Full text

В настоящее время все более актуальной становится необходимость разработки соответствующих методов и механизмов обеспечения экономически устойчивого развития предприятий на основе использования достижений научного и технического прогресса.

Значительные затраты на научные исследования требуют поисков путей и методов оценки их экономической эффективности.

Под научными исследованиями следует понимать целенаправленные процессы познания, осуществляемые с целью открытия новых закономерностей путем изменения познаваемого объекта в соответствии с заданными условиями.

В зависимости от вида научные исследования подразделяют на поисковые, фундаментальные и прикладные [1].

Поисковые исследования, развивая фундаментальные, определяют пути практического применения результатов фундаментальных исследований в конкретных областях химической технологии.

Фундаментальные исследования производятся с целью получения систематизированных данных по определенной научной проблеме. Они дают новые представления о составе и свойствах химических соединений, новых методах синтеза и анализа процессов.

Прикладные исследования основываются на поисковых и имеют целью разработку рекомендаций по усовершенствованию параметров действующего технологического процесса и промышленному производству новых продуктов, разработку новых методик проведения химических анализов.

Использование новой техники и технологии позволяет сократить расходы предприятий на производство и реализацию продукции, повысить качество, конкурентоспособность и цену продукции, осуществить более быстрое продвижение и реализацию на внутренних и внешних рынках, увеличить тем самым объем реализации продукции и получаемой предприятием прибыли.

Большинство инноваций финансируется из собственных средств предприятий. Доминирующим субъектом инновационной деятельности является предприниматель, так как оно определяет динамизм развития экономики и выступает как движущая сила изменений, вносит элемент случайности в экономику при стремлении других хозяйствующих субъектов к ее равновесию. Результат предпринимательской деятельности может быть выражен в использовании новых комбинаций в сфере технологии, производства, систем организации управления, т. е. в осуществлении нововведения. Результаты инновационной деятельности в области реализации продукции принимают формы новых технологий продвижения товара на рынке, предоставления отдельных коммерческих услуг при реализации товара (кредит, страхование, транспортировка) [2]. Малые предприятия, используя инновационные технологии, будут выпускать в массовом объеме и реализовывать на внутреннем рынке конкурентоспособные товары, замещающие импорт, при этом направляя часть получаемого чистого дохода на инвестирование исследований и разработок.

Данная работа относится к группе фундаментально-поисковых исследований. В ней могут быть определены затраты на получение продукта и основные технико-эко­номические показатели, а также затраты на выполнение научно-исследовательской работы.

В настоящее время достаточно интенсивно развивается мировой и национальный рынок 3D-технологий и смежных с ними других технологий, производства новых материалов для использования в послойной печати [3].

Предлагаемый продукт (технология FDM) осуществляет следующие функции: быстрое прототипирование и 3D-печать; мелкосерийное производство эксклюзивных изделий; создание макетов и моделей; моделирование и реконструкция; создание макетов и моделей; домашнее прикладное использование.

Основные технические характеристики товара, выгодно определяющие конкурентное преимущество на рынке:

-          точность позиционирования: 0,05 мм;

-          минимальная толщина слоя: 0,05 мм;

-          размер рабочего поля: 210х210х400 мм;

-          сопла для печати: 0,2–0,8 мм;

-          типы пластика для печати: ABS, PLA, поликарбонат, Neylon, PVA;

-          потребляемая мощность: 350–500 Ватт;

-          габаритные размеры: 350х350х600 мм;

-          вес: 18 кг/ПО для работы в комплекте [4].

Для выполнения научно-исследовательской работы приобретается или изготавливается специальное оборудование, приборы, поэтому необходимо рассчитывать капитальные вложения на эти цели. Эти капитальные вложения представляют собой сумму единовременных затрат на приобретение оборудования (или отдельных его деталей) и приборов, их доставку в институт (транспортно-изготовительные расходы), монтаж [5].

Сумма инвестиций по проекту рассчитывается по формуле:

 

К2 = Ки + Кп + Км + Кэ,

где Ки – капитальные затраты на изготовление и покупку нового оборудования;

Км – затраты на монтаж нового оборудования;

Кэ – затраты на эксплуатацию и содержание нового оборудования.

Величина Ки рассчитывается по данным табл. 1. Результаты расчетов суммарной стоимости представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Затраты на изготовление и покупку нового оборудования (Ки)

 

Наименование

оборудования

Количество единиц, шт.

