Full text

Коммуникативная компетентность является одной из качественных характеристик личности, позволяющей реализовать потребность человека в признании, уважении, самоактуализации [1]. Внимание к феномену коммуникативной компетентности, ее сущностным характеристикам и возможностям развития в последние годы существенно возрастает [2]. Мы разделяем точку зрения В. И. Долговой с соавторами [3], которые считают одним из продуктивных подходов к определению понятия «коммуникативная компетентность» трактовку данного понятия Ю. М. Жуковым, Л. А. Петровской и П. В. Растянниковым, определяющим коммуникативную компетентность как способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, включающую в себя систему знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов.

Коммуникативные умения и навыки формируются с самого раннего детства, обеспечивая успешную адаптацию ребенка в социуме, определяя его социальный статус. Многие исследователи, работающие в рамках культурно-исторической теории, считают готовность ребенка к общению со взрослыми и сверстниками ключевым компонентом в структуре психологической готовности к обучению [4].

В современной образовательной практике развитию коммуникативных умений и навыков дошкольников в последние годы уделяется все больше внимания. Вместе с тем отношения со взрослыми и сверстниками часто формируются стихийно, без целенаправленного руководства. При этом практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста могут испытывать значительные трудности именно в сфере коммуникаций, что может проявляться в их повышенной тревожности, в неумении договариваться со сверстниками в игре и других видах деятельности, неоправданной агрессии ребенка по отношению даже к самым близким людям. Исследователи указывают на то, что некоторые дети уже в дошкольном возрасте реальному общению и совместной игре со сверстниками предпочитают общение с компьютером.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития коммуникативных навыков и обогащения опыта ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками. В разнообразных коммуникациях с окружающими ребёнок познаёт окружающий мир и самого себя, учится передавать свои мысли и чувства, строить скоординированный диалог в общении с другими людьми, развивается как личность.

Одним из условий успешного развития коммуникативной компетентности ребёнка выступает развитие его социально-когнитивных способностей. Ж. Пиаже в своих исследованиях исходил из того, что развитие социально-когнитивных способностей у детей связано с общим ходом когнитивного развития, в частности с развитием способности детей к децентрации и обобщениям. Социальное познание, во многом определяющееся особенностями взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, развивается при этом в двух направлениях: от учета внешних особенностей поведения к осознанию внутренних особенностей личности и от осознания отдельных сторон поведения к формированию целостного, согласованного представления об индивидуальности другого человека [5]. Рождаясь, дети попадают в мир, где существует устоявшаяся система социальных представлений, разделяемых их родителями и другими взрослыми. В актах непосредственных коммуникаций дети усваивают социальные представления своего сообщества и становятся субъектами общения [6].

Социальный опыт является важным условием развития социального познания ребенка. Особое значение имеют социальные, прежде всего игровые, контакты со сверстниками, которые способствуют развитию навыков принятия той или иной социальной роли, улучшают понимание других людей. Развитию социальных представлений детей значительно способствует знакомство с художественной литературой. Одной из составляющих коммуникативной компетентности ребенка выступает когнитивная сложность его межличностного восприятия.

Концепция когнитивной сложности была разработана в 1955 г. Джеймсом Бьери в результате его обучения под началом Джорджа А. Келли [7]. Понятие когнитивной сложности определялось Д. Бьери как тенденция истолковывать социальное поведение в многоаспектной (многомерной) манере [8].

В отечественной психологии понятие «когнитивная сложность» получило развитие в психосемантике В. Ф. Петренко [9]. Когнитивная сложность определяется как психологическая характеристика когнитивной сферы человека, отражающая степень категориальной расчлененности сознания индивида [10]. Сознание человека в различных содержательных областях может характеризоваться различной когнитивной сложностью. Например, у одного и того же человека когнитивная сложность может быть высокой в области спорта или политики и низкой – в сфере межличностного восприятия. Операциональным критерием когнитивной сложности сознания в той или иной сфере выступает размерность субъективного семантического пространства. Размерность (число независимых факторов) семантического пространства наряду с содержанием выделенных факторов зависит от знания субъектом той содержательной области, на материале которой проводится исследование [11]. Для исследования когнитивной сложности межличностного восприятия детей В. Ф. Петренко разработал методику «Сказочный семантический дифференциал», позже был создан компьютерный вариант данной методики (автор В. Ф. Петренко, программное решение М. П. Гамбарян, компьютерный дизайн О. В. Митиной, художник О. Н. Андрусенко). Методика, предназначенная для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет выявлять и анализировать два показателя развития ребенка: когнитивную сложность его сознания как количество независимых факторов (категорий измерения), присущих ребенку на данный момент, и меру его социализации как показатель близости ментального пространства ребенка к нормативно-взрослому ментальному пространству при восприятии сказочных персонажей [12].

Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование когнитивной сложности межличностного восприятия дошкольников во взаимосвязи с социометрическим статусом и другими показателями сферы общения детей было проведено в феврале 2017 г. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (n = 62) одного из детских садов г. Кирова. Возраст респондентов 5–7 лет. Методики исследования: «Сказочный семантический дифференциал» В. Ф. Петренко; метод социометрии; методика «Фильм-тест» Р. Жиля, предназначенная для исследования социально-психологи­ческой приспособленности, некоторых поведенческих характеристик и черт личности ребенка [13].

Опираясь на работу В. Ф. Петренко и соавт. [14], дадим краткое описание процедуры проведения методики «Сказочный семантический дифференциал» В. Ф. Петренко. На предварительном этапе ребенку последовательно предъявляют изображения сказочных персонажей (Буратино, доктор Айболит, Карлсон, который живет на крыше, Снежная королева, Мальвина, Карабас-Барабас и т. п.) с тем, чтобы выяснить, знает ли ребенок этих сказочных героев. Далее ребенку последовательно предъявляют изображения сказочных персонажей, а также изображение ребенка, смотрящего в зеркало («Это – ты сам»). Детей просят оценить наличие или отсутствие у сказочного персонажа и у него самого некоторых личностных качеств. Его спрашивают: «Добрый Айболит или нет? А Карабас? А Мальвина? А Пьеро? <...> А ты сам добрый?» Всего предлагается 15 шкал-характеристик. Ребенку каждый раз нужно выбрать один из трех вариантов ответа: да; не знаю; нет. Ответы ребенка группируются в матрицу данных, которая обрабатывается с помощью факторного анализа. Число выделенных независимых факторов отражает когнитивную сложность ребенка в сфере межличностного восприятия, а характер набора личностных качеств, вошедших в один фактор, – специфику его личностных конструктов. Компьютерный вариант методики автоматически на основе выделенной факторной структуры строит семантические пространства, в которых сказочные персонажи и позиция самого ребенка обозначены координатными точками. Сопоставление семантического пространства ребенка с нормативным семантическим пространством взрослых позволяет оценивать «меру социализации» ребенка, под которой авторы-создатели методики понимают то, насколько оценки персонажей ребенком близки групповой позиции взрослого человека.

Результаты и их обсуждение

В результате эмпирического исследования с применением методики «Сказочный дифференциал» у старших дошкольников были выявлены четыре уровня когнитивной сложности в сфере межличностного восприятия (см. рисунок).

Высокий уровень когнитивной сложности соответствует уровню восприятия личностных черт взрослыми людьми. Дети с высоким уровнем когнитивной сложности знают больше сказочных персонажей, более глубоко понимают характеры героев, могут объяснить оценку их качеств, исходя из поступков персонажей. Дети с уровнем когнитивной сложности выше среднего также достаточно хорошо дифференцируют черты личности и способны анализировать характер людей и их поступки. В нашей выборке таких детей больше трети. Средний уровень когнитивной сложности, соответствующий возрастной норме, также представлен в нашей выборке. Более чем у трети исследуемых нами детей уровень когнитивной сложности ниже среднего. У этих детей возникают трудности с оценкой черт сказочных персонажей, им сложно объяснить, почему они считают того или иного героя смелым, воспитанным и т. д. Детей с низким уровнем когнитивной сложности в нашей выборке не было выявлено. Можно говорить о том, что старшие дошкольники в большинстве своем способны воспринимать и различать особенности окружающих людей и самих себя.

 

 

 

Представленность уровней когнитивной сложности у старших дошкольников

 

В социометрическом исследовании детям было предложено ответить на вопросы о том, кого бы они пригласили на свой день рождения (три варианта), и кого из детей группы они попросили бы помочь при затруднении в деятельности (три варианта). Было выявлено, что наибольшее количество детей оказались в числе предпочитаемых и принятых как по эмоциональному (79%), так и по деловому критерию (72%). Отношения между опрошенными детьми в группах в целом благоприятные. Дети умеют налаживать и поддерживать дружеские отношения, сотрудничать друг с другом.

