Full text

Цель исследования состоит в построении измерительного инструмента и его анализе для измерения уровня патриотизма учащихся общеобразовательной школы. Патриотизм – латентная величина, которая проявляется через определенные индикаторы. Для анализа факторов, влияющих на патриотизм, и проведения мониторинга необходимо, чтобы эта величина измерялась на линейной шкале.

Существенными недостатками многих способов конструирования интегральных показателей (метод взвешивания, экспертные оценки, индексы) являются субъективность весов экспертов и нелинейность шкалы. Это затрудняет применение статистических методов анализа, предполагающих линейную шкалу измерения. Поэтому измерение латентных переменных осуществляется в рамках теории измерения латентных переменных. Наиболее полно на русском языке эта теория представлена в работах [1–4].

Комфортность обучения определяется операционально – с помощью набора индикаторов (опросника), состоящего из 60 пунктов, которые в целом характеризуют уровень патриотизма школьников.

Респондентами были учащиеся 7–11-х классов средней общеобразовательной школы № 10 станицы Неберджаевской муниципального образования Крымский район. Всего в опросе приняло участие 70 учеников.

Измерение уровня патриотизма осуществлялось в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша. Эта теория показала свою эффективность при решении широкого класса задач в социальных системах [5–15]. Для обработки исходных данных и оценки латентной величины «Уровень патриотизма» применялась диалоговая система «Измерение латентных переменных», разработанная лабораторией объективных измерений филиала КубГУ в г. Славянске-на-Кубани [16].

Расположение оценок комфортности обучения учеников и индикаторов, характеризующих уровень патриотизма, представлено на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Местоположение учеников и индикаторных переменных на шкале «Уровень патриотизма»

 

В верхней части рис. 1 находится гистограмма, показывающая распределение оценок патриотизма учеников, в нижней части рисунка – распределение оценок индикаторов на той же самой шкале. Здесь Объекты соответствуют ученикам.

Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:

-          диапазон варьирования оценок комфортности обучения в школе относительно небольшой – 1,75 логит (от 0,00 до +1,75 логит). Это свидетельствует о том, что ученики незначительно отличаются по уровню патриотизма;

-          индикаторы варьируются в большем диапазоне – 3,50 логит (от –2,25 до +1,25 логит);

-          между двумя этими наборами (оценками учеников и оценками индикаторов) существует смещение – различие между соответствующими средними равно 0,774 логит. Это означает, что в целом уровень патриотизма учеников в среднем выше того, который предполагается опросником (данным набора индикаторов).

В целях иллюстрации рассмотрим наиболее отличительные индикаторные переменные:

-          наиболее «легкий» индикатор, который лучше других дифференцирует учеников с низким уровнем патриотизма;

-          наиболее «трудный» индикатор, который лучше других дифференцирует учеников с высоким уровнем патриотизма.

Наиболее полно поведение индикаторов описывается так называемыми характеристическими кривыми, которые показывают, как значение (уровень) индикатора зависит от измеряемой латентной переменной. Ниже представлены характеристические кривые этих отличительных индикаторов.

 

 

Характеристическая кривая индикатора,

характеризующего наименьший уровень патриотизма

 

Таким индикатором является индикатор 97 «Любишь ли ты свою Родину?».

Характеристическая кривая этого индикатора представлена на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Характеристическая кривая индикатора 1 «Любишь ли ты свою Родину?»

 

Этот и другие рисунки с характеристическими кривыми имеют следующую структуру. По оси абсцисс отложены значения латентной переменной «Уровень патриотизма» (в логитах). По оси ординат откладывается ожидаемое значение индикатора. В данном случае значение индикатора варьируется от 0 до 1.

В верхней части рисунка расположена следующая информация:

-          номер индикатора (1);

-          название индикатора по умолчанию (Индикатор 1);

-          значение индикатора (Оценка: –2,192);

-          значение статистики Хи-квадрат (Хи-кв.: 1,598);

-          степень соответствия индикатора модели Раша (P(Хи-кв.): 0,450);

-          объем выборки объектов (N = 70).

Здесь наибольший интерес представляет степень соответствия индикатора модели Раша P(Хи-квадрат), поскольку именно этот показатель позволяет определить пригодность рассматриваемого индикатора для измерения уровня патриотизма.

