На рынке авиатранспортных услуг страны функционирует около 80 российских авиакомпаний при пассажирообороте 182,49 млрд пасс. км в год, которые в 2016 г. перевезли около 88,55 млн человек и 5,28 млрд тонно-км. На фоне этих данных можно сказать, что все наши российские авиакомпании функционируют в условиях жесточайшей конкуренции и каждая авиакомпания пытается разработать стратегию, направленную на повышение эффективности своей деятельности для улучшения репутации и имиджа.
Несомненно, имидж является важной составляющей любой авиакомпании, которую необходимо формировать преднамеренно, используя технологии связей с общественностью.
Это новая сфера деятельности получила развитие благодаря демократизации общества, расширению информационных технологий, распространению конкуренции и ее переходу на уровень символических образов и смыслов.
PR-деятельность несет ответственность за решение такой задачи, как создание благоприятной коммуникационной среды, деловой репутации, имиджа компании или отдельных лиц в глазах общественности. Все это необходимо для успешного функционирования любой авиакомпании [1].
Для компании PR-деятельность важна не только с точки зрения создания положительного имиджа. От того, насколько авиакомпания сможет освоить возможности PR-деятельности, во многом зависят перспективы развития на транспортном рынке и её существование [2].
Отметим, что в некоторых авиакомпаниях уже давно используются различные технологии связей с общественностью. Но, к сожалению, у многих наших российских авиаперевозчиков этот аспект деятельности попросту отсутствует.
Специальные мероприятия, проводимые специалистами по рекламе, PR-мероприятия, представляют собой большую группу PR-акций, активно используемых в случаях, когда нет достаточно основательных новостных поводов, способных заинтересовать аудиторию и обеспечить ее постоянный, стабильный поток. Задачи акций сводятся к двум важным моментам: формирование имиджа и обеспечение высокого пассажирооборота.
В наше время деятельность PR-специалистов заметна в основном в политической, государственной и коммерческой сферах, но их действия также можно применить и к транспортной сфере.
В рамках данного исследования производился анализ использования PR-технологий и определялась их роль в процессе формирования имиджа авиаперевозчиков на примере различных авиакомпаний.
Анализ использования PR-технологий в формировании имиджа авиакомпании проводился в три этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ существующих инструментов PR-технологий и способов их использования в формировании имиджа различных российских авиакомпаний, а также анализ документов и деятельности авиакомпаний. Разработан инструментарий эмпирического исследования: сформирована выборка, создана анкета для работников различных авиакомпаний и для потребителей их услуг.
На втором этапе использовался анкетный опрос и анализ рекламных сообщений авиакомпаний для сравнительного анализа содержательной модели: «Хочу туда где» (S7 Airlines), «Лучшая авиакомпания Восточной Европы» (Аэрофлот). Анализ рекламы был проведен на сайтах перечисленных авиакомпаний, также на официальных страницах данных перевозчиков: VK, Twitter, Instagram, а также на официальных каналах YouTube.
На заключительном этапе осуществлялась систематизация, интерпретация и обобщение результатов исследования, разрабатывались рекомендации по использованию PR-технологий для формирования имиджа авиакомпании.
К исследованию привлекались 35 сотрудников авиакомпаний «Аэрофлот», S7 Airlines, Azur Air, Nordstar, Ural Airlines, служащие аэропортов: Международный аэропорт им. Алексея Леонова, г. Кемерово; аэропорт Толмачево, г. Новосибирск; аэропорт Домодедово, г. Москва. Кроме того, было изучено мнение 45 потребителей услуг авиаперевозчиков. Выборка исследования составила 80 человек.
Анализируя результаты анкетного опроса потребителей услуг авиакомпаний, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных (50%) при выборе авиакомпании обращают внимание на стоимость билета; для 30% респондентов важен имидж, и они независимо от цены авиабилета предпочитают компании с отличной репутацией; 20% делают свой выбор за счёт соотношения цены и имиджа авиакомпании (см. рис. 1).
