Прежде всего, необходимо обратить внимание студентов на то, что в курсе аналитической геометрии рассматриваются так называемые свободные векторы. Под свободным вектором понимается множество направленных отрезков, расположенных на параллельных прямых и имеющих одинаковую длину и направление. При таком подходе все множество направленных отрезков в пространстве разбивается на множество классов равных направленных отрезков. Любой направленный отрезок может быть представителем вектора . Таким образом, для любого вектора точка приложения может быть выбрана произвольно.
Коллинеарными называются векторы, лежащие на одной или на параллельных прямых.
Компланарными называются векторы, лежащие в одной плоскости или в параллельных плоскостях.
Рассмотрим три вектора и , имеющих общее начало. Тройка векторов называется правой, если из конца третьего вектора кратчайший поворот от первого вектора ко второму виден совершающимся против часовой стрелки. В противном случае тройка векторов левая.
Осью называется прямая, на которой установлено положительное направление.
Проекцией точки А на ось называется точка А1 пересечения этой оси и перпендикуляра, опущенного на эту ось из точки А.
Проекцией вектора на ось называется алгебраическая величина отрезка , где – проекции точек А и В на данную ось (т. е. длина отрезка , взятая со знаком +, если направление совпадает с положительным направлением оси , и со знаком в противном случае).
В курсе векторной алгебры особое внимание уделяют трем основным понятиям: скалярному, векторному и смешанному произведению векторов [1–5]. Определения и свойства этих произведений при проведении занятий целесообразно представить в виде табл. 1. Изложение теории в таком варианте более компактно, структурированно, наглядно показывает общее и различия в свойствах векторов, что позволяет облегчить запоминание данного материала.
Наиболее наглядным является представление свойства скалярного, векторного и смешанного произведений векторов в виде табл. 1.
Таблица 1
|
Скалярное произведение |
Векторное произведение |
Смешанное произведение |
Обозначение |
или |
или |
, или |
Определение |
ЧИСЛО, равное , где – угол между векторами и |
ВЕКТОР , удовлетворяющий условиям: 1) ; 1) 2) , где – угол между и ; 2) 3) – упорядоченная правая тройка векторов |
ЧИСЛО, равное скалярному произведению векторного произведения на вектор |
Свойства алгебраические
Свойства геометрические |
; . |
||
-острый -тупой |
|
1) компланарные ; – правая тройка; – левая тройка |
|
Приложения произведений векторов |
1. Нахождение угла между векторами: 2. Нахождение проекции вектора: 3. Вычисление длины вектора: 1) |
Нахождение площадей параллелограмма и треугольника: 1) , где и – смежные стороны
|
Нахождение объемов параллелепипеда и пирамиды: , , 2) где – смежные ребра
|
Вычисление в ортонормированном базисе:
,
|
|
|
|
Рассмотрим некоторые примеры.
Задача 1. Даны векторы и . Найти угол между ними.
Решение. По табл. 1 видно, что угол между векторами возникает и в определении скалярного и векторного произведений. Но этот угол . Поэтому при нахождении угла между двумя векторами определением векторного произведения не пользуются, так как нельзя понять, острый угол между векторами или тупой.
.
Задача о нахождении длины вектора в произвольном базисе, как правило, вызывает затруднение у студентов, поскольку привычные формулы, использующие теорему Пифагора, неприменимы. При решении такой задачи нужно обратить внимание учащихся на использование всех свойств скалярного произведения.
Задача 2. Найти проекцию вектора на вектор , если угол между векторами и равен .
Решение. Воспользуемся формулой для нахождения проекции вектора . Начнем решение задачи с нахождения скалярного произведения, при этом используем его алгебраические свойства:
Вычислим длину вектора с помощью формулы :
.
Подставляя все в формулу, получим:
.
Задача 3. Найти высоту BD треугольника АВС, заданного координатами своих вершин: .
Решение. Очевидно, . Однако, чтобы не ошибиться с коэффициентами, обычно пользуются стандартным приемом и достраивают треугольник до параллелограмма (см. рис. 1). Высота BD является общей для треугольника и параллелограмма ABA1C. С одной стороны, , а с другой – . В итоге получаем .
Найдем . Здесь необходимо сделать проверку правильности вычисления векторного произведения. По определению векторного произведения перпендикулярен каждому из сомножителей. Воспользуемся критерием ортогональности двух векторов ( ): . Проверка сошлась, можно переходить к вычислению длины векторного произведения: .
Найдем длину вектора .
Подставим все в формулу и получим: .
Для проверки в данной задаче мы воспользовались критерием ортогональности двух векторов. Не лишним будет напомнить студентам, что критерий – это теорема, которая формулируется и доказывается в две стороны. Поэтому в формулировке используются речевые конструкции «тогда и только тогда, когда» или «необходимо и достаточно». Формулируя необходимое условие, мы считаем, что событие произошло. Составим табл. 2.
Таблица 2
|
Дано |
Доказать |
Необходимость |
||
Достаточность |
Задача 4. Найти объем тетраэдра ABCD, его высоту и вектор , совпадающий с высотой, опущенной из вершины А на плоскость BCD, если .
Решение. В этой задаче используем тот же прием, что и задаче 3, и достроим наш тетраэдр до параллелепипеда с той же высотой, в основании которого лежит параллелограмм со сторонами BC и BD (рис. 2).
Тогда для нахождения высоты воспользуемся формулой: , где , а .
Найдем смешанное произведение векторов , используя формулу вычисления смешанного произведения в ортонормированном базисе и свойства определителей: .
Поскольку смешанное произведение отрицательно, то тройка векторов – левая.
Теперь вычислим векторное произведение : .
Обязательно снова предложите студентам сделать проверку правильности нахождения векторного произведения, используя критерий ортогональности векторов: . Поскольку проверка сошлась, можно продолжить решение задачи.
Найдем высоту параллелепипеда: .
Осталось найти вектор , совпадающий с высотой. Поскольку перпендикулярен плоскости основания параллелепипеда, а перпендикулярен и (а эти векторы и лежат в основании параллелепипеда), то .
Зная высоту параллелепипеда, находим:
.
Величину мы нашли. Как же выбрать знак? Как уже было отмечено, поскольку , то эта упорядоченная тройка векторов левая. Поэтому упорядоченная тройка векторов тоже левая, а – правая. По определению векторного произведения упорядоченная тройка векторов – правая. Из этого заключаем, что сонаправлен с вектором . Отсюда понятно, что .
Структурирование теоретических сведений позволяет упростить процесс восприятия, облегчить усвоение данной информации. Сведение материала в таблицу помогает в поиске необходимых свойств, формул и теорем.
Предложенный вариант проверки правильности решения задачи (ограниченный самоконтроль) позволяет в дальнейшем избежать ошибок при решении задач по темам «Прямая и плоскость в пространстве», «Взаимное расположение прямых и плоскостей».