Сегодня последние глобальные события в экономике России (падение цен на нефть, антироссийские санкции) оказывают непосредственное влияние на функционирование и развитие автомобильного рынка. Актуальность проблемы для автомобильного бизнеса в РФ связана с тем, что предприятия этой отрасли осуществляют деятельность в условиях финансовой неустойчивости, а значит, нуждаются в проведении системного анализа основных финансовых показателей и определении вероятности банкротства с помощью применения моделей диагностики кризисной ситуации для того, чтобы обеспечить устойчивое функционирование промышленного предприятия.
Согласно показателям статистических данных, в 2015 г. объем продаж новых автомобилей в России сильно сократился. Так, по итогам 2015 г. около 25% автодилеров России оказались на грани банкротства, а рынок продаж автомобилей упал почти на 35%. Максимальное количество проданных автомобилей было зафиксировано в 2012 г. – 2,94 млн штук. Однако начиная с этого же года темпы продаж стали постепенно падать. В 2013 г. они составили 2,78 млн автомобилей, в 2014 г. – 2,49 млн. За 2015 г. объемы продаж составили 1,89 млн штук [1].
В начале 2015 г. начался уход зарубежных компаний с российского автомобильного рынка, включая такие марки, как Skoda, Subaru, а также изменился модельный ряд поставляемых автомобилей французской компании Citroen за счет изъятия из продуктовой линейки премиального хэтчбека DS5 [2].
Еще одной тенденцией современного автомобильного российского рынка является небольшой рост продаж на вторичном рынке. Согласно последним данным аналитического агентства «Автостат», у официальных дилеров на 30% улучшились показатели продаж подержанных автомобилей. Кроме того, в 2015 г. увеличились на 15% объемы реализации новых автомобилей по системе TRADE IN, то есть обмена своего старого автомобиля на новый с доплатой.
Согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за первые кварталы 2016 г. упали в годовом исчислении на 12,5%. Так, в июне 2016 г. в России было продано 122 633 автомобиля, что на 17 562 штуки меньше, чем в июне 2015 г. Всего с начала 2016 г. в России продано 672,14 тыс. автомобилей, что на 14,1% меньше, чем за аналогичный период 2015 г. (тогда было 782,43 тыс.) [3].
Лидером на российском авторынке в 2016 г. остался ПАО «АВТОВАЗ» несмотря на то, что продажи автомобилей под брендом LADA, по подсчетам АЕБ, в годовом исчислении сократились на 16%. Занявшие второе и третье места Kia и Hyundai сократили продажи на 8% и 2% соответственно.
На ухудшение финансового результата ПАО «АВТОВАЗ» оказали внешние и внутренние факторы экономики (антироссийские санкции; снижение спроса на автомобили LADA; рост процентных ставок по банковским кредитам, переоценка валютных займов из-за курсовой разницы и др.). В связи с этим необходимо оценить финансовое положение предприятия, определить недостатки в его деятельности, чтобы потом предотвратить появление признаков вероятности наступления банкротства еще на первоначальном этапе.
Комплексный анализ финансового состояния автомобильного предприятия позволяет анализировать структуру и динамику активов и пассивов по данным бухгалтерского баланса, а также проводить расчет основных финансовых показателей эффективности. Цель финансового анализа – получение ключевых параметров, дающих точную картину финансового состояния предприятия. Проведем экономический расчет ряда экономических показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, на примере данных финансовой отчетности ПАО «АВТОВАЗ», представленных в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Основные показатели деятельности ПАО «АВТОВАЗ»
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2015 |
2014 |
Отклонение |
Изменение (%) |
Выручка |
млн руб. |
168 674 |
189 730 |
–20 696 |
11,1 |
Валовая прибыль (убыток) |
млн руб. |
–5308 |
9460 |
–14 768 |
156,1 |
Рентабельность по валовой прибыли |
% |
–3,15 |
5 |
– |
–8,15 |
Прибыль (убыток) от продаж |
млн руб. |
–19 848 |
–5604 |
–14 244 |
–254,17 |
Рентабельность по прибыли (убытку) от продаж |
% |
–11,77 |
–2,96 |
– |
–8,81 |
Чистая прибыль (убыток) |
млн руб. |
–43233 |
–25 357 |
–17 876 |
–70,5 |
Рентабельность по чистой прибыли |
% |
–25,63 |
–13,39 |
– |
–12,24 |
На ухудшение финансового результата деятельности ПАО «АВТОВАЗ» в 2015 г. по сравнению с результатами 2014 г. оказали влияние следующие факторы: значительное снижение спроса, модернизация производства и переоценка валютных займов. Вследствие этого произошло увеличение заемных средств по сравнению с предыдущим годом и, соответственно, снижение величины собственных средств, что повлияло на динамику ряда других показателей предприятия (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика основных показателей эффективности ПАО «АВТОВАЗ»
