Существование смертной казни в России как одного из видов уголовных наказаний уже несколько десятилетий является предметом общественного спора и относится к числу наиболее остро обсуждаемых вопросов. Данная проблема давно привлекает внимание не только специалистов-правовиков, но и политологов, социологов, философов, представителей духовенства, политиков и общественных деятелей. На современном этапе в мировом сообществе нет однозначного мнения по поводу необходимости и правомерности назначения и исполнения смертной казни, поскольку этот вопрос затрагивает не только правовые, но и экономические, политические, нравственно-этические, религиозные и другие сферы общественной деятельности.
В русском государстве смертная казнь в качестве меры ответственности существует уже более шестисот лет. Первое упоминание о ней отмечено в 1397 г. в Двинской уставной грамоте. За все время существования казни властями неоднократно предпринимались попытки ее отмены. Так, 7 мая 1744 г. был издан сенатский указ императрицы Елизаветы I, предписывающий заменять смертную казнь другими видами наказаний. Согласно этому указу преступников полагалось направлять в ссылку, клеймить и бить кнутом. Мораторий просуществовал до 1755 г., когда смертная казнь вернулась в судебную практику как наказание за воинские преступления.
12 марта 1917 г. вышло Постановление Временного правительства о повсеместной отмене смертной казни, действие которого продлилось всего 4 месяца, и 12 июля 1917 г. казнь была восстановлена на фронте за разбой, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и другие воинские преступления. 28 октября 1917 г. Декретом Второго Всероссийского съезда Советов смертная казнь на фронте была отменена и вновь восстановлена Постановлением Совета Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее – СНК РСФСР) от 5 сентября 1918 г. 17 января 1920 г. Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и СНК РСФСР провозглашена очередная ее отмена. Запрет просуществовал до 4 мая 1920 г.
В первые годы советской власти наступила эпоха расцвета применения смертной казни. Молодое государство, защищая в первую очередь достижения Октября и относясь к народу исключительно как орудию обеспечения защиты этих «передовых достижений», ссылаясь на букву закона, не щадя, уничтожало всех несогласных. Несмотря на то что Уголовный кодекс (далее – УК) РСФСР 1922 г. не включил смертную казнь в систему наказаний, выделив ее в отдельную статью как исключительную меру, она была предусмотрена за 28 особо опасных деяний того периода, а именно за контрреволюционные преступления, к которым относились, в частности, активная деятельность против рабочего класса и революционного движения при царском режиме, организация вооруженных восстаний, участие в контрреволюционных организациях и т. п., воинские (за побег, неисполнение приказа), должностные (незаконное задержание, взяточничество) и экономические преступления (хищения государственного имущества в особо крупных размерах, заключение убыточных договоров и т. д.) .
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. снизил количество деяний, караемых высшей мерой наказания, почти вдвое. Смертная казнь предусматривалась преимущественно за воинские преступления. Примечательно, что неявка в срок без уважительных причин на военную службу или военные сборы каралась расстрелом, а умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах – всего лишь лишением свободы со строгой изоляцией до 10 лет. В 1937 г. после убийства С. М. Кирова началась первая волна сталинских репрессий. Согласно данным 1-го спецотдела Министерства внутренних дел Союза Советских Социалистических Республик (далее – МВД СССР), за два года было арестовано 1 575 259 человек, из них 681 692 приговорены к высшей мере наказания – расстрелу [1].
После Великой Отечественной войны настал еще один недолгий период отмены смертной казни в связи с изданием 26 мая 1947 г. соответствующего Указа Президиума Верховного Совета СССР, действие которого продлилось до 12 января 1950 г., когда смертная казнь «по просьбам трудящихся» была вновь введена для шпионов, изменников родины и подрывников-диверсантов. Вместе с тем за убийство высшая мера наказания впервые в СССР официально была введена только в 1954 г.
Уголовным кодексом СССР 1960 г. смертная казнь вновь была обозначена как «исключительная мера наказания», однако на практике применялась весьма активно. Так, в 1989 г. к расстрелу могли осудить за 23 состава преступления, что составляет около 8% от всех преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. При этом высшая мера наказания полагалась преимущественно не за деяния, связанные с лишением жизни человека, а за спекуляцию, хищения, получение взятки и некоторые другие экономические и должностные преступления .