Рис 1. Критерии выбора авиакомпании (%)
На вопросы «Какая авиакомпания, на ваш взгляд, сейчас самая популярная на российском транспортном рынке?» и «Какую авиакомпанию предпочитаете именно Вы?» респонденты ответили крайне неожиданно: из всех представленных авиакомпаний: «Аэрофлот», S7 Airlines, Utair, Ural Airlines, «Россия» и других – опрашиваемые выбрали только «Аэрофлот» (45%) и S7 Airlines (55%). Таким образом, «Аэрофлот» и S7 Airlines заметно опережают другие авиакомпании. Можно сказать, что работа PR-специалистов «Аэрофлота» и S7 Airlines ведется намного качественнее и лучше, чем у других вышеперечисленных авиакомпаний.
Ответы на вопрос «Рекламу какой из представленных авиакомпаний вы видели?» распределились следующим образом: 60% опрошенных знакомы с рекламой авиакомпании «Аэрофлот», 40% респондентов – S7 Airlines, с рекламами других авиакомпаний потребители не сталкивались. Стоит заметить, что реклама авиакомпании «Аэрофлот» транслируется не только в Интернете, но и в СМИ, в отличие от других авиакомпаний.
Большинство респондентов (48%) никогда не участвовали в мероприятиях авиакомпаний, возможно, потому что не так уж часто они проводятся, и, несомненно, нельзя не сказать того, что если данные акции и проводятся, то в большинстве случаев только в центральных регионах России, что является немаловажным фактором. Стоит отметить, что результаты анкетного опроса респондентов от 18 до 29 лет и респондентов от 30 до 50 лет заметно разнятся, исходя из этого, можно сделать вывод, что мероприятия направлены в большей степени на более молодую аудиторию и не вызывают широкого интереса у аудитории, превышающей возрастную категорию 30 лет (табл. 1.).
Таблица 1
Участие респондентов в мероприятиях авиакомпаний (%)
Варианты ответов |
Респонденты от 18 до 29 лет |
Респонденты от 30 до 50 лет |
Итого |
Всегда участвую |
4 |
4 |
8 |
Стараюсь участвовать как можно чаще |
0 |
0 |
0 |
Очень редко участвую |
32 |
12 |
44 |
Никогда не участвовал |
16 |
32 |
48 |
Больше половины опрашиваемых (56%) указали, что на данный момент наиболее благоприятный имидж у компании «Аэрофлот», 36% респондентов остановили свой выбор на S7 Airlines. Голоса 8% участников опроса равномерно распределились (по 4%) между Ural Airlines и “Utair.
Итак, можем сделать вывод, что потребители авиационных услуг делятся на две группы: отдающие предпочтение авиакомпании «Аэрофлот» и те, кто летает самолетами S7 Airlines; результат вполне предсказуем, так как эти авиакомпании уже давно лидируют на транспортном рынке, имидж данных авиакомпаний вызывает доверие у клиентов/пассажиров, их фирменный стиль узнаваем. Кроме того, компания S7 Airlines для повышения узнаваемости и увеличения спроса на свои услуги регулярно использует достаточно эффективный маркетинговый инструмент – Product Placement, внедряя его в кинопроизведения [3]. Остальным авиакомпаниям еще предстоит много работы в области связей с общественностью для достижения такого уровня.
Вторая анкета была разработана для специалистов авиакомпаний. В анкетном опросе участвовали представители от авиакомпаний: «Аэрофлот», S7 Airlines, Ural Airlines, Nordstar Airlines, Azur Air. Средний стаж работы в авиакомпаниях у выбранных респондентов около 7 лет, из этого следует, что опрошенные достаточно хорошо разбираются в специфике работы авиакомпаний и являются компетентными специалистами.
Все участники опроса указали, что для авиакомпании важен позитивный имидж, аргументировав это тем, что без должного имиджа авиакомпания не сможет существовать, пассажиры не будут выбирать авиакомпанию с сомнительной репутацией.