Стоимость единицы оборудования, руб.

Суммарная

стоимость, руб.

Весы аналитические

1

51400,00

51400,00

Весы технические

1

1820,00

1820,00

Вытяжной шкаф

1

12850,00

12850,00

Сушильный шкаф

1

9300,00

9300,00

Пресс

1

9750,00

9750,00

Экструдер

1

10500,00

10500,00

Диспергатор

1

9200,00

9200,00

Итого:

7

 

104820,00

 

Транспортные затраты составляют 10% от общей суммы, затраты на проектные работы Кп – 10% от затрат Ки, затраты на монтаж нового оборудования Км – 5% от Ки, затраты на эксплуатацию и содержание нового оборудования Кэ – 4% от Ки.

Таблица 2

Итоговая стоимость оборудования

 

Наименование расходов

Сумма, руб.

Стоимость оборудования

104820,00

Транспортно-изготовительные расходы

10482,00

Затраты на проектно-конструкторские работы, Кп

11530,00

Затраты на монтаж нового оборудования, Км

3459,00

Затраты на эксплуатацию и содержание оборудования, Кэ

4612,00

Итого (сумма инвестиций по проекту К2)

134903,00

 

Себестоимость продукции – это сумма затрат (издержек, расходов) предприятия на производство и реализацию продукции.

Полная себестоимость продукции по проекту рассчитывается по формуле:

 

Снир. = М + Э + Фот + Нот + А + Нр, руб.,

 

где М – затраты на основные и вспомогательные материалы;

Э – затраты на все виды энергоносителей;

Фот – фонд оплаты труда основных и вспомогательных рабочих основного производства;

Нот – начисления на фонд оплаты труда рабочих (отчисления в социальные фонды);

А – амортизация основных фондов;

Нр – сумма общецеховых, общезаводских и внепроизводственных расходов.

Необходимое количество основных и вспомогательных материалов на единицу продукции базового (М1) и проектируемого (М2) производства и затраты на их приобретение и переработку рассчитывается по формуле:

 

М = å Nмi · Цмi· Ктрi – Nоi·Цоi,

где Nмi – количество (масса) материала i-го наименования; i = 1, n;

n – количество наименований материалов, расходуемых на производство единицы продукции;

Цмi – цена единицы материала i-го наименования;

Ктрi – коэффициент транспортных расходов по перевозке i-го материала;

Ктрi составляет 5% цены материала;

Nоi – количество (масса) возвратных отходов материалов при обработке или переработке исходных материалов;

Цоi – цена единицы материала возвратных отходов (стружка, металлолом, реакционные отходы, побочные продукты);

Nоi составляет 30% от Nмi;

Цоi составляет 25% от Цмi.

Результаты расчетов затрат на материалы целесообразно свести в табл. 3.

Таблица 3

Затраты на сырье, материалы, реактивы

 

Наименование ресурса

Количество

Цена приобретения, руб.

Транспортно-изготовительные

расходы, руб.

Цена

изготовителя, руб.

Сумма,

руб.

Сырье

ПВХ

1 кг

50

10

5

45

45

ДОФ

0,5 кг

70

10

7,00

77,00

38,50

ЭД-20

0,2 кг

120

10

12,00

132,00

26,40

ТОСС

0,1 кг

52

10

5,20

57,20

5,72

Стеарат Са

0,1 кг

1000

10

100

1100,00

110,00

БНКС-33

0,1 кг

50

10

5,00

55,0

5,50

ТХЭФ

0,5 кг

250

10

25,00

275,0

137,50

Вспомогательные материалы

Бумага

1 уп.

52

10

5,20

57,2

57,2

Фольга

1 уп.

60

10

6,00

66,00

66,00

Итого

 

 

 

 

 

494,12

 

Затраты на энергоносители по базовому и проектируемому вариантам рассчитываются по формуле:

 

Э= å Nэi · Цэi,

 

где Nэi – количество (объем) потребляемого для производства продукции энергоносителя i-го наименования (электроэнергия, газ, пар, горячая и холодная вода и др.);

i = 1n, n – количество энергоносителей, используемых для производства продукции;

Цэi – цена единицы i-го энергоносителя (по действующим ценам).