Несмотря на коренные изменения, происшедшие в стране в начале 1990-х гг., на фоне возросшего уровня преступности высшую меру наказания в России продолжали применять. Так, по официальным данным, в 1992 г. казнено 18 человек из 159 приговоренных к расстрелу, в 1993 г. – 10 человек из 157, в 1994 г. – 10 из 160, в 1995 г. – 40 из 141 [2].
Провозгласив права и свободы человека в качестве высшей государственной ценности и идя по пути строительства демократического и правового государства, Россия, с целью влиться в европейское пространство, в 1996 г. вступила в Совет Европы. Это наложило на руководство страны серьезные обязательства по реформированию правовой системы и приведению ее в соответствие с основными положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 16 мая 1996 г. президентом России подписан указ № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Указ предписывал подготовить и внести на обсуждение в Госдуму проект Федерального закона о присоединении России к Протоколу № 6, который рекомендовал отмену смертной казни в государстве в мирное время.
Несмотря на то что 2 августа, а по другим данным – 2 сентября, 1996 г. казнь в России приведена в исполнение последний раз, осужденных приговаривали к данному виду наказания еще до 1999 г. включительно.
2 февраля 1999 г. Конституционный Суд Российской Федерации принимает Постановление № 3-П, согласно которому вынесение смертных приговоров признано не соответствующим Конституции РФ до создания на территории всех субъектов страны суда присяжных. С 1 января 2010 г. суды присяжных действуют по всей стране, однако до настоящего времени закон об отмене смертной казни Госдумой не принят. Протокол № 6 не ратифицирован, а значит, и юридической силы, согласно законодательству России, не имеет.
На данный момент, несмотря на фактически действующий мораторий, нормы, касающиеся смертной казни, по-прежнему остаются во многих нормативных правовых актах. Так, ст. 59 УК РФ предусматривает возможность ее назначения виновному за особо тяжкие преступления и регламентирует круг лиц и обстоятельства, при которых такое назначение невозможно. Мало того, в действующем Уголовном кодексе смертная казнь полноправно входит в систему наказаний. Данным положением новый российский УК существенно отличается от своих советских предшественников. Уголовно-процессуальный (далее – УПК) и Уголовно-исполнительный (далее – УИК) кодексы РФ также содержат положения о смертной казни. Например, ст. 51 УПК РФ говорит об обязательности участия защитника в деле, если лицо обвиняется в совершении преступления, за которое ему может быть назначено такое наказание. Ст. 301 УПК РФ предусматривает четкие условия, соблюдение которых обязательно при вынесении соответствующего приговора. А ст. 310 УПК РФ обязывает председательствующего судью разъяснить приговоренному к смертной казни возможность ходатайствовать о помиловании. Порядку исполнения казни полностью посвящена гл. 23 УИК РФ.
Таким образом, законодатель, с одной стороны, запрещает назначать смертную казнь в качестве наказания, а, с другой стороны, не предпринимает никаких мер для кардинального решения данной проблемы и приведения российского законодательства в соответствие с основными международными требованиями. Дело в том, что юридически урегулировать это противоречие норм на данный момент не представляется возможным. Если вести речь об издании некоего закона, отменяющего смертную казнь в России, то будет необходимо внести изменения в ст. 20 Конституции РФ, что возможно сделать лишь с соблюдением требований ст. 135 Конституции РФ. Иными словами, предложение о внесении изменений должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, после чего Конституционное Собрание должно разработать проект новой Конституции РФ и принять его не менее чем двумя третями голосов от общего числа его членов или вынести его на всенародное обсуждение (референдум). Ситуация осложняется тем, что ни среди депутатов Госдумы, ни в обществе в целом нет преобладающего мнения о необходимости отмены казни в России, в связи с чем инициировать изменения в ст. 20 Конституции РФ преждевременно. Налицо правовой тупик.