В следующем вопросе представители различных авиаперевозчиков ранжировали авиакомпании в зависимости от текущего имиджа (табл. 2).
Таблица 2
Текущий имидж авиакомпаний
Ранг |
Авиакомпании |
1 |
Аэрофлот |
2 |
S7 Airlines |
3 |
Россия |
4 |
Utair |
5 |
Победа |
6 |
Ural Airlines |
7 |
Nordstar |
8 |
Orenair |
9 |
Azur Air |
10 |
Якутия |
В одном из ключевых вопросов «За счет чего формируется имидж авиакомпании?» респонденты разошлись во мнениях (см. рис. 2).
Рис 2. Способы формирования имиджа авиакомпании
Можно отметить, что каждая авиакомпания по-разному формирует свой имидж, но все же большинство сотрудников остановили свой выбор на PR-технологиях.
При формировании имиджа авиакомпании специалисты отметили следующие PR-технологии: реклама в СМИ (20%), PR-мероприятия, акции (28%), привлечение медийного лица (12%), агитационная деятельность (16%) и различные программы лояльности (24%) (рис. 3).
Рис. 3. Значимость и важность PR-технологий при формировании имиджа авиакомпании
Далее нами выяснялось, как специалисты оценивают имидж своих авиакомпаний, насколько они считают его положительным, гибким и динамичным.
Таблица 3
Имидж авиакомпаний
Авиакомпании |
Оценка имиджа специалистами авиакомпаний |
Аэрофлот |
9 |
S7 Airlines |
9 |
Ural Airlines |
6 |
Nordstar Airlines |
5 |
Azur Air |
4 |
Примечание. Оценка проводилась по 10-балльной шкале, где 1 – минимальное значение, 10 – максимальное (в таблице указывался средний балл).
По мнению специалистов авиакомпаний, для улучшения имиджа необходимо следующее:
- Специалисты авиакомпании «Аэрофлот» решили, что их авиакомпании для более позитивного имиджа нужно увеличить число проведения PR-мероприятий, акций, ивентов и сделать PR-программу еще более обширной, охватывающей всю целевую аудиторию.
- Специалисты авиакомпании S7 Airlines убеждены, что в их PR-стратегии не хватает привлечения медийного лица, что будет способствовать созданию социально-психологической установки, определяющей поведение потребителя по отношению к авиакомпании. Над этим они как раз сейчас и работают.
- Специалисты авиакомпании Ural Airlines считают, что их авиакомпания нуждается в рекламе и программе лояльности. В этих вопросах они берут пример с S7 Airlines, заявляя, что на российском транспортном рынке S7 Airlines нет равных в PR-политике и информативности.
- Специалисты авиакомпаний Nordstar и Azur Air сошлись во мнении. Эти авиакомпании образовались совсем недавно: Nordstar в 2009 г., Azur Air – 2014 г. Им еще предстоит нарабатывать опыт по использованию разных PR-технологий в деятельности своих компаний.
В качестве основных проблем взаимодействия авиакомпаний со СМИ выделили следующие: «неполнота информации о деятельности авиакомпании» (64%) и «авиакомпания не является структурой повышенного интереса населения» (36%).
Таким образом, мы пришли к выводу, что полноценное обеспечение жизнедеятельности авиакомпаний без использования PR-технологий практически невозможно. Если авиакомпания планирует занять первое место в российской, а также международной транспортной сфере, то необходимо выстраивать долгосрочную и действующую стратегию, которая в дальнейшем приведет к повышению конкурентоспособности и эффективности российских авиакомпаний и успешной интеграции России в мировую индустрию авиаперевозок.
