В современном мире, когда развитие личности учащихся является одной из главных задач образования, важно подобрать такие педагогические средства, которые будут помогать решать её более эффективно. Дети по своей природе очень любознательны. А период обучения в начальной школе характеризуется большим стремлением к познанию и активной деятельности ребят. В педагогике и психологии под «исследовательским обучением» понимается подход к образовательному процессу, выстроенный на основе естественного стремления учащихся к самостоятельному изучению предметов и явлений окружающего мира. Однако учителя часто предпочитают строить обучение на основе репродуктивной деятельности младших школьников, направленной на усвоение уже известных знаний. Поэтому к завершению учёбы в начальной школе у ребят пропадает главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. В результате теряется природная любознательность, способность самостоятельно мыслить и интеллектуально развиваться. Поэтому формирование у младших школьников умений исследовательского поиска является важной задачей учителя.
Уроки технологии в начальной школе обладают, возможно, даже большими преимуществами по сравнению с остальными предметами для решения этой задачи. Здесь создаются благоприятные условия для последовательного интеллектуального развития учащихся. Это происходит во время планирования будущего изделия и своей деятельности, при постановке задач и поиске вариантов решения, при корректировке работы и анализе полученного результата. Все перечисленные виды работ на уроках технологии соответствуют и последовательности исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, в которой на основе поисковой активности формируется исследовательское поведение. Оно включает в себя умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, обсуждать варианты решения, выбирать версию для реализации, представлять полученный результат. На уроках технологии действия происходят не в абстрактном мире, как на большинстве других предметов, а в реальном. Конкретные материалы и полученные в результате работы предметы, дают возможность понять младшим школьникам, что каждая деятельность должна иметь обязательно смысл и результат. Важно показать детям, что их заинтересованность в приобретённых ими самими знаниях и умениях, пригодится в жизни.
Таким образом, понимая важность исследовательской деятельности для интеллектуального развития личности младших школьников, педагогу необходимо строить обучение на активной основе, через учебную деятельность содержащую возможность поиска, эксперимента и личных открытий детей. Развитию исследовательских умений, мышления и интеллекта учащихся способствуют исследовательские задания. Исходя из возрастных особенностей, они должны отвечать определённым условиям:
1) задание должно опираться на ранее полученные знания и умения;
2) решение поставленной проблемы должно иметь практическое значение для данного урока или применимое в будущей жизни;
3) задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы младший школьник понимал какую конкретную задачу он решает;
4) при выполнении одинаковых заданий ребята с разным уровнем подготовки, различными интересами могут найти разные варианты решения.
Исследовательские задания на уроках технологии в начальных классах как средство интеллектуального развития учащихся можно структурировать следующим образом:
Задания на выдвижение гипотезы. Они предполагают обоснованные ответы на поставленные учителем вопросы, обсуждение мнений одноклассников.
Например:
Работа с пластическим материалом
- Расскажите какие свойства глины вы знаете (мягкость, влажность и др.).
- Может ли глина приобрести какие-то другие свойства и что для этого может потребоваться?
- Предположите каким будет материал, если соединить пластилин и глину. Возможно ли это?
Работа с текстильными материалами
- Какие качества есть у изделий, которые выполнены из льняных тканей?
- Если в одной ткани соединить металлические нити и хлопчатобумажные, то какие свойства она приобретёт?
- Возможно ли сохранить на ткани после стирки рисунок, нарисованный вами? Каким образом?
Работа с природным материалом
- Предположите, как возможно использовать в одной работе высушенный материал и материал, не подвергавшийся сушке.
- Какое новое использование природного материала в работе вы можете предложить?
- Можно ли выполнить работу, аналогичную работе из соломки, из какого-либо другого природного материала?
Работа с бумагой
- Предложите полезное применение обрезков от работы с цветной гофрированной бумагой.
- Как можно восстановить развернувшуюся середину у завершённого изделия в технике «квилинг»?
- Можно ли сделать одежду из бумаги, которую смогли бы носить люди?
Задания на планирование. Они развивают умение представлять последовательность достижения поставленных целей и будущего результата.
Например:
Работа с пластическим материалом
Спланируйте по времени работу по выполнению изделия из пластилина на плоскости:
- … минут – подготовка материалов, инструментов и рабочего места к занятию;
- … минут – перевод шаблона или самостоятельное изображение контуров будущего изделия на картоне;
- … минут – разминание пластилина для фона;
- … минут – нанесение фона из пластилина на картон;
- … минут – разминание пластилина для выполнения элементов изделия поверх фона;
- … минут – нанесение элементов изделия из пластилина поверх фона?
- … минут – оформление работы (при необходимости).
- … минут – уборка рабочего места.
Работа с текстильными материалами
Рассмотрите платье на кукле. Предположите в какой последовательности оно было сшито:
- воротник присоединён к горловине (новые термины необходимо пояснять);
- к краю воротника присоединено кружево;
- рукава присоединены к проймам (новые термины необходимо пояснять);
- сшиты две половинки спинки платья;
- сшиты спинка и перед платья по боковым швам;
- к краю платья присоединено кружево;
- сшиты спинка и перед платья по плечевым швам;
- к передней части платья пришиты петли и пуговицы;
- к передней части платья пришит карман.
Работа с природным материалом
Расставьте последовательно, исходя из времени сбора, этапы работы со следующими природными материалами:
- сбор и сушка арбузных семечек;
- сбор тополиного пуха;
- сбор и сушка жёлтых кленовых листьев;
- сбор желудей.
Поисково-аналитические задания. Направлены на развитие исследовательских умений и навыков учащихся, напрямую включают в исследовательскую деятельность на уроках технологии и вне школы.
