Full text

Проблемы, связанные с приобщением молодых людей к употреблению психоактивных веществ, носят глобальный характер. Процесс социализации молодежи происходит в том числе путем подражания поведению взрослых людей, и это подражание зачастую проявляется в форме имитации негативных стереотипов поведения взрослых: курения, употребления алкогольных напитков, психоактивных веществ, неправомерном поведении и т. д. Алкоголь в силу доступности и традиций представляет собой наиболее широко используемое молодежью психоактивное вещество. 

В нашем обществе среди молодежи достаточно широко распространено употребление алкоголя. Ранний алкоголизм может проявиться в период от 13 до 18 лет, причем количество подростков и молодежи, систематически употребляющих алкоголь, постоянно растет, обозначилась тенденция к снижению возраста формирования алкоголизации.

Началом формирования алкогольного поведения и дальнейшей зависимости может стать первый прием алкоголя, когда опьянение сопровождают активные эмоциональные переживания, которые закрепляются в памяти и вызывают желание повторного употребления спиртного.

По мнению А. Е. Личко, ранняя алкоголизация зачастую проявляется как признак отклоняющегося поведения. В начале употребление алкоголя происходит с группой ровесников. Основные мотивы – стремление быть «как все», не отставать от других, любопытство, превратно понимаемый показатель взрослости. Но в дальнейшем может сформироваться еще один мотив – стремление ощутить приподнятое настроение, чувство легкости, раскрепощенности, эйфории и т. д. Сам факт групповой психической зависимости еще не является свидетельством формирования алкоголизма, но выступает угрожающим предшественником [1].

Согласно статистике западных стран, средний возраст первого приема спиртных напитков в 2003 г. находился в пределах 14 лет, тогда как в 1965 г. – 17,5 лет. Современные исследования подтверждают, что на сегодняшний день зависимость от алкоголя начинает проявляться еще раньше [2].

По мнению большинства исследователей, подростковый возраст наиболее уязвим к негативным проявлениям внешней среды, в большей степени подвержен стрессовым и конфликтным ситуациям. Как отмечает Г. Навайтис, психологические трудности молодых людей могут формироваться не только как следствие физического, психологического, полового созревания, но и в результате личностного кризиса или конфликтных взаимоотношений в ближайшем окружении [3]. По мнению Х. Ремшмидт, такого рода кризисы могут вызвать различные проблемы, связанные со снижением адаптивности в ранней молодости, – негативное, зависимое поведение [4]. 

Личность современного молодого человека развивается под воздействием целого комплекса детерминант: культурных, психологических, духовных, социально-экономических, идеологических и др. Кроме того, влияние этих и других факторов социализации усиливается идеологическим многообразием, изменениями в функционировании органов государственной власти, трансформацией социальных отношений в обществе. Социальное окружение молодых людей – это комплекс внешних и внутренних факторов среды, в которой они живут и развиваются. А это в первую очередь семья, производственный или учебный коллектив, ровесники, т. е. ближайшее окружение, в комплексе с «интернет-связями» и отношениями с другими социальными посредниками, представляющими региональные и федеральные условия макросреды. К условиям микросреды относятся состав и финансовое состояние семьи, особенности ближайшего окружения, образовательный уровень, формы проведения досуга, особенности правовой системы, а также ряд других факторов, которые влияют на условия жизни молодого человека. Существенный компонент молодежной среды – нравственная атмосфера, формирующаяся под влиянием различных аспектов: состояние правового сознания в обществе, его сущность и проявления, средства и методы воздействия на личность. Микросреда преломляет и опосредует влияние факторов макросреды на молодых людей. 

По мнению В. И. Медведева, стремительные изменения в современном обществе требуют от человека высокого напряжения адаптационного потенциала для сохранения эффективного функционирования и привычного качества жизни [5].

В молодости человек еще не приобрел в должной мере зрелые механизмы совладания со стрессом, и велик риск того, что максимально легким способом совладания станет употребление алкоголя.

В качестве условий развития алкоголизации выступает комплекс детерминант: взаимоотношения в семье и с ровесниками, индивидуально-личностные характеристики, факторы внешней среды, физиологические изменения.

В. Ю. Завьялов разделил все мотивы употребления спиртных напитков на следующие группы [6].

В первую группу входят такие факторы:

-          традиционные, социально определенные, культурно обусловленные мотивы;

-          мотивы подчинения, отражающие зависимость от давления друзей, родных, коллег и т. д. в связи с употреблением алкоголя;

-          псевдокультурные мотивы, отражающие стремление молодого человека приспособить свой собственный опыт к культуре потребления алкоголя, принятой в социальной микросреде, в которой он существует.

