробуйте нарисовать круг на каждой из тканей. На какую из них лучше всего наносится контур детали?
  • Опытным путём узнайте, каким материалом на каждую ткань лучше переводить контуры деталей?
  • Вырежьте круг из каждой ткани и сделайте вывод какая из них лучше поддаётся обработке ножницами?
  • Соедините ручными стежками два круга из каждой ткани по изнаночной стороне, выверните на лицевую сторону. Какая ткань сохранила свою структуру, а какая в процессе работы «разошлась» в швах?
  • Наполните полученные изделия обрезками тканей, ватином и соедините отверстие ручными стежками по лицевой стороне. С каким материалом удобнее работать и почему?
  • В течение 5 минут трите и сминайте изделие в руках, изображая, как будто вы пользуетесь им в реальной жизни. Какой материал сохранил в большей степени свой первоначальный вид, а какой наоборот?
  • Какой вывод о пригодности материалов для изготовления мягкой игрушки можно сделать после проведённой работы?

Работа с природным материалом

Учащимся предстоит выполнение аппликации из бумаги, самолёта, объёмных животных, ажурных снежинок и шаров. Необходимо выяснить свойства различных видов бумаги и их возможность использования в предстоящей работе. Предлагается принести все виды, которые есть дома. Например:

-          Цветная бумага.

-          Гофрированная бумага.

-          Цветной картон.

-          Кожаная бумага.

-          Бархатная бумага.

-          Цветная бумага для принтеров.

-          Фольга.

 

  • Нанесите клей на изнаночную сторону каждого вида бумаги и посмотрите на изменение поверхности некоторых образцов. Можно ли уже по этому опыту сделать вывод о том, какие виды не подойдут для для каждого вида работ?
  • Склейте между собой клеем ПВА несколько деталей из одного вида бумаги. Дайте высохнуть опытным образцам и поясните какую бумагу для каких работ лучше использовать и почему.
  • Склейте между собой клеем ПВА несколько деталей из разных видов бумаги. Дайте высохнуть опытным образцам и поясните в каких изделиях можно использовать подобные сочетания и для чего.
  • Приклейте каждый вид бумаги к плотному (упаковочному) картону и опытным путём определите какой вид лучше подойдёт для аппликации.

 

Практико-ориентированные задания. Они позволяют младшим школьникам применить приобретённые исследовательские знания и умения на практике.

Например:

Работа с пластическим материалом

  • Для кабинета технологии в школе необходимо изготовить муляжи (новые термины необходимо пояснять) хлебобулочных изделий.

-          Проведите исследование и предложите варианты материалов для работы. Объясните свой выбор.

-          Предложите варианты окрашивания материала (введение красителя в сам материал, поверхностное окрашивание). Объясните свой выбор.

  • Родители в подарок к ближайшему празднику просят сделать поделку своими руками – дымковскую игрушку. На данный момент в наличии нет красной глины для её изготовления.

-          Проведите исследование и предложите как выйти из такой ситуации с материалами и порадовать родителей (гипс, серая глина).

  • К новому году нужно украсить класс и небольшую классную ёлку.

- Проведите опрос в классе и подберите недорогие пластические материалы для украшения (фольга, солёное тесто и другие).

-          Найдите в разных источниках информации варианты несложных и оригинальных украшений из них.

Работа с природным материалом

-          Учащимся предлагается в разных источниках информации выяснить с какими природными материалами они ещё не работали (это могут быть лоза, береста, сухоцветы и другие).

-          Узнайте их свойства (ломкость, гибкость, влагостойкость, способность долго сохранять свой цвет).

-          Предложите варианты изделий из них.

-          Предположите в каких изделиях эти свойства станут достоинством, а в каких недостатком.

-          Какие изделия можно сделать в условиях школы? Объясните свой ответ.

Выполнение заданий всех типов на уроках технологии готовит младших школьников к работе над исследовательскими проектами. Учитель не столько передаёт знания, сколько учит ребят применять их самостоятельно для выполнения практических и познавательных задач. Выдвижение гипотез, самостоятельное решение проблем и применение знаний из различных областей способствует интеллектуальному развитию учащихся.