Для сравнительного анализа содержательной модели нами были выбраны два рекламных сообщения: реклама авиакомпании S7 Airlines «Хочу туда, где» и реклама авиакомпании «Аэрофлот» «Лучшая авиакомпания Восточной Европы». Основными критериями для анализа являлись составляющие содержательной модели, такие как разделы и рубрикация, тематика, жанровое своеобразие, построение рекламы, целевая аудитория, преобладание коллективизма или индивидуализма в рекламных сообщениях, наличие межнациональных и кросскультурных особенностей и т. д. Это помогло определить общие тенденции и различия в концепции построения рекламы.
Несмотря на то что данные рекламы фактически идентичны по таким критериям, как тематическое наполнение (путешествия, отели, курорты), жанровая палитра, стиль, тематика, основная целевая аудитория, у предоставленных реклам есть одно большое отличие. Представленные авиакомпании применяют совершенно разные подходы к построению и несут свою смысловую нагрузку. Авиакомпания S7 Airlines использует в своем рекламном ролике образы детей и пытается расположить к себе потенциального пассажира за счет детских эмоций, фантазий, рассказов. Авиакомпания «Аэрофлот» делает упор на описание своей деятельности и имиджа.
Главная цель анализа заключалась в выявлении рекламного ролика, который вызывает больше отклика у потребителей услуг авиакомпаний.
Для начала проанализируем рекламный ролик авиакомпании S7 Airlines.
Крупнейший отечественный авиаперевозчик S7 Airlines представил новый рекламный ролик в 2014 г. Как всегда, видеореклама отличается оригинальным подходом. Идея проекта носит название «Хочу туда, где». Над его созданием поработали Wieden + Kennedy Amsterdam.
В ходе работы над роликом маркетологи устроили эксперимент. Они обратились к тем, кого легко можно назвать профессиональными мечтателями, – малышам. Им был задан всего один вопрос. Дети, участвующие в эксперименте, должны были представить себе вымышленный мир. Каждый из них поделился своими мечтами, рассказал, каким должен быть этот мир. Конечно, малыши с удовольствием делились своими грезами. Оказывается, кто-то спит и видит мир, где обитают драконы, кто-то мечтает отправиться в подводное путешествие. Все эти детские размышления разбавляются картинками из этого придуманного мира. Так авторы идеи дают понять, что все мы можем самостоятельно проложить свой маршрут путешествия, конечно, с компанией S7 Airlines. В ролике авиаперевозчика прослеживается фирменный стиль: эмблема авиакомпании, цвета, слоганы. Отметим, что это не единственный ролик данной авиакомпании. В 2016 г. было выпущено еще два: «Гравитация просто привычка», а в октябре запустили интегрированную рекламную кампанию «Лучшая из планет». В рамках кампании в эфире федеральных телеканалов и радиостанций транслировался рекламный ролик, в печатных и интернет-изданиях размещены рекламные материалы, а в крупнейших городах маршрутной сети S7 Airlines появилась наружная реклама. Креативная идея рекламной кампании принадлежит тому же агентству, что и ролик «Хочу туда, где».
Государственная авиакомпания «Аэрофлот» представила свой рекламный ролик «Лучшая авиакомпания Восточной Европы» также в 2014 г., в честь победы на престижном конкурсе на звание «Лучшая авиакомпания», который проходил во Франции.
Сюжет данного ролика заключается в том, что раскрывается работа авиакомпании «Аэрофлот». Показывается подробно, как ведется деятельность руководства компании, пилотов, бортпроводников, работников аэропорта, а также офисных специалистов. Показана подробная статистика за год, а именно: количество перевезённых пассажиров, грузов, график увеличения пассажирооборота. Продемонстрирована работа сервиса как на борту самолета, так и в аэропорту и офисах «Аэрофлота». Нашлось место в ролике и PR-мероприятиям, акциям, услугам, которые осуществляет авиаперевозчик. Также показана география полетов. И конечно же, продемонстрирован весь парк воздушных судов «Аэрофлота». В рекламном ролике прослеживается фирменный стиль компании: эмблема, цвета, слоганы. Несомненно, все снято очень качественно.
