Full text

Согласно энергетической стратегии России на период до 2030 г., целью энергетической политики страны является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов для устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения страны. В то же время Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одного из условий социально-экономического развития страны определяет преодоление ограничений в экономике со стороны энергетической и транспортной сетей. Основной ориентир в энергетической стратегии России делается на использование возобновляемых источников энергии, ресурсы которых неисчерпаемы. Отчасти возрастающие экологические проблемы, ограниченность и рост цен на нефтяные и газовые ресурсы, ориентиры государственной политики, а также влияние рыночной экономики в части государственной поддержки инновационных производственных предприятий обусловили очередную волну интереса к электромобилям.

В настоящее время выпуск электромобиля очередным автопромышленным холдингом анонсируется как нечто кардинально новое, даже инновационное. Однако исторические факты подтверждают, что всё новое – это хорошо забытое старое. Электромобиль появился задолго до автомобиля, а именно в 1828 г., тогда как двигатель внутреннего сгорания был изобретен лишь в 1860 г. Но такие факторы, как отсутствие новых источников энергии, обладающих высокой энергоемкостью при относительно небольшой их стоимости, дефицит мощностей электростанций, необходимых для подзарядки электромобилей, организация массового производства бензиновых автомобилей, препятствовали активному применению электромобилей в народном хозяйстве [1].

Динамика структуры реализованных автомобилей (рис. 1) демонстрирует снижение числа автомобилей, работающих на бензине, и рост автомобилей, работающих на газе. И это не случайно, так как Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (23 процента мировых запасов) и по объемам его ежегодной добычи [2]. Согласно энергетической стратегии России, прогнозные ресурсы газа оцениваются в 164,2 трлн м3, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации – 63,8 трлн м3. Это значит, что при успешной реализации мероприятий по повышению коэффициента извлечения газа прирост запасов существенно возрастет и составит в объеме не менее 16 трлн м3. Увеличение добычи газа предполагает повышение его использования, в том числе и в качестве автомобильного топлива. В июне 2016 г. Министерством транспорта Российской Федерации была разработана программа по внедрению газомоторной техники на автомобильном транспорте. После реализации комплекса мероприятий в период с 2017 по 2020 г. планируется увеличение суммарного объема потребления газомоторного топлива на автомобильном транспорте до 1,4 млрд м3 и количества автотранспортных средств, использующих газомоторное топливо, до 387 тыс. ед. [3]

 

 

 

Рис. 1. Динамика проданных автомобилей в России (в %) [4]

 

Однако электроэнергия значительно превосходит газ и нефтепродукты по экологичности топлива, поэтому интерес к электромобилям на сегодняшний день существенно возрос.

По данным аналитического агентства Автостат, в России продано уже более 600 экземпляров электромобилей [5].

Выпуск автоконцернами электромобилей вкупе с государственными субсидиями на их приобретение, приоритетом в движении (выделенные полосы), льготными/бесплатными парковками и другими факторами спровоцировал бурный рост спроса на электромобили. Самой известной автомобильной компанией современности, выпускающей легковые электромобили, является Tesla Motors. Парк компании представлен тремя марками электромобилей: Roadster, Model S и Model X. Производство новой модели Tesla Model 3 планируется на 2017 г.

 

 

 

Рис. 2. Количество проданных электромобилей в России, шт. [6]

 

Наряду с продуктами компании Tesla Motors наиболее известными серийно выпускаемыми моделями электромобилей можно считать такие, как Toyota RAV4 EV, Chevrolet Volt, Volvo C30 BEV, Modec, Reva NXR, Renault серия Z.E., Nissan LEAF, Mitsubishi I-MiEV, Tazzari ZERO, BMWi3.

Так, в России интерес к электромобилям отмечается в период 2012–2014 гг. и незначительное снижение спроса далее. Основной причиной ослабления спроса является нестабильность курса отечественной валюты и, как следствие, рост цен на данный вид транспорта. Все электромобили, представленные на российском рынке, иностранного производства, поэтому повышение курса доллара существенно повлияло на спрос. И даже отмена таможенных пошлин на ввоз электрокаров с 1 февраля 2014 по 31 декабря 2015 г. не смогла оживить прежний интерес.

На данный момент на транспортном рынке электромобили не составляют конкуренцию автомобилям, но, возможно, через несколько десятков лет они займут лидирующую позицию [7]. Это связано не только с усовершенствованием производства электрокаров, но и с ценами на нефтяные виды топлива (см. рис. 3).

Росту потребительских цен на автомобильное топливо способствовала инфляция, спровоцированная новым витком девальвации рубля, а также увеличение налогов на нефтепродукты. Большинство экспертов-аналитиков сходится на том, что цены продолжат свой рост и дальше. Исходя из данного прогноза, можно предположить, что спрос на автомобильный транспорт в конечном итоге упадет, тогда как электромобили станут всё больше интересовать российского покупателя.

На сегодняшний день самым выгодным транспортным топливом в России является электроэнергия. Хотя рост потребительских цен на электроэнергию, вызванный недостаточностью её потребления в РФ, в отличие от европейских стран, и существует, он происходит намного медленнее по сравнению с ростом цен на нефте- и газопродукты.

Отсюда следует прямая зависимость спроса на электрокары от цен на электроэнергию: чем медленнее растут цены на электроэнергию, тем больший интерес вызывают у покупателей электромобили.

 

 

 

Рис. 3. Индекс потребительских цен на топливо, %

 

 

 

 

Рис. 4. Динамика потребительских цен на электроэнергию, руб. [8]

 

В дальнейшем спрос на электрокары вызовет потребность в новых, более мощных источниках электроэнергии. Наращивается мощность электростанций, следовательно, прогрессирует сама область электроэнергетики, что является огромным плюсом для страны. Особенно развивается так называемая малая (распределенная) энергетика [9]. Альтернативой ископаемого топлива могут послужить возобновляемые источники энергии, которые находятся в приоритете ввиду низкого уровня загрязнения окружающей среды.

Таким образом, электромобили являются перспективным направлением развития транспорта из-за экологичности и применения возобновляемых источников энергии. С развитием инфраструктуры и совершенствованием технологий изготовления электрических батарей электрокары станут намного дешевле и доступнее конечному потребителю.