Наименование показателя |
Ед. изм. |
На 31.12.2015 |
На 31.12.2014 |
На 31.12.2013 |
Внеоборотные активы |
млн руб. |
121 060 |
118 998 |
104 578 |
Оборотные активы |
млн руб. |
40 073 |
49 783 |
44 837 |
Капитал и резервы |
млн руб. |
–43 309 |
–76 |
25 281 |
Долгосрочные обязательства |
млн руб. |
91 755 |
81 969 |
78 342 |
Краткосрочные обязательства |
млн руб. |
112 687 |
86 888 |
45 792 |
В 2016 г. ПАО «АВТОВАЗ» понесло затраты, связанные с инновациями и модернизацией производства, в сумме 6955 млн руб. (в 2015 г. – 23313 млн руб.). В этом же году Общество понесло убытки в сумме 35467 млн руб. (в 2015 г. – 43 233 млн руб.). Краткосрочные обязательства Общества превышали его оборотные активы на 61916 млн руб. (в 2015 г. – на 72614 млн руб.) [4, 5]. В 2017 г. ПАО «АВТОВАЗ» планирует увеличить производство почти на 60 тыс. машин: автомобилей LADA и брендов альянса Renauit-Nissan. Таким образом, предприятие намерено в 2017 г. увеличить выпуск автомобилей под четырьмя брендами на 14% [6].
В сложившейся экономической и рыночной ситуации для дальнейшего улучшения финансовых показателей руководство предприятия должно активизировать выполнение антикризисного плана, который включает меры по повышению выручки, сокращению расходов и продажу непрофильных активов.
Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [7].
В зарубежной и российской экономической литературе предлагается несколько методик диагностики вероятности наступления банкротства организаций, характеристики которых представлены в табл. 3 [8]. Основная цель всех методик диагностики банкротства – определение финансового состояния предприятия, выявление слабых сторон его деятельности.
Таблица 3
Модели диагностики вероятности банкротства и их характеристика
Модель диагностики вероятности банкротства |
Общая характеристика модели |
Пятифакторная модель Э. Альтмана |
Модель оценивает деятельность компаний, чьи акции не торгуются на биржевом рынке. Недостаток метода в том, что значения факторов отличаются в результате особенностей российской экономики, что приводит к значительным отклонениям прогноза от реальности |
Модель Р. Таффлера и Г. Тишоу |
Предусматривает простые вычисления, применяется при проведении внешнего диагностического анализа. При расчетах результаты недостаточно правильны, поскольку достичь критического (отрицательного) уровня Z-счета практически невозможно |
Модель Р. Лиса |
Характеризуется простотой вычислений и интерпретаций результатов. Представленная модель показывает завышенные оценки, так как значительное влияние на итоговый показатель оказывает прибыль от продаж без учета финансовой деятельности и налогового режима |
Модель Г. Спринегейта |
Указанная модель определяет достаточный уровень надежности прогноза. Но в данном методе отсутствует отраслевая и региональная дифференциация Z-счета. Между переменными преобладает высокая статистическая зависимость |
Модель Г. В. Савицкой |
В отечественной модели устанавливаются конкретные факторы, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на результаты хозяйственной деятельности компании. Но здесь не рассматриваются утвержденные методики финансового анализа |
Модель Казанского государственного технологического университета |
Этот метод учитывает отраслевую принадлежность предприятий. Кроме того, предполагает использование среднеотраслевых значений параметров как ориентиров. В случае их резкого изменения необходимо пересмотреть определенные нормативы |
Шестифакторная модель О. П. Зайцевой |
Отечественная модель, в рамках которой используются в качестве переменных шесть финансовых показателей с соответствующими нормативными значениями. Методика является недостаточной, так как необходимо привлекать данные за предыдущие периоды, что ограничивает использование модели при проведении внешнего анализа |
Модель Р. Р. Сайфуллина, Г. Г. Кадыкова |
При применении этой модели переменные определяются по данным бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Это, в свою очередь, позволяет использовать модель также и для внешнего экспресс-анализа. Методику можно применять для прогнозирования кризисной ситуации, когда уже заметны очевидные ее признаки, а не заранее, еще до появления таковых |
Анализируя представленную таблицу, необходимо отметить, что рассматриваемые модели диагностики банкротства имеют отличительные черты. Зарубежные модели обладают простотой и точностью применения, но не учитывают особенности российской экономики, а отечественные, напротив, находят свое применение исходя из отраслевой и региональной принадлежности предприятия, но при этом в них отсутствуют методики финансового анализа, которые обеспечивали бы надежность и точность прогноза.