Например:
Работа с пластическим материалом
Для изготовления солёного теста известны составляющие: соль, мука, вода, но:
В 1 рецепте добавляется клей ПВА.
- 1/3 чайной ложки соли;
- 4 столовые ложки воды;
- 1/3 чайной ложки клея ПВА;
- 5 столовых ложек муки
Во 2 рецепте добавляется растительное масло.
- 1/3 чайной ложки соли;
- 4 столовые ложки воды;
- 1/2 чайной ложки растительного масла;
- 5 столовых ложек муки;
В 3 рецепте добавляется клей ПВА и растительное масло.
- 1/3 чайной ложки соли;
- 4 столовые ложки воды;
- 1/3 чайной ложки клея ПВА;
- 5 столовых ложек муки;
- ½ чайной ложки растительного масла.
- Попробуйте сделать солёное тесто по каждому рецепту.
- Какой состав вам понравился больше и почему?
- Какое свойство приобретает тесто при добавлении растительного масла?
- Какое свойство приобретает тесто при добавлении клея ПВА?
- Какие свойства приобретает тесто при добавлении и клея ПВА, и растительного масла?
- Предположите, а затем опытным путём проверьте, возможно ли сделать тесто для лепки только из муки, соли и воды?
- Найдите в литературе и сети Интернет другие способы изготовления солёного теста и попробуйте сделать изделие из него.
- Обоснуйте свой выбор состава теста.
Работа с текстильными материалами.
На уроке планируется выполнение мягкой игрушки. Для неё нужно подобрать ткань. Имеется:
- Хлопчатобумажная ткань.
- Льняная ткань.
- Мех.
- Бархатная ткань.
- Синтепон.
- Полиэстер.
- Капрон.
- Флок.
- Попробуйте нарисовать круг на каждой из тканей. На какую из них лучше всего наносится контур детали?
- Опытным путём узнайте, каким материалом на каждую ткань лучше переводить контуры деталей?
- Вырежьте круг из каждой ткани и сделайте вывод какая из них лучше поддаётся обработке ножницами?
- Соедините ручными стежками два круга из каждой ткани по изнаночной стороне, выверните на лицевую сторону. Какая ткань сохранила свою структуру, а какая в процессе работы «разошлась» в швах?
- Наполните полученные изделия обрезками тканей, ватином и соедините отверстие ручными стежками по лицевой стороне. С каким материалом удобнее работать и почему?
- В течение 5 минут трите и сминайте изделие в руках, изображая, как будто вы пользуетесь им в реальной жизни. Какой материал сохранил в большей степени свой первоначальный вид, а какой наоборот?
- Какой вывод о пригодности материалов для изготовления мягкой игрушки можно сделать после проведённой работы?
Работа с природным материалом
Учащимся предстоит выполнение аппликации из бумаги, самолёта, объёмных животных, ажурных снежинок и шаров. Необходимо выяснить свойства различных видов бумаги и их возможность использования в предстоящей работе. Предлагается принести все виды, которые есть дома. Например:
- Цветная бумага.
- Гофрированная бумага.
- Цветной картон.
- Кожаная бумага.
- Бархатная бумага.
- Цветная бумага для принтеров.
- Фольга.
- Нанесите клей на изнаночную сторону каждого вида бумаги и посмотрите на изменение поверхности некоторых образцов. Можно ли уже по этому опыту сделать вывод о том, какие виды не подойдут для для каждого вида работ?
- Склейте между собой клеем ПВА несколько деталей из одного вида бумаги. Дайте высохнуть опытным образцам и поясните какую бумагу для каких работ лучше использовать и почему.
- Склейте между собой клеем ПВА несколько деталей из разных видов бумаги. Дайте высохнуть опытным образцам и поясните в каких изделиях можно использовать подобные сочетания и для чего.
- Приклейте каждый вид бумаги к плотному (упаковочному) картону и опытным путём определите какой вид лучше подойдёт для аппликации.
Практико-ориентированные задания. Они позволяют младшим школьникам применить приобретённые исследовательские знания и умения на практике.
Например:
Работа с пластическим материалом
- Для кабинета технологии в школе необходимо изготовить муляжи (новые термины необходимо пояснять) хлебобулочных изделий.
- Проведите исследование и предложите варианты материалов для работы. Объясните свой выбор.
- Предложите варианты окрашивания материала (введение красителя в сам материал, поверхностное окрашивание). Объясните свой выбор.
- Родители в подарок к ближайшему празднику просят сделать поделку своими руками – дымковскую игрушку. На данный момент в наличии нет красной глины для её изготовления.
- Проведите исследование и предложите как выйти из такой ситуации с материалами и порадовать родителей (гипс, серая глина).
- К новому году нужно украсить класс и небольшую классную ёлку.
- Проведите опрос в классе и подберите недорогие пластические материалы для украшения (фольга, солёное тесто и другие).
- Найдите в разных источниках информации варианты несложных и оригинальных украшений из них.
Работа с природным материалом
- Учащимся предлагается в разных источниках информации выяснить с какими природными материалами они ещё не работали (это могут быть лоза, береста, сухоцветы и другие).
- Узнайте их свойства (ломкость, гибкость, влагостойкость, способность долго сохранять свой цвет).
- Предложите варианты изделий из них.
- Предположите в каких изделиях эти свойства станут достоинством, а в каких недостатком.
- Какие изделия можно сделать в условиях школы? Объясните свой ответ.
Выполнение заданий всех типов на уроках технологии готовит младших школьников к работе над исследовательскими проектами. Учитель не столько передаёт знания, сколько учит ребят применять их самостоятельно для выполнения практических и познавательных задач. Выдвижение гипотез, самостоятельное решение проблем и применение знаний из различных областей способствует интеллектуальному развитию учащихся.