Для достижения цели были сформулированы критерии контент-анализа, такие как длительность рекламного ролика, число просмотров на Youtube, количество позитивных отзывов, рост продажи авиабилетов, количество запросов представленной рекламы в браузерах, количество запросов авиакомпании в браузерах, количество наград на различных престижных фестивалях, увеличение прибыли после выпуска рекламы (табл. 4).
Таблица 4
Результаты проведения контент-анализа
Критерии расчетов |
S7 Airlines |
Аэрофлот |
Разница расчетов |
|
Длительность рекламного ролика |
2 мин 53 сек |
6 мин 18 сек |
4 мин 35 сек Аэрофлот |
|
Число просмотров на Youtube |
3 млн 702 тыс. 113 |
111 тыс. 913 |
3 млн 590 тыс. 200 S7 Airlines |
|
Количество позитивных отзывов |
Прибл. 658 отз. |
Прибл. 344 отз. |
314 отз. S7 Airlines |
|
Продажа авиабилетов |
Возросла на 3,58 % |
Возросла на 1,24 % |
2,34% S7 Airlines |
|
Количество запросов представленной рекламы в браузерах |
Прибл. 428 тыс. 274 |
Прибл. 179 тыс. 86 |
249 тыс. 188 S7 Airlines |
|
Количество запросов авиакомпании в браузерах |
Возросло на 22,6% |
Возросло на 8,25% |
14,35% S7 Airlines |
|
Количество наград на различных престижных фестивалях |
Две награды на Каннском фестивале рекламы |
Одна награда на фестивале Skyfly |
Одна награда S7 Airlines |
|
Прибыль после выпуска рекламы |
Возросла на 0,38% |
Возросла на 0,15% |
0,23% S7 Airlines |
|
Исходя из результатов проведенного анализа, можно сказать, что реклама авиакомпании S7 Airlines с оригинальным подходом – участием детских образов – наиболее интересна населению, чем серьезная, но в то же время динамичная и качественная реклама компании «Аэрофлот».
Несомненно, образ ребенка вызывает только позитивные эмоции и, как следствие, является мощным способом привлечения внимания потенциальных потребителей [4]. Обществу намного интереснее наблюдать, как дети улыбаются, дурачатся, выражают свои эмоции, высказывают свои детские фантазии, ведь детские эмоции самые искренние.
После проведения исследования и интерпретации результатов удалось выяснить, что далеко не у всех авиакомпаний в России имеется полностью сформированная PR-стратегия, многие авиакомпании не используют в своей деятельности различные инструменты PR-технологий.
Текущая ситуация на российском транспортном рынке характеризуется жесткой конкуренцией всех авиакомпаний, что способствует борьбе за клиента/пассажира. Успешное проведение любых рекламных акций и кампаний для создания позитивного имиджа невозможно без реальных изменений внутри собственных корпоративных отношений, это обеспечивает реальное улучшение показателей авиакомпании в области повышения качества перевозки пассажиров и услуг, предоставляемых авиакомпанией ее клиентам.
Имидж авиакомпании формируется стихийно, без использования PR-технологий, за счет перевозки пассажиров и прочих параметров, способствующих повышению конкурентоспособности. Другое дело – формировать позитивный имидж, это требует много времени и усилий PR-специалистов авиакомпании. В качестве рекомендаций, направленных на формирование позитивного имиджа авиакомпании, нам хотелось бы отметить следующее:
- Фирменный стиль
В целом фирменный стиль присутствует у всех авиакомпаний, но стоит заметить, что он прослеживается не полностью, недостаточно придумать логотип, слоган, цвет, покрасить краской самолеты в единый стиль. Помимо этого необходимо полностью стилизовать деятельность своей авиакомпании: цвет оформления офиса, единый стиль одежды не только у бортпроводников и пилотов, но и офисных специалистов. Фирменный стиль должен соблюдаться во всех сферах деятельности авиакомпании.
