Full text

Общение было и остается одной из важнейших социальных потребностей личности человека. Именно в общении ребенок удовлетворяет собственные знания о себе и окружающем мире, устанавливает отношения с другими людьми, приобретает опыт избегания или разрешения конфликтов и многое другое. Общение ребенка имеет свою собственную специфику, культуру и традиции. Изменения, происходящие в современном обществе и семье, напрямую оказывают влияние на развитие общения ребенка. Именно в семье закладываются основы коммуникации. Переход ребенка к новым социальным отношениям в период младшего школьного возраста, смена социального статуса и освоение новой социальной роли ученика выводят ребенка на арену новых условий развития, расширяют спектр субъектов коммуникативного взаимодействия и ориентируют ребенка на освоение новых, необходимых знаний [1].

Специфика общения детей имеет давнюю традицию рассмотрения в психолого‑педагогической науке. Однако большинством авторов акцент делался на изу­чении общения дошкольников и подростков, что подразумевало изу­чение ведущего типа деятельности (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин).

В последнее время все больше появляется исследований, где раскрываются теоретические аспекты общения младших школьников со всеми категориями партнеров, дается анализ эмпирических данных (Н. П. Аникеева, Ш. А. Амонашвили, А. В. Мудрик, М. В. Осорина, А. С. Спиваковская, Л. А. Шустова и др.).

Проведенный сравнительный анализ философского, социологического, психологического, педагогического аспектов проблемы общения показывает, что общение – сложное, многогранное явление, которое может выступать как коммуникативный компонент деятельности, как самостоятельный вид отношений; выполняет многообразные функции по передаче информации, обмену идеями, ценностями, овладению социальным опытом, формированию образа жизни личности, является средством совершенствования и взаимообогащения людей, способом познания.

В русле педагогической концепции общение рассматривается как фактор воспитания школьников, разрабатываемый 3. И. Васильевой, А. В. Киричуком, X. Й. Лий­метсом, А. В. Мудриком, Л. И. Новиковой, нашедший отражение также в исследованиях О. В. Бескровной, И. М. Захаровой, У. В. Кала, В. В. Поповой, Н. В. Седовой и других, где общениепонимается как обмен духовными ценностями, общепринятыми и специфическими для половозрастных и груп­повых ценностных ориентаций учащихся, в форме диалога в процессе взаимодействия школьников с окружающими людьми, оказывающий как объективное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на жизнедеятельность и становление личности (А. В. Мудрик) [2].

Для того чтобы эффективно использовать общение как фактор воспитания личности, коллектива, необходимо знать его сущность, специфику на определенном возрастном этапе развития ребенка, методику управления им.

В целях получения представления о внутренней сущности общения младших школьников необходимо сосредоточить внимание в первую очередь на изучении его содер­жательной стороны.

В процессе исследований З. И. Васильевой, А. В. Мудрика, У. В. Кала наиболее ценный материал был получен при изучении свободного общения детей, т. е. общения, которое складывается между ними в результате свободного выбора во время, отведенное для само­стоятельных игр, занятий.

По мнению О. В. Бескровной, И. М. Захаровой, Н. В. Седовой и других, общение младших школьников имеет от­четливо выраженные половозрастные особенности, которые прояв­ляются в его содержании, круге, характере, предпочитаемых местах общения.

Содержание и характер общения младших школьников со всеми категориями партнеров определяет эмоционально-смысловая доминанта – содержание ведущих сфер жизнедеятельности: познание, игра, деятельность. Она обусловливает и преобладание тех или иных сторон общения, но не ограничивает его многообразия. Тематика устноречевого общения младших школьников со сверстниками разнообразна. Разговоры охватывают следующие темы: учеба, игра, спорт, природа, фильмы, телепередачи, книги, семейные события, родственные отношения, детство, будущее и др. Младшими школьниками осмысливаются, обсуж­даются политические (проблемы войны и мира, события в стране и др.), остросоциальные (наркомания, преступность и др.), специфические возрастные (обмен, товарищеские отношения и др.), нравствен­но-этические (нормы общения, поведения и др.), бытовые, житейские (покупки, одежда, события во дворе и др.), личностные (неприятности, здоровье и др.) и прочие вопросы. Для детей этого возраста характерен интерес к человеку во всех его проявлениях [3].

У девочек большой интерес вызывают темы, связанные с человеком: его возможностями, способностями, смыслом жизни, жизнью других народов и т. д.

Общение мальчиков в тематическом плане более разнообразно, сво­бодно от школьных и учебных дел, насыщено внепрограммной, вне­школьной информацией, привязано к предметной деятельности. Мальчики чаще говорят на темы спорта, техники. Большая часть разговоров – это беседы об игрушках, кинофильмах, о природе, об увлечениях. Наряду с общими темами в свободных диалогах детей выделяются специальные, отвечающие интересам мальчиков: о мужественных людях, героях, о борьбе, военной службе, о достоинствах братьев, отцов, деду­шек и т. п.