Результаты расчета затрат на энергоносители сводим в табл. 4.

Затраты на стеклянную посуду и приборы – стоимость посуды и приборов, используемых при проведении работы, – представлены в табл. 5.

Затраты на используемые средства вычислительной техники определяются исходя из стоимости одного часа машинного времени для соответствующего типа ЭВМ (составляет 180 рублей) и суммарного времени её использования в часах в течение всей дипломной работы. К услугам сторонних организаций не прибегали. Расходы на печатную продукцию составили 300 руб.

Таблица 4 

Затраты на энергоносители

 

Наименование

оборудования

Число единиц оборудования, шт.

Суммарная

потребляемая

мощность оборудования, кВт

Время работы оборудования, ч

Цена за 1 кВт•ч, руб.

Сумма затрат, руб.

Весы

аналитические

1

0,017

10

1,3

0,221

Вытяжной шкаф

1

1,3

20

1,3

33,8

Сушильный шкаф

1

1,3

20

0,9

23,4

Экструдер

1

1,5

10

0,9

13,5

Диспергатор

1

1,5

10

0,9

13,5

Итого

2

 

 

 

84,42

 

Таблица 5

Стоимость стеклянной посуды и приборов,

используемых при проведении работы

 

Наименование

Количество, шт.

Цена за 1 шт., руб.

Сумма, руб.

1. Бюкс

15

40

600

2. Термометр

1

62,5

62,5

Итого

 

 

662,5

 

Фонд оплаты труда в проектируемом производстве рассчитывается по формуле:

 

,

 

где Чi – численность человек, участвующих в создании научного проекта;

Фоснi – основной заработок участвующих в создании научного проекта;

Фдопi – дополнительный фонд оплаты труда, премии, составляет 10% от Фоснi.

Основной заработок работающих рассчитывается по формуле:

 

,

 

где Фтарi – тарифный фонд заработанной платы каждого работающего;

Кпрi – премиальный коэффициент работающих, составляет 240% от Фтарi; Кпрi = 1,4.

Дополнительный фонд оплаты труда рабочих рассчитывается по формуле:

 

.

 

Дополнительный фонд оплаты труда рабочих может составлять 10% от Фоснi.

Тарифный фонд заработанной платы рассчитывается по формуле:

 

,

 

где Старi – тарифная часовая ставка рабочего;

Fрвi – годовой действительный фонд времени одного работающего при рабочем дне с 8 утра до 5 вечера, Fрвi = 1760 часов.

Результаты расчета фондов оплаты труда сведем в табл. 6.

Расчет отчислений в социальные фонды – отчисления в пенсионный фонд, в фонд занятости, на обязательное медицинское страхование, на социальное страхование – составляет 35,8% от общей суммы заработной платы всех сотрудников.

 

Есн = 18058*0,358 = 6464,76 руб.

 

Таблица 6

Расчетная ведомость по оплате труда

 

Должность

Чел.,

ЧiN

Тариф. часовая ставка, Старi,

руб.

Тариф. фонд з/п, Фтарi, руб.

Основной заработок рабочего, Фоснi, руб.

Доп. заработок рабочего,

Фдопi, руб.

Годов. фонд вр.,

Fpвi/год

Научный руководитель

1

5,55

9768

11722

469

1760

Студент

1

3

5280

6336

253

1760

Итого

 

 

 

18058

722

 

 

Расчет затрат на маркетинг проводим следующим образом.

Методы распространения сведений о результатах НИР:

-          личные контакты, переговоры;

-          участие в конференциях;

-          публикации в печати (газетах, журналах общего направления).

Определение затрат на маркетинг приведено в табл. 7.

Таблица 7

Расходы по маркетингу

 

Виды расходов

Количество

Цена за единицу, руб.

Сумма, руб.

Распространение информации о результатах НИР

Письма

10

1,5

15,00

Материалы для публичных выступлений

800,00

Реклама

1440,00

Телефон

215,00

Расходы по продаже

Телефон

215,00

Поездки

1500,00

Исследование рынка

Телефон

215,00

Поездки

1500,00

Разное

400,00

Итого

6300,00

 

Накладные расходы включают амортизацию используемого оборудования, затраты на отопление, освещение, вентиляцию, воду, на хозяйственные нужды, содержание помещения в чистоте, ремонт помещения.

Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из стоимости используемого для выполнения научно-исследовательской работы оборудования и приборов, годовых норм их амортизации и времени их использования (в месяцах).

Годовая сумма амортизации основных фондов рассчитывается по формуле:

 

,

 

где Фоснi – стоимость i-го вида оборудования;

Hai – годовая норма амортизационных отчислений, %;

Т – время работы оборудования и приборов в течение срока выполнения дипломной работы.

Результаты полученных расчетов представлены в табл. 8.

Таблица 8

Амортизация основных фондов

 

Наименование оборудования

Стоимость, руб.

Срок использования, мес.

Нi, %

Сумма амортизационных отчислений, руб.

Весы аналитические

51400,00

6

7

1799,00

Весы технические

1820,00

6

7

63,70

Вытяжной шкаф

12850,00

6

12

771,00

Сушильный шкаф

9300,00

6

12

558,00

Пресс

9750,00

6

7

341,25

Экструдер

10500,00

6

7

367,50

Диспергатор

9200,00

6

7

322,00

Итого

 

 

 

4222,45

 

Общая сумма накладных расходов составляет 6032,00 рублей, так как удельный вес амортизационных отчислений – 70%.

Расчет сметы расходов научно-исследовательских работ представлен в табл. 9.

Таблица 9

Расчет сметы расходов НИР

 

Наименование статей

Метод расчета

Сумма, руб.

 

Текущие затраты

1. Прямые затраты

Сырье, материалы, реактивы

Таблица 3, 8

94,12

 

Энергия

Таблица 4

84,42

 

Посуда, приборы

Таблица 5

662,50

 

Заработная плата

Таблица 6

18058,00

 

Расходы на маркетинг

Таблица 7

6300,00

 

Есн

6464,76

 

Затраты на использование вычислительной техники

180,00

 

Расходы на печатную продукцию, патентные услуги

300,00

 

2. Накладные расходы

Амортизационные отчисления

Таблица 8

4222,45

 

Прочие накладные расходы

1809,55

 

Итого

 

38575,80

 

 

Расчет и распределение прибыли, получаемой от продажи результатов НИР, выполнены условно, с учетом опыта ранее выполняемых работ.

Полученные данные представлены в табл. 10.

Расчет показателей экономической эффективности проекта проводим следующим образом.

Для экономического обоснования разработки системы необходимо определить такие экономические параметры, как годовой экономический эффект, рентабельность и срок окупаемости затрат.

Таблица 10

Распределение прибыли

 

Наименование статей

Методы расчета

Сумма, руб.

1. Затраты на НИР

Таблица 11.2

173478,80

2. Прибыль, в том числе:

 

15430,32

2.1. Общеинститутские накладные расходы

10% от прибыли

1543,03

2.2. В фонд развития института

5% от прибыли

771,52

2.3. Прибыль, остающаяся в распоряжении исполнителей НИР (П)

13115,77

2.3.1. В фонд накопления

40% от п. 2.3

5246,31

2.3.2. В фонд потребителей

60% от п. 2.3

7869,46

 

Предлагаемый продукт может быть реализован с учётом 40% прибыли. Таким образом, его цена составит:

 

Ц1 = С + П.

 

Подставляя значения себестоимости продукта и прибыли в формулу, получим:

 

Ц1 = 38575,8 + 15430,32 = 54006,12 руб.

 

Цена разработки аналогичного продукта специализированной организацией (Ц2) составляет по данным маркетингового исследования порядка 115000 руб.

Экономический эффект, таким образом, будет рассчитываться по формуле:

 

Э = Ц2 – Ц1,

Э = 115000 – 54006,12 = 60994 руб.

 

Срок окупаемости:

-          нормативный Тнок = 1/Ен = 1/0,2 = 5 лет;

-          предполагаемый по проекту Тпок= К2г = 134903/60994 = 2,3 года.

Рентабельность:

 

Р = (Эг2)*100% = (60994/134903)•100% = 45%.

 

Таким образом, разработка пластиката с новым комплексом свойств по проекту позволит получить:

1)     капитальные затраты на осуществление проекта К2 = 134903 руб.;

2)     годовой экономический эффект –60994 руб.;

3)     рентабельность капитальных затрат – 45%;

4)     срок окупаемости инвестиций по проекту (с момента внедрения) – 2 года 4 месяца.