В условиях формирования рыночных механизмов в последние годы в отечественных исследованиях уделяется большое внимание такому явлению, как стиль управления малыми группами и коллективами. Эффективное управление кадровой политикой, на основе результатов которого строится дальнейшее функционирование ведомственных организаций и силовых структур, невозможно без учета личностных особенностей руководителей и их стилей управления [1–7 и др.]. Основными задачами руководителей структурных подразделений органов внутренних дел в современных условиях являются разработка эффективной кадровой стратегии и поиск новых стратегий, увеличивающих эффективность использования сотрудниками методов управления, которые связаны со стилем управления руководителя, отвечающим ожиданиям сотрудников [8–12 и др.].
Для изучения взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей руководителей со стилем управления было проведено эмпирическое исследование на базе Управления Министерства внутренних дел России по г. Брянску. В проведении эмпирического исследования участвовало 38 сотрудников, занимающих руководящие должности в УМВД.
Цель исследования – выявление взаимосвязи личностных особенностей руководителей со стилем управления.
Объект исследования – личностные особенности руководителей.
Предмет исследования – связь личностных особенностей руководителей со стилем управления.
В соответствии с целью и предметом исследования для решения поставленных задач использовались следующие методики [13–15]:
- Калифорнийский психологический опросник (англ. California Psychological Inventory, сокр. СРI).
- Определение стиля управления персоналом (адаптированный вариант экспертной методики В. П. Захарова).
- Тест эмоционального интеллекта Холла.
Для целостного психологического описания личности сотрудников УМВД применялся Калифорнийский психологический опросник, разработанный Х. Гоу [16].
Наиболее выраженным показателем личности среди руководителей различных департаментов УМВД у 58% (24 сотрудников) является «Хорошее впечатление». Данные сотрудники могут производить на окружающих хорошее впечатление, для них значимо чужое мнение, они стремятся к сотрудничеству и взаимопомощи.
Следующим по выраженности показателем является «Общительность» – 56% (21 сотрудник). Сотрудники с высокими показателями по этой шкале охотно вступают в контакты, любят находиться среди людей, общительны, открыты, амбициозны.
Далее следует показатель «Социализация» – 56% (21 сотрудник). Выраженность данного показателя свидетельствует о том, что сотрудники организованны, добросовестны, легко принимают нормативные правила и подчиняются им. С такими сотрудниками редко происходят разного рода неприятности, им свойственны сознательность, прямота, честность, верность слову и надежность. В то же время им не присуща излишняя конформность и готовность слепо следовать приказам.
Среди руководителей УМВД можно выделить следующие показатели: «Самоконтроль» – 50% (19 сотрудников): в социально значимых ситуациях они могут владеть собой и подавлять враждебные чувства. При этом самодисциплина не достигает у них уровня сверхконтроля за счёт включения механизмов подавления.
По шкале «Эмпатия» только у 35% (12 сотрудников) оказались показатели выше среднего уровня. Такие сотрудники оценивают важные для социального взаимодействия аспекты усвоения ролевых требований и адаптации к ожиданиям и потребностям значимых людей. Они обладают позитивным самовосприятием, чувствительны к нюансам взаимоотношений (деликатны), понимают чувства других, оптимистично смотрят на мир.
Ниже среднего уровня выражены такие показатели, как «Женственность/Мужественность» у 42% (15 сотрудников); «Гибкость» у 35% (12 сотрудников).
Следует отметить, что руководящие сотрудники УМВД серьезны, добросовестны, практичны, придерживаются твердых моральных принципов. Низкий уровень шкалы «Женственность/Мужественность» свидетельствует об отсутствии яркой выраженности типично женских или мужских психологических качеств [17].
Анализируя полученные результаты, можно заключить, что сотрудники, занимающие руководящие должности, демонстрируют высокий уровень социально значимых качеств, от которых зависит успешность взаимодействия с коллегами при выполнении служебных задач [18–20].
Следующим этапом данного исследования было проведение методики «Определение стиля управления персоналом» (адаптированный вариант экспертной методики В. П. Захарова). Результаты, полученные при проведении данной методики, представлены на рисунке.