Немалое место в общении мальчиков занимает детский фольклор: дразнилки, фантазии, анекдоты, секреты, страшные истории, приключения, словесные и рисуночные загадки, шутки, пародии, песни, считалки; эти тексты передаются, как правило, у мальчиков в устной форме. Их рассказывание оказывается и развлечением, и способом выйти за рамки рутинной обыденно­сти, прикосновением к необычному.

У младших школьников расширяется сфера любознательности, ее временные и пространственные границы: дети интенсивно обсуждают не только проблемы современности, но и прошлого, будущего. В классах могут доминировать различные темы общения, что за­висит от многих параметров: от занятий в свободное время, от усло­вий общения, от стиля общения учителя с учащимися, организации культурно‑образовательного пространства класса, школы [4].

Наряду с общими темами в общении учащихся начальных классов выделены специфические для каждого пола, что обусловлено нормами детской субкультуры, полоролевой моделью воспитания, экспектациями взрослых.

Кроме того, в младшем школьном возрасте именно посредством общения происходит активное развитие личностных качеств, которые, как правило, формируются преимущественно неосознанно и путем овладения различными формами коммуникации, межличностных взаимодействий, взаимной регламентации поведения не только в семье, но также вне семьи, в процессе взаимодействия со сверстниками [5].

Младший школьник все больше начинает ориентироваться на нормы и ценности, исходящие от детей, считаться с мнением других. Центральным в его развитии становится общение со сверстниками. Дети стремятся завоевать авторитет, уважение товарищей и переживают несоответствие между притязаниями и фактическим положением. От положения в общении со сверстниками зависит эмоциональное самочувствие ребенка.

В психолого-педагогических исследованиях доказано, что опасность социальной изоляции в детской группе, неблагополучное положение ребенка в общении со сверстниками приводят к личностному дефекту – в характерологической и познавательной сферах, к снижению творческой активности, тормозят его социальное развитие, создают почву для недоверия к людям, формирования отрицательных качеств, к одиночеству, отрицательным эмоциональным состояниям, иногда к нервным психическим заболеваниям.

В круг общения младших школьников обычно входят от двух до четырех сверстников, к которым дети испытывают ин­терес и постоянно взаимодействуют с ними, причем круг общения мальчиков более широкий, состоит из трех-четырех человек.

Однако опыт работы с младшими школьниками показывает, что общение со сверстниками претерпевает значительные изменения. Современные дети не умеют общаться с ровесниками. На переменах они предпочитают уединяться и взаимодействовать с гаджетами, нежели чем общаться, обсуждать прочитанное или просмотренное. В ходе осуществления групповых форм работы учитель сталкивается с трудностью научения общению и сотрудничеству в группе детей, сводящуюся к самому низшему ее уровню – подсказке. Общение детей между собой сводится к обсуждению материального достатка, покупок, наличию/отсутствию дорогостоящих гаджетов, переходящему в соперничество.

Основными причинами, которые вызывают проблемы межличностного взаимодействия младших школьников в классном коллективе, являются: трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать; трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения; трудности, вызванные непониманием партнера общения, т. е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения; трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру; трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением [6].

Следует отметить, что общение получает свое развитие именно в семье, начиная с этапа новорожденности (эмоционально насыщенное непосредственное общение), формируясь в непосредственном взаимодействии с родителями, прародителями и близкими родственниками.

Однако современная семья, к сожалению, больше не способна полноценно сформировать коммуникативную сферу ребенка. Средний возраст родителей первоклассников составляет в настоящее время от 26 до 35 лет. Их детство пришлось на 90-е годы прошлого века. Перестройка и последующие события внесли свою лепту в развал устоявшейся структуры социально-эконо­мического развития малых городов. Многие предприятия, заводы и фабрики прекратили свое существование или были вынуждены значительно сократить работников. Большой пласт интеллигенции (учителя, воспитатели, инженеры, врачи) либо были вынуждены существовать на мизерные зарплаты, либо уходили в так называемый бизнес и занимались торговлей, осваивая новые виды заработка. Дефолт и банкротство вслед за стремительным обогащением приводили молодых людей к кризисным состояниям, сопровождающимся пьянством и алкоголизмом. Именно в таких семьях выросло современное поколение родителей первоклассников.

Искажение системы семейных ценностей и приоритет материального достатка стали первичными во многих семьях. Активное и стремительное расслоение общества на богатых и бедных не могло не сказаться на системе общения детей. Отсутствие единой школьной формы привело к активизации расслоения детского коллектива, когда дети стремились демонстрировать свой достаток и определять свой круг общения в соответствии с наличием/отсутствием внешних признаков. В классе больше не нужно было быть самым умным, для того чтобы стать самым популярным, достаточно было иметь спортивный костюм Adidas или Puma.