В структуре межличностных отношений старших дошкольников по результатам методики Р. Жиля были выявлены следующие особенности. Наиболее выраженным в нашей выборке оказался такой показатель, как «Стремление к общению в больших группах детей» (среднее значение процентной выраженности 69). Другим выраженным показателем является «Любознательность» (60). Высокие значения были получены также по критерию «Отношение к родителям» (37). В наименьшей степени у наших респондентов проявился такой показатель как «Конфликтность, агрессивность» (16).

Для выявления связей между когнитивной сложностью сознания с социометрическим статусом и различными показателями коммуникативной компетентности старших дошкольников был применен корреляционный анализ Спирмена.

Выявлена положительная корреляция когнитивной сложности межличностного восприятия с социометрическим статусом детей, определяемым по эмоциональному критерию (r = 0,364; p < 0,01). Данный факт указывает на связь когнитивной сложности межличностного восприятия (как умения более дифференцированно воспринимать личностные характеристики) с положением детей в группе детского сада: повышение показателей когнитивной сложности ведет к повышению социометрического статуса в группе сверстников. Интересен тот факт, что нами не было обнаружено связи когнитивной сложности с социометрическим статусом ребенка по деловому критерию. Можно предположительно утверждать, что когнитивная сложность межличностного восприятия ребёнка не влияет на то, как часто обращаются другие дети к нему за помощью в совместной деятельности, так как в этом случае выбор делается прежде всего в пользу того, кто всегда готов помочь, или того, кто наиболее успешен в этой деятельности.

Когнитивная сложность сознания межличностного восприятия опрошенных детей имеет сильные положительные корреляции с такими компонентами в структуре межличностных отношений старших дошкольников, как любознательность (r = 0,386; p < 0,01) и стремление к уединению (r = 0,346; p < 0,01). Можно предположить, что высокий уровень когнитивной сложности межличностного восприятия связан с общим активным интересом детей к познанию нового, приобретению знаний об окружающем мире, что обусловливает стремление к уединению.

Проведенное исследование показало, что когнитивная сложность межличностного восприятия связана с социометрическим статусом в группе детского сада, ведет к избирательности в социальных контактах: более развита когнитивная сложность межличностного восприятия у детей любознательных и стремящихся к уединению. Можно говорить о том, что когнитивная сложность выступает важным показателем коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Полученные результаты вписываются в общую картину развития детей старшего дошкольного возраста и обусловлены особенностями развития на данном возрастном этапе. К концу дошкольного возраста особую значимость приобретают совместные игры и общение со сверстниками, вместе с тем дети готовятся к школе. Общение со сверстниками выступает одним из ведущих факторов формирования коммуникативной компетентности, способствуя развитию навыков общения, умению взаимодействовать в игре или выполняя совместную деятельность, влияет на формирование самосознания. Качество общения определяет статус ребенка в группе детского сада и, следовательно, уровень его эмоционального комфорта в общении. Дети в старшем дошкольном возрасте проявляют активный интерес к познанию нового, приобретению знаний об окружающем мире, так что к концу дошкольного возраста у них при благоприятных условиях в достаточной степени сформирована познавательная мотивация, что является одним из основных показателей готовности к обучению в школе. Помимо общения со сверстниками в развитии коммуникативной компетентности старших дошкольников важную роль играет качество общения со взрослыми. Близкие, доверительные отношения с родителями, бабушками и дедушками, дядями и тетями и, конечно, с воспитателями детского сада способствуют развитию его коммуникативной компетентности. Требует осмысления тот факт, что в нашем исследовании не было выявлено связи когнитивной сложности сознания детей с показателями отношения к близким людям, равно как и с показателем стремления к общению в больших группах детей.

Когнитивная сложность межличностного восприятия как количество его независимых факторов (категорий), свойственных ребенку в данный момент, является важной составляющей коммуникативной компетентности ребенка. Проведенное исследование показало, что существует связь между когнитивной сложностью межличностного восприятия ребёнка и его статусом в группе сверстников, а также такими показателями сферы межличностных отношений, как любознательность и стремление к уединению. Полученные результаты дают возможность осмыслить проблему коммуникативной компетентности дошкольников с точки зрения когнитивной сложности межличностного восприятия ребёнка как одного из ее значимых факторов.