- Реклама в СМИ
По результатам исследования, потребители услуг авиаперевозчиков встречались с рекламой всего лишь двух авиакомпаний: «Аэрофлота» и S7 Airlines. Другим авиакомпаниям необходимо более серьезно и качественно подходить к данному инструменту PR-технологий: снимать рекламные ролики, запускать их в сеть и придавать этому широкую огласку. Реклама – один из важнейших инструментов PR-технологий и один из важнейших способов влияния на общественное мнение.
- Авиареклама
В отличие от воздушной рекламы, направлена не на зрителей, находящихся снаружи, а на пассажиров.
Реклама в салонах самолетов включает в себя раскладку печатного материала, рекламные панели на багажных полках, рекламные стикеры на столиках, на подлокотниках кресел, на ковриках в салоне самолета, на ланчбоксах (индивидуальных коробочках для пищевых продуктов), внутри ланчбоксов, на экранах видеосистем и т. д.
Кроме того, к авиарекламе относят также различные виды реклам в аэропортах и на билетах. К сожалению, также не во всех авиакомпаниях используют авиарекламу.
- Привлечение медийного лица
Когда клиент видит, что известный человек широко заявляет, что пользуется услугами какой-либо авиакомпании, это вызывает не всегда осознаваемое доверие, поскольку это метод психологического воздействия на потребителя. На данный момент только одна российская авиакомпания использует этот инструмент PR-технологий: в мае 2016 г. авиакомпания S7 Airlines подписала контракт с певцом Антоном Беляевым, актрисами Равшаной Курковой и Софико Шеварнадзе, известным танцором Мигелем.
- Печатная реклама
Все авиакомпании без исключения должны регулярно проводить агитацию, выпускать агитационные баннеры, плакаты, новости для привлечения новых клиентов/пассажиров. В действительности эффективно это делают только S7 Airlines и «Аэрофлот» (см. рис. 4, 5).
Рис. 4. Агитационный баннер авиакомпании S7 Airlines
Рис. 5. Агитационный баннер авиакомпании «Аэрофлот»
- Программы лояльности
Реализовывать различные бонусные программы для привлечения новых клиентов/пассажиров. Например, авиакомпания S7 Airlines использует бонусную программу S7 Priority (это большие возможности для новых путешествий, так как с каждым перелетом клиент получает определенное число миль, которые впоследствии может обменять на авиабилет или различные услуги авиакомпании). «Аэрофлот» используют «Аэрофлот Бонус» (аналог S7 Priority). Остальным авиакомпаниям это еще предстоит реализовывать.
- Благотворительность
Вкладывать инвестиции в различные социальные проекты, помогать детским домам, приютам и другим социальным учреждениям, несомненно, необходимо, и это правильно. Такие меры позволят привлечь новых клиентов, инвесторов, пассажиров. Общество может расценивать авиакомпанию не только как авиаперевозчика, но и как организацию, которая очень трепетно относится к социальным проблемам. Несомненно, данный ход поможет расположить к себе новых клиентов и помимо этого увеличит популярность авиакомпании и улучшит имидж.
Подводя итог, хотелось отметить, что, несомненно, использование вышеперечисленных PR-технологий будет способствовать повышению имиджа авиакомпаний. Рынок пассажирских перевозок постоянно меняется, и будущее авиакомпании зависит не только от применяемых технологий связей с общественностью, но и от ряда показателей эффективности работы: насколько гибко реагирует компания на новые социально-экономические условия, какими ценностями руководствуется в своей деятельности (безопасность полётов, пунктуальность, сохранность багажа, высокая социальная ответственность, качество и пр.) и как учитывает интересы и потребности разных групп потребителей. Таким образом, с учетом всех аспектов деятельности авиакомпании удастся привлечь новых потенциальных пассажиров, активизировать потребность в авиакомпании, возбудить интерес к услугам, создать благоприятный образ, имидж, вызвать доверие, сделать запоминающимся фирменный стиль, а также создать устойчивые ассоциации. Все это не только будет способствовать повышению конкурентности на отечественном рынке, но и позволит завоевать международный.