Постепенно школы стали активно вводить в учебный процесс развивающие системы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, Н. А. Зайцева. Прекратили свое существование такие мощные детско-юношеские организации, как пионерская и комсомольская, исчезло тимуровское движение. Ценность коллективизма утратила свою силу, а на смену ей пришло индивидуалистическое воспитание.

Семья, находящаяся постоянно в сложнейших социально-экономических условиях, в поиске работы и заработка, избрала модель малодетности, когда воспитывать и обучать одного ребенка было гораздо удобнее и безопаснее. Единственного ребенка было проще обеспечить всеми необходимыми материальными ценностями и дать необходимое, желательно высшее, образование, обеспечив тем самым более успешный старт во взрослую жизнь.

Культура и традиции общественного стихийного воспитания, коллективные детские игры (классики, 12 записок, штандер, хали-хало, краски и т. д.) были практически забыты.

Техническая революция и открытые границы государства способствовали постепенному внедрению в обиход каждой семьи компьютеров, мобильных телефонов и других гаджетов. На смену коллективным просмотрам фильмов на квартире у друзей пришли видеодвойки, видеомагнитофоны, которые появились в каждой семье. Ребенку больше не нужно было уходить на улицу для того, чтобы пообщаться со сверстниками.

Кроме того, чтобы обезопасить своего ребенка, многие родители, не имеющие бабушек и дедушек, оставляли своих детей дома одних на весь период их отсутствия, где ребенок развлекал себя как мог: смотрел телевизор, просматривал мультики по видео, развлекался с помощью электронных, а чуть позже компьютерных игр. Реальное общение было подменено виртуальным, где проще находить формальных друзей, вступать в отношения, обсуждать темы, не обращая внимания на синтаксические или орфографические ошибки.

Общение в семье между родителями и ребенком претерпевало негативные изменения; так, частая занятость взрослых, их концентрация на решении собственных психологических или материальных проблем привели к нивелированию и принижению значимости проблем собственных детей, разрыву или несформированности доверительных отношений с близкими, а иногда и вовсе к отчужденности.

Дети выросли, а проблемы, не решенные в детстве, остались, и они усугубляются в отношениях бывших детей, сегодняшних родителей, с собственными детьми. Таким образом, сегодня мы получаем второе поколение младших школьников с проблемным развитием сферы общения.

Общение родителей и детей минимизируется, доводится практически до фрустрации, начиная с ранних этапов развития ребенка. В дошкольном детстве, на этапе так называемого почемучества, ребенок не находит ответа на собственные вопросы, эмоциональное отчуждение, возникающее между родителями и детьми, усугубляется в младшем школьном возрасте и достигает своего апогея в подростковом, когда у ребенка уже есть собственное мнение по большинству из вопросов, основанное на материале детско-подростковой субкультуры, информации, которую он черпает в Интернете; подросток перестает нуждаться в общении с родителями как таковом. Родитель больше не может удовлетворять основную, базовую потребность ребенка в общении в полном объеме не только в силу отсутствия собственных эффективных навыков общения, но и в силу того, что ведущим видом общения в подростковом возрасте становится общение со сверстниками.

Для решения данной проблемы специалистам системы образования, и прежде всего педагогам-психологам детских дошкольных образовательных учреждений и школ, необходимо вести активную просветительскую работу с молодыми родителями, начиная с раннего возраста ребенка. Необходимо разъяснять значимость общения с ребенком, говорить о специфике его организации в семье и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение родителей на каждом отдельном возрастном этапе развития ребенка. Надо организовывать родительские лектории, круглые столы, тренинговые занятия, способствующие расширению коммуникативной компетентности и освоению эффективных навыков общения.

Таким образом, компетентность родителей в вопросах воспитания и общения с собственным ребенком может способствовать повышению воспитательного потенциала семьи, усилению её роли в стимулировании гармоничного развития ребенка младшего школьного возраста с учетом его физиологических и психологических особенностей.

Стоит отметить, что отсрочивание формирования новообразований в развитии ребенка младшего школьного возраста невосполнимо для его развития, и это накладывает огромную ответственность прежде всего на родителей. Поэтому, чтобы обеспечить своевременное и полноценное коммуникативное и личностное развитие ребенка, важно обеспечить доверительные, эмоционально теплые отношения ребенка с родителями и другими членами семьи и с учетом его индивидуально-типо­логических и возрастных особенностей создавать такие условия для развития ребенка в семье, которые помогли бы ему гармонично войти в новый мир социальных отношений.