В последние годы криминогенная обстановка в стране несколько стабилизировалась, наметилась тенденция постепенного снижения количества убийств и лиц, их совершивших, при общем снижении уровня преступности. Так, если, согласно статистическим данным Главного информационного аналитического центра МВД России, в 2011 г. зафиксировано 14 305 таких преступлений (в т. ч. и неоконченных), или 0,6% от общего числа зарегистрированных, то в 2015 г. их количество составило 11 496, или 0,5%. В 2011 г. по ч. 2 ст. 105 УК РФ осуждено 2 359 человек, или 0,3% от общего числа осужденных, а в 2015 г. – 1 877, или 0,25% [3].
Несмотря на это россияне не стали лояльнее относиться к убийцам. Россия, в отличие от благополучной и демократичной Европы, долгое время жила в условиях применения жестких мер к лицам, преступившим закон, и, несмотря на все демократические изменения в обществе и сознании людей, происшедшие в последние 25 лет, убеждение, что за умышленные преступления, повлекшие гибель людей, а особенно если они еще и связаны с посягательством на половую неприкосновенность малолетних, есть только одно справедливое наказание – казнь, еще долго будет преобладать в сознании россиян.
Россия не была готова к отмене смертной казни в 1996 г., не готова она и сейчас. Проведенный в июле 2001 г. Всероссийским центром исследования общественного мнения (далее – ВЦИОМ) Всероссийский социологический экспресс-опрос показал, что 72% опрошенных лиц являются сторонниками назначения и исполнения смертной казни за особо тяжкие преступления против жизни. В 2004 г. 84% россиян высказались за необходимость введения смертной казни за совершение преступлений террористической направленности [4]. Согласно опросу ВЦИОМ, в 2005 г. смертную казнь в отношении террористов поддержали 96% граждан, из них по Южному федеральному округу РФ результаты опроса – практически 100% в поддержку данного вида наказания. Опрос работников суда, проведенный в мае 2002 г. Социологическим факультетом Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, показал, что сторонниками вынесения смертных приговоров являлись 89% опрошенных судей [5]. В 2015 г. среди опрошенных социологами фонда «Общественное мнение» 62% граждан высказались за возвращение к практике реального исполнения смертной казни [6].
Автором статьи опрошено 111 сотрудников полиции, проходящих службу в органах внутренних дел Ивановской, Костромской и Тверской областей, из которых 77 человек (69,4%) явились сторонниками применения смертной казни в России за квалифицированные убийства (особенно связанные с посягательством на половую неприкосновенность детей) и терроризм; 16 человек, или 14,4%, заявили, что они против смертной казни по причине ее негуманности, возможности судебных ошибок и необходимости существования института ее исполнителей; 12 человек, или 10,8%, высказались против, поскольку считали, что пожизненное лишение свободы более эффективный вид наказания с позиции предупреждения преступности, и 6 человек, или 5,4%, затруднились с ответом.
В ряде зарубежных государств смертная казнь была отменена органами власти и без поддержки населения, которое впоследствии с таким решением согласилось. Однако в России не только народ, но и сам законодатель придерживается точки зрения невозможности ее отмены на современном этапе. 15 февраля 2002 г. Госдума направила Обращение к Президенту РФ о преждевременности ратификации Протокола № 6, аргументируя свою позицию тем, что «в угоду внешнеполитическим интересам игнорировать волю народа, который не приемлет отмену смертной казни, недопустимо» [7].
Лидер Коммунистической партии Российской Федерации Геннадий Зюганов еще в 2009 г. утверждал, что идея отмены смертной казни коренным образом противоречит интересам России, и предложил восстановить ее за особо тяжкие преступления. Либерально-демократическая партия России в своей партийной программе требует ввести смертную казнь за преступления террористической направленности. 10 февраля 2013 го. министр внутренних дел России Владимир Колокольцев во время интервью передаче «Вести в субботу» в связи с совершенными накануне громкими преступлениями, вызвавшими большой общественный резонанс, – похищением и убийством детей, высказал свое мнение о том, что при определенных обстоятельствах применение смертной казни в России необходимо. В мае 2014 г. глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин также высказался не только за сохранение в Уголовном кодексе РФ смертной казни, но и за ее применение.