Адекватность индикатора модели измерения определялась следующим образом. Учащиеся по полученным оценкам уровня патриотизма разделяются на несколько групп. С учетом не очень большого объема выборки (70) число групп выбрано равным трем. Соответственно, мы имеем группу учащихся со слабым уровнем патриотизма, средним уровнем и высоким уровнем (на рис. 2 средние оценки групп отображены на оси абсцисс рисками). Далее для каждой группы вычисляется среднее значение уровня патриотизма и на основе критерия Хи-квадрат определяется степень близости этих трех экспериментальных точек характеристической кривой, построенной на основе модели Раша.

Значение статистики P(Хи-квадрат) = 0,450 > 0,05 свидетельствует о том, что по критерию Хи-квадрат экспериментальные точки, соответствующие средним значениям уровня патриотизма трех групп, очень близки к модельной кривой.

То, что этот индикатор характеризует наименьший уровень патриотизма, иллюстрируется тем, что ученики имеют высокие значения этого индикатора. Поэтому данный индикатор лучше других дифференцирует учащихся с низким уровнем патриотизма.

 

Характеристическая кривая индикатора,

характеризующего наибольший уровень патриотизма

 

Наибольший уровень комфортности обучения характеризует индикатор 28 «Регулярно ли Вы смотрите социально-политические передачи (“Право голоса”, “Право знать”, “Поединок” и др.)?». Это означает, что данный индикатор лучше других дифференцирует учеников с высоким уровнем комфортности обучения. Характеристическая кривая этого индикатора представлена на рис. 3.

 

Рис. 3. Характеристическая кривая индикатора 44 «Регулярно ли Вы смотрите

социально-политические передачи (“Право голоса”, “Право знать”, “Поединок” и др.)?»

 

Характеристическая кривая этого индикатора находится значительно ниже кривой индикатора 1. Это свидетельствует о том, что далеко не все школьники смотрят эти передачи (один из аспектов патриотизма).

Поскольку исследуемые факторы (класс и пол ученика) являются качественными, то в качестве метода статистической обработки выбран дисперсионный анализ. В табл. 1 представлены результаты дисперсионного анализа патриотизма учеников в зависимости от пола и класса, в которых они обучаются.

Проинтерпретируем полученные результаты дисперсионного анализа. Из табл. 1 следует, что нет значимых источников дисперсии (эмпирический уровень значимости всех источников дисперсии значительно выше номинального уровня значимости 0,05). Тем не менее представляют интерес оценки уровня патриотизма в зависимости от класса (табл. 2).

 

 

Таблица 1

Дисперсионный анализ комфортности обучения учеников
в зависимости от пола и класса

 

Источник дисперсии

Сумма квадратов

Степень свободы

Средний квадрат

Fэксп

р

Класс

0,818

4

0,205

1,516

0,209

Пол

0,152

1

0,152

1,129

0,292

Класс * Пол

0,166

4

0,041

0,307

0,872

Ошибка

8,097

60

0,135

 

 

Всего

9,093

69

 

 

 

 

Таблица 2

Средние значения комфортности обучения учеников в зависимости от школы

 

Класс

Среднее (логит)

Объем выборки

Стандартная ошибка (логит)

95% доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

7

0,730

16

0,093

0,545

0,915

8

0,708

26

0,072

0,564

0,853

9

0,988

15

0,101

0,786

1,189

10

0,688

6

0,150

0,388

0,988

11

0,707

7

0,154

0,400

1,015

 

Из табл. 2 видно, что наибольший уровень патриотизма у учеников 9-го класса (0,988 логит), наименьший – у учеников 11-го класса (0,707 логит).

Фактор «пол» также не является значимым, однако представляют интерес средние оценки патриотизма девушек и юношей (табл. 3).

Таблица 3

Средние значения комфортности обучения учеников в зависимости от пола

 

Пол ученика

Среднее (логит)

Объем выборки

Стандартная ошибка

(логит)

95% доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

Девушки

0,820

33

0,072

0,677

0,964

Юноши

0,708

37

0,078

0,552

0,864

 

Данные, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о том, что уровень патриотизма юношей несколько выше (0,820 логит), чем девушек (0,708 логит), но это различие статистически незначимо.

Выводы

  1. В работе показано использование измерительного инструмента, представленного в виде набора индикаторов, для оценивания латентной переменной «уровень патриотизма».
  2. Использованный набор индикаторов обладает хорошей разрешающей способностью. Уровень патриотизма измерен на линейной шкале, что важно для проведения статистического анализа.
  3. Не выявлено статистически значимых различий между классами, уровень патриотизма один и тот же у девушек и юношей.