Исходя из полученных данных, можно констатировать, что среди испытуемых 54% (20 сотрудников) считают стиль руководства в своем рабочем коллективе авторитарным. Это свидетельствует об ориентации на собственное мнение и оценки, стремлении к власти, уверенности в себе, склонности к жесткой формальной дисциплине, большой дистанции с подчиненными, нежелании признавать свои ошибки. Для них характерно игнорирование инициативы, творческой активности людей. Данным сотрудникам свойственно единоличное принятие решений, контроль за действиями подчиненных. Не удивительно, что наиболее выражен именно этот показатель, так как руководство в силовых органах зачастую осуществляется директивным образом [22, 23].
Стили управления персоналом (по методике В. П. Захарова) [21]
Либеральный (23%) и демократический (23%) стили выражены в меньшей мере, это свидетельствует о том, что требовательность и контроль, сочетающиеся с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины, и снисходительность к работникам в меньшей степени выражены у руководителей структурных подразделений УМВД.
Для целостного определения личностных особенностей руководителей УМВД была использована методика Н. Холла, направленная на диагностику уровня эмоционального интеллекта.
После обработки результатов были выделены следующие шкалы:
- «Эмоциональная осведомленность» – такие сотрудники в большей мере, чем другие, осведомлены о своем внутреннем состоянии.
- «Распознавание эмоций других людей» – высокий уровень свидетельствует о том, что сотрудники легко понимают и распознают выражения эмоций у окружающих.
- «Эмпатия» – это понимание сотрудниками чувств окружающих, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а также готовность оказать поддержку и помощь.
С целью выявления взаимосвязи между личностными особенностями руководителей и стилем управления (на примере руководителей структурных подразделений УМВД) был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции К. Пирсона, в результате которого были выявлены значимые корреляционные связи (с доверительной вероятностью р ≤ 0,05), представленные в таблице.
Взаимосвязь между личностными особенностями руководителей
структурных подразделений и стилем управления
Личностные особенности
Стили управления |
Доминирование |
Хорошее впечатление |
Социализация |
Эмпатия |
Авторитарный |
0,687* |
0,580* |
0,072 |
0,166 |
Либеральный |
0,011 |
0,473 |
-0,017 |
0,723* |
Демократический |
-0,141 |
0,646* |
0,579* |
-0,011 |
Корреляционный анализ эмпирических данных позволил выявить следующие значимые корреляционные связи.
Наблюдается взаимосвязь между шкалами «Доминирование» и «Авторитарный стиль управления персоналом» (r = 0,687, p ≤ 0,05). Данная корреляционная связь свидетельствует о том, что особенности работы в органах внутренних дел требуют от руководителей директивности в принятии решений. Руководителей можно охарактеризовать как уверенных, авторитетных, властных, ориентированных на задачу.
Положительная взаимосвязь присутствует между показателем «Хорошее впечатление» и стилями руководства «Авторитарный» и «Демократический» (r = 0,580, p ≤ 0,05), (r = 0,646, p ≤ 0,05). Присутствие данной взаимосвязи говорит о значимости хорошего впечатления для руководителей УМВД. Наличие как авторитарного, так и демократического стиля управления способствует улучшению впечатления о руководителе, так как в силовых структурах группа объединена общей целью и руководитель стремится различными способами наладить продуктивное выполнение обязанностей каждым сотрудником.
Интересно отметить наличие значимой корреляционной связи между показателем «Социализация» и стилем управления «Демократический» (r = 0,579, p ≤ 0,05). Современные тенденции несения службы в УМВД требуют большей демократичности в принятии решений от руководителей. От руководителей требуется проявлять честность и неподкупность, быть образцом добропорядочности. Обладание такими качествами стимулирует управление персоналом.
Значимой корреляционной связью является взаимосвязь между шкалами «Эмпатия» и «Либеральный стиль управления» (r = 0,723, p ≤ 0,05). Либеральный стиль управления наименее выражен среди руководителей УМВД. Руководители обладают позитивным самовосприятием, чувствительны к нюансам взаимоотношений, понимают чувства других, оптимистично смотрят на мир.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования проблемы взаимосвязи личностных особенностей руководителей со стилем управления на примере руководителей структурных подразделений УМВД были установлены статистически значимые корреляционные связи.
Перспектива дальнейших исследований – выявление кадровых стратегий и стратегий развития структурных подразделений УМВД с учетом взаимосвязи между стилем управления и личностными особенностями руководителей.