Каждая модель имеет свои недостатки, но на практике не существует методов диагностики банкротства предприятий, которые были бы идеальными с теоретических позиций. Используя зарубежные и отечественные модели, вполне реально оценить вероятность наступления банкротства ПАО «АВТОВАЗ».
Для оценки вероятности банкротства воспользуемся моделью Э. Альтмана. Формула расчета интегрального показателя следующая:
Z = 1.2*X1 + 1.4*X2 + 3.3*X3 + 0.6*X4 + X5,
где Х1 = Оборотный капитал/Активы;
Х2 = Нераспределенная прибыль/Активы;
Х3 = Операционная прибыль/Активы;
Х4 = Собственный капитал/ Обязательства;
Х5 = Выручка/Активы.
Проведем оценку по пятифакторной модели Э. Альтмана, используя данные 2015 г. и следующие критерии: если Z > 2,9 – зона финансовой устойчивости («зеленая» зона); если 1,8 < Z < 2,9 – зона неопределенности («серая» зона); если Z < 1,8 – зона финансового риска («красная» зона).
Х1 = 40073/161133 = 0,249.
Х2 = –43233/161133 = –0, 268.
Х3 = –34258/161133 = –0,213.
Х4 = –43309/204442 = –0,212.
Х5 = 168674/161133 = 1,047.
Z = 1,2*0,249 + 1,4*(–0,268) + 3,3*(–0,213) + 0,6*(–0,212) + 1,047 = 0,137.
Исходя из вышеуказанных расчетов по модели Э. Альтмана, можно сделать вывод, что ПАО «АВТОВАЗ» находится в зоне финансового риска («красная зона»).
Применим для диагностики вероятности банкротства ПАО «АВТОВАЗ» модель Р. Таффлера и Г. Тишоу. Формула расчета интегрального показателя следующая:
Z = 0.53*Х1 + 0.13*Х2 + 0.18*Х3 + 0.16*Х4,
где Х1 = Прибыль от продаж/Краткосрочные обязательства;
Х2 = Оборотные активы/(Краткосрочные обязательства + Долгосрочные обязательства);
Х3 = Краткосрочные обязательства/Активы;
Х4 = Выручка/Активы.
Проведем оценку предприятия по модели банкротства Р. Таффлера и Г. Тишоу, используя следующие ограничения: если Z > –0,3 – предприятие маловероятно станет банкротом («зеленая зона»); если Z < 0,2 – предприятие, вероятно, станет банкротом («красная зона»); если 0,2 < Z < 0,3 – зона неопределенности («серая зона»).
Х1 = –19848/112687 = –0,176.
Х2 = 40073/204442 = 0,196.
Х3 = 112687/161133 = 0,699.
Х4 = 168674/161133 = 1,047.
Z = 0,53*(–0,176) + 0,13*0,196 + 0,18*0,699 + 0,16*1,047 = 0,23.
Определяя вероятность наступления банкротства по модели Р. Таффлера и Г. Тишоу, необходимо отметить, что ПАО «АВТОВАЗ» попадает в зону неопределенности («серая зона).
Усовершенствованием модели Э. Альтмана занималась Г. В. Савицкая. В своих работах она представила дискриминантную модель для оценки и прогнозирования вероятности банкротства производственных предприятий:
Z= 0.111*Х1+ 13.23*Х2+ 1.67*Х3+ 0.515*Х4+ 3.8*Х5 ,
где Х1 = Собственный капитал/Оборотные активы;
Х2= Оборотный капитал/Капитал;
Х3 = Выручка/Среднегодовая величина активов;
Х4 = Чистая прибыль/Активы;
Х5 = Собственный капитал/Активы.
Проведем оценку предприятия по модели банкротства Г. В. Савицкой, используя следующие критерии: если Z > 8, риск банкротства отсутствует; если 5 < Z < 8 – риск банкротства небольшой; если 3 < Z < 5 – риск банкротства средний; если 1 < Z < 3 – риск банкротства большой; если Z < 1 – риск банкротства предприятия максимальный.