Вторая группа включает личностные, индивидуальные мотивы алкогольного поведения:

-          гедонические мотивы, т. е. стремление испытать физиологическое и психологическое удовольствие от потребления алкоголя, а также опыт ощущения алкогольной эйфории;

-                    мотивы, связанные со стремлением нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания – стресс, беспокойство, тревогу – путем потребления спиртных напитков;

-         мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, расслабляющий эффект), желание стать более активным, смелым, усилить эффективность своего поведения.

В третью группу входят патологические мотивы употребления алкоголя, факторы болезненной зависимости:

-          «похмельная» мотивация – желание посредством употребления спиртного нейтрализовать абстинентный синдром, дискомфорт, вызванный последствием употребления алкоголя, улучшить самочувствие;

-          аддитивные мотивы, которые отражают фиксацию в сознании подлинного влечения к алкоголю;

-          мотивы самоповреждений – желание пить наперекор себе и другим в качестве протеста, из-за отсутствия (зачастую надуманного) перспективы в будущем для себя, потери смысла жизни.

R. F. Catalano и J. D. Hawkins, анализируя социальные причины развития алкогольного поведения, предположили, что молодые люди усваивают в процессе социализации наблюдаемые поведенческие паттерны – просоциальные или антисоциальные. На данный процесс оказывает воздействие семья, школа, сверстники, социальное окружение в целом. В поведении человека проявляются нормы и правила того общества, в рамках которого они были приобретены. Согласно этой модели семейные факторы предшествуют и влияют на возможности, вытекающие из культурной среды сверстников [7].

А. Бандура, приверженец бихевиорального подхода, отмечал, что многое в поведении человека появляется в результате наблюдения за поведением другого. По его теории дети подражают поведению социального окружения. Родители выступают наиболее значимыми взрослыми в жизни подростка, их опыт оказывает воздействие на формирование поведенческих паттернов. Образцы реакций, которые в общем случае обусловливались внутренними факторами, могут быть сформированы, нейтрализованы или восстановлены под влиянием внешней среды. Всякие феномены научения происходят на опосредованной основе путем наблюдения за поведением других людей [8].

По мнению Н. Я. Копыт и П. И. Сидорова, асоциальное поведение родителей, моральная напряженность и конфликты, низкий уровень образования и пробелы в родительском воспитании являются факторами высокого риска развития алкогольной зависимости [9].

Как отмечают А. Е. Личко и В. C. Битенский, алкогольное поведение имеет психосоциальную основу, а перерастание его в зависимость – генетическую [10].

Злоупотребление спиртными напитками родителями А. В. Штефан выделяет в качестве значимого фактора, детерминирующего формирование склонности к алкоголю у подростков и молодежи [11]. Родители, злоупотребляющие спиртными напитками, кроме генетической склонности к алкогольной зависимости передают своим детям отрицательную модель поведения в отношении алкоголя, неспецифическую предрасположенность к патологическому поведению.

Исследования взаимосвязи между социально-экономическим статусом семьи и алкогольным поведением молодежи носят неоднозначный характер. Часть подобных исследований свидетельствует о более высоком риске употребления алкоголя среди молодежи в семьях с низким социальным статусом и материальным уровнем жизни, другие не подтверждают такую связь. Некоторые исследователи приходят к выводу об обратной связи: молодые люди из семей с более высоким социально-экономи­ческим статусом более склонны к употреблению алкоголя, чем менее обеспеченные ровесники.

Следовательно, однозначного вывода о влиянии материального благополучия на склонность молодежи к алкогольному поведению сделать нельзя.

Установка молодых людей на алкогольное поведение подкрепляется дружескими компаниями как референтной группой. Молодые люди, реализуя свою потребность в коммуникации, самовыражении, самоутверждении в компаниях ровесников, сталкиваются с установкой на потребление спиртных напитков, которая может быть как схожей, так и отличной от установки их семьи. Учитывая большую значимость дружеских взаимоотношений в молодом возрасте, негативные тенденции в алкогольных практиках молодых людей (фоновое потребление пива как атрибут досуга), С. С. Гордеева отмечает важную роль группы друзей в формировании социальной установки на алкогольное поведение [12].

Результаты современных социологических исследований указывают на двойственность провозглашаемых в обществе норм и ценностей в отношении алкоголя, отсутствие со стороны семьи, учебных заведений, средств массовой информации систематического и целенаправленного влияния на подростков и молодежь с целью формирования отрицательного отношения к употреблению алкоголя. С одной стороны, государство заявляет о необходимости сокращения алкоголизации современной молодежи. Но с другой стороны, налицо противоречивая политика властей при решении данной проблемы [13].