По мнению выдающегося русского юриста конца XVIII в. Б. Н. Чичерина, «не считаться с реальным состоянием общественного правосознания нельзя. В нем прочно укоренилось убеждение о справедливости и необходимости назначения смертной казни за преступления, связанные с умышленным лишением человека самого ценного блага – жизни. При этом сторонники смертной казни настаивают на ее сохранении не ради существования этого наказания как такового, а в связи с его временной необходимостью и целесообразностью. Есть такие преступления, за которые единственным достойным наказанием может быть только лишение жизни» [8].
Представляется, что позиция противников смертной казни характеризуется несостоятельностью выдвигаемых аргументов. В качестве основного чаще всего называют возможность судебных ошибок, определяя их допущение как норму осуществления уголовного процесса. Стоит отметить, что при квалифицированно проведенном расследовании, соблюдении всех требований действующего законодательства, в том числе и права обвиняемого на защиту, ошибок быть не может. В случае возникновения сомнений в доказанности его вины необходимо применять положения ст. 14 УПК РФ, что влечет освобождение от уголовной ответственности в целом. Мнение о том, что смертная казнь порождает жестокость в обществе, также спорно, поскольку времена, когда она исполнялась публично, канули в лету. Сегодня очень престижно рассуждать о негуманности смертной казни и праве преступников на жизнь. Однако, как справедливо отметил профессор О. П. Сауляк в своей статье «Нужна ли России смертная казнь?», «противники смертной казни больше щадят преступника, чем его жертву. Разве жизнь потерпевших менее ценна? Как можно обеспечивать убийцам право на жизнь, если это право не обеспечено в первую очередь жертвам убийц? Те, кто выступает за отмену казни, вправе прощать таким преступникам только свои собственные страдания. Но никто не наделял их правом прощать страдания невинно убиенных людей (тем более детей), их родителей и родственников» [9]. Такой «гуманизм» уже стоит и будет еще стоить жизни многим гражданам России. Чтобы иметь возможность в полной мере защитить самое важное благо – жизнь, нужно обладать полным спектром адекватных мер защиты. Бесспорно, стоит согласиться с мнением о том, что смертная казнь не соответствует основным целям наказания – исправлению осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений. Именно поэтому казнь не должна входить в общую систему наказаний. Целесообразно было бы выделить касающиеся ее правовые нормы в отдельную статью или главу УК, как это было сделано с конфискацией имущества.
В условиях недостаточной эффективности действия правовых норм, хрупкости демократических институтов и традиций, по мнению профессоров А. В. Малько и С. В. Жильцова, «отказ от применения к особо злостным преступникам – убийцам и террористам – смертной казни выглядит необоснованным»[10]. В связи с этим также стоит согласиться с мнением профессора Института гуманитарного образования и информационных технологий Э. Ф. Побегайло, утверждавшего, что «эра милосердия в России еще не наступила» [11].
Таким образом, если не принимать во внимание личное мнение сторонников и противников смертной казни, то единственной объективной причиной, в связи с которой Россия не может вернуться к вынесению и исполнению смертных приговоров, – это ее членство в Совете Европы. Следует согласиться с тем, что, несмотря на подавляющее большинство сторонников казни, международные интересы России на данном этапе имеют приоритетное значение.
В этих условиях принятое 19 ноября 2009 г. Определение Конституционного Суда № 1344-О-Р о невозможности «применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей» [12], является хотя и не вполне соответствующим действующему законодательству, поскольку российским законодательством не предусмотрено объявление моратория, но вместе с тем единственным выходом из сложившейся непростой правовой ситуации, в которую законодатель загнал сам себя.
Проблему существования смертной казни в России необходимо рассматривать во взаимосвязи политико-правовых, социально-экономических и духовно-нравственных аспектов. Важно, чтобы процесс отказа от смертной казни протекал естественно, чтобы библейская заповедь «Не убий» прочно вошла в сознание каждого россиянина. Хочется надеяться, что со временем российское общество станет достаточно сильным и духовно развитым, чтобы жить по законам, а не по «понятиям». Только при таких условиях население России большинством голосов скажет «нет» смертной казни.