Х1 = –43309/40073 = –1,08.
Х2 = –72614/–43309 = 1,677.
Х3 = 168674/164957 = 1,023.
Х4 = –43233/161133 = –0,268.
Х5 = –43309/161133 = –0,269.
Z = 0,111*(–1,08) + 13,23*1,677 + 1,67*1,023 + 0,515*(–0,268) + 3,8*(–0,269) = –0,12 + 22,19 + 1,7 + (–0,14) + (–1,02) = 22,61.
Рассчитанные показатели по модели Г. В. Савицкой позволяют сделать вывод, что у предприятия отсутствует риск банкротства.
Методика прогнозирования банкротства Казанского государственного технологического университета основана на делении предприятий по классам кредитоспособности. Выделяют три класса кредитоспособности предприятия:
- 1-й класс кредитоспособности – предприятия, обладающие хорошим финансовым состоянием;
- 2-й класс кредитоспособности – к этому классу относятся компании с удовлетворительным финансовым состоянием;
- 3-й класс – компании с неудовлетворительным финансовым состоянием.
Учеными были определены критериальные значения индикаторов для следующих отраслей национальной экономики: промышленность (машиностроение); торговля (оптовая и розничная); строительство; проектирование; наука (научное обслуживание).
Показатели распределения по классам кредитоспособности для промышленной отрасли (машиностроение) представлены в табл. 4.
Таблица 4
Значения показателей для распределения по классам кредитоспособности
в промышленной отрасли (машиностроение)
Наименование показателя |
Значение показателей по классам |
||
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
|
< 0,8 |
0,8–1,5 |
> 1,5 |
|
> 3 |
1,5–3 |
< 1,5 |
|
3. Общий коэффициент покрытия (ликвидность баланса, коэффициент текущей ликвидности) (Кп) |
> 2 |
1–2 |
< 1 |
- Кзс = (стр.1400 + стр.1500) / стр. 1300.
Кзс = (91755+112687)/-43309 = –4,72.
- 2. Z-score Альтмана = 1,2*X1 + 1,4*X2 + 3,3*X3 + 0,6*X4 + X5.
Z-score Альтмана = 1,2*0,249 + 1,4*(–0,268) + 3,3*(–0,213) + 0,6*(–0,212) + 1,047 = 0,137.
3. Кп = (cтр. 1200 + стр. 1170)/(стр. 1500 – стр. 1530 – стр. 1540).
Кп = (40073 +12020)/(112687 – 193 – 3752) = 0,48.
Расчеты по методике Казанского государственного технологического университета показывают, что коэффициент заемных и собственных средств относится к первому классу кредитоспособности (хорошее финансовое состояние), счет (Z-score) Э. Альтмана и общий коэффициент покрытия относятся к третьему классу, то есть характеризуют неудовлетворительное финансовое состояние предприятия.
Оценка вероятности банкротства ПАО «АВТОВАЗ» с помощью российских и почти всех зарубежных методик показала высокую вероятность наступления банкротства. В основном все методики расчета характеризуют предприятие как финансово неустойчивое и определяют высокий уровень вероятности появления риска неплатежеспособности, однако модель Г. В. Савицкой показывает обратное: согласно ей риск банкротства отсутствует. Это, в свою очередь, можно объяснить тем, что у данной модели нет утвержденной методики финансового анализа, и поэтому могут быть некоторые погрешности в расчетах.
Для компенсации потерь и улучшения финансового положения в ПАО «АВТОВАЗ» предпринимаются комплексные меры по всем направлениям деятельности Общества, направленные на повышение спроса и конкурентоспособности автомобилей марки LADA.
Следует отметить, что основными направлениями деятельности компании являются повышение качества выпускаемых автомобилей, их привлекательности для потребителей и в конечном итоге увеличение объема продаж, а также обеспечение финансового благополучия предприятия, его персонала и поставщиков, соответствие потребностям и ожиданиям других заинтересованных сторон, включая акционеров, партнеров и Общества в целом.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что финансовое оздоровление и своевременное устранение причин кризисной ситуации на предприятии позволит избежать проблем и вернуться к нормальному функционированию. При оценке перспектив развития предприятия важно применить такую методику, которая позволит получить наиболее точные значения платежеспособности организации, и выявить, каким негативным факторам она подвержена.