Анализ мер государственной политики, направленной на снижение злоупотребления алкоголем среди населения, проведенный С. С. Гордеевой, выявил ее несистемность и рассогласованность [14]. В стране установлен запрет на продажу алкогольной продукции подросткам, употребление алкоголя во время школьных праздников. В то же время само потребление спиртных напитков считается вполне социокультурной традицией, к которой в процессе социализации приобщается молодежь. А в государственных программах антиалкогольной направленности, нацеленных на укрепление здоровья молодежи, отсутствуют конкретные инструменты и методы формирования у молодого поколения установки на отказ от алкогольного поведения. В таких программах уделяется внимание приобщению подростков и молодежи к спорту, но, как показывает практика, это не вызывает негативного отношения к алкогольным традициям.

Молодежь в силу своих социально-демографических, психологических характеристик, повышенной восприимчивости к негативным факторам социальной среды нуждается в особом внимании со стороны государственных и общественных организаций. Проблема алкоголизации молодежи является злободневной и острой на сегодняшний день. Отличительные черты молодежной культуры – категоричность суждений, максимализм, непризнавание авторитетов, нежелание прислушиваться к советам близких; юношей нередко тяготит подчинение общепринятым моделям общественного развития, нормативно регламентированная повседневная жизнь. Указанные тенденции развития молодежной культуры являются косвенными факторами развития алкоголизма.

Среди индивидуальных особенностей личности, содействующих формированию алкогольного поведения у молодых людей, чаще других исследователи называют склонность к насилию, рискованному поведению, импульсивность, тревожность, низкую самооценку. Молодые люди с низкой самооценкой чаще употребляют спиртные напитки, но и завышенная самооценка является фактором риска употребления алкоголя. Неадекватно завышенная самооценка приводит к формированию необъективного представления о себе и своих возможностях и, как следствие, к дистанцированию себя от потенциально негативного влияния спиртных напитков.

Итак, можно сделать вывод, что проблема алкогольного поведения молодежи является многофакторной. Анализируя детерминанты алкогольного поведения молодежи, следует выделить социальные, психологические, медико-биологические. 

К социальным детерминантам формирования алкогольного поведения у молодых людей относится влияние культурных особенностей, традиций, принятых в семье, в группе ровесников, в обществе в целом, нарушенная социальная микросреда. Негативная обстановка в семье также является фактором риска алкоголизации молодежи. Влияние на личность молодого человека оказывает стиль родительского воспитания, негативная моральная обстановка в семье, частые конфликты, употребление алкоголя одним или обоими родителями. Родители оказывают непосредственное влияние на усвоение поведенческих паттернов. Нередко поведенческие реакции усваиваются молодыми людьми неосознанно, по механизму подражания, что может служить источником алкоголизации. Значительную роль в молодежной алкоголизации играют сверстники. Молодой человек, у которого референтной группой является группа ровесников, попадая в асоциально ориентированную среду, вынужден подчиняться нормам и принципам этого общества. 

Выделяют также психологические факторы, оказывающие воздействие на психогенез алкоголизации. Молодой возраст сам по себе служит фактором риска приобщения к алкоголю, является критическим в плане социализации. Психологические сложности молодого человека могут быть обусловлены личностными кризисами или конфликтом во взаимоотношениях с близкими людьми. Причинами могут выступить проблемы самосознания (самоопределения), необъективное восприятие и оценка собственных возможностей, разного рода комплексы, сложности идентификации, дисфункциональный опыт. Существенное воздействие на характер алкогольного поведения молодых людей оказывает опыт переживания психологических травм. В целом психологическими факторами алкогольного поведения выступают моральная несформированность личности, индивидуально-психологические особенности молодого человека, кризис формирования личности. 

Медико-биологическими факторами возникновения алкогольной зависимости являются генетический фактор (выявлено, что дети, родители которых злоупотребляют спиртными напитками, чаще подвержены риску развития алкогольной зависимости), расстройства поведения, нарушения психики. У молодых людей, употребляющих спиртные напитки, имеющиеся психические нарушения могут спровоцировать формирование зависимости. Физиологические особенности возрастных кризисов молодого возраста выступают благоприятной средой, на фоне которой алкоголь может дать быстрое развитие болезни. По данным исследований, алкогольная зависимость чаще формируется в случаях, если личность изменена вследствие перенесенной травмы головного мозга, органического поражения ЦНС и др. В этих случаях алкоголизм формируется интенсивнее, протекает тяжелее, быстро приводит к потере контроля, появлению алкогольной зависимости, выработке абстинентного синдрома. Под воздействием алкоголя более интенсивно проявляются патологические черты характера, и эти люди в дальнейшем легко прибегают к алкоголю в любых сложных жизненных ситуациях. 

Таким образом, развитие алкогольного поведения у молодежи происходит под влиянием психологических, медико-биологических и социальных факторов. Конкретные условия жизни молодежи обусловливают особенности молодежного сознания, в том числе при формировании алкогольного поведения. Риск алкоголизации увеличивается в случае, если процесс социализации молодых людей происходит в микросреде, характеризующейся негативными проявлениями.