Full text

Интерес исследователей к феномену любви в связи с происходящими в современном обществе социокультурными явлениями существенно возрастает. Кризис духовно-нравственной культуры, упадок института брака и семьи, распространение сексуальной раскрепощенности актуализируют задачу осмысления роли любви в супружеских отношениях. Вопросы о том, почему любовь не всегда приносит удовлетворение и радость, как сохранить и укрепить любовные отношения, что делать, если «любовь прошла», встают сегодня не только перед супругами, но все чаще становятся предметом научных исследований.

Проблема любви относится к числу ключевых проблем человеческого существования: любовь присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека, играет роль движущей силы жизни, придавая ей смысл, насыщенность и глубину. По мнению Л. Э. Кузнецовой [1], ни одно из проявлений человеческой психики не привлекало к себе столько внимания и ни одно из них не было так часто упоминаемо великими и простыми людьми, как любовь.

Влияние любви на жизнь человека многогранно. Исследователи полагают, что любовь служит основанием для утверждения единства мира и целостности личности [2], созидания полноты ее бытия [3]. Любовь ориентирует человека в мире, дает ему способность делать нравственно оправданный выбор, направляет его силы на совершенствование социального бытия. Благодаря любви человек открывает в себе творческие силы и способность преображать и совершенствовать мир. А. Ю. Сотникова [4] полагает, что данное чувство помогает человеку преодолеть свое одиночество и отстраненность, дает человеку чувство совершенства и полноты жизни, помогает избавиться от раздвоенности самосознания и вступить в контакт со своим «Я». Как указывает С. В. Чернов [5], наряду с истиной и красотой любовь относится к универсальной триаде, определяющей творческую жизнь гениального человека.

Не только для гениев, но и для любого человека любовь является одним из наиболее значимых событий, она может пронизывать всю его жизнь, определяя его мироощущение, субъективное благополучие или неблагополучие, характер взаимодействия с другими людьми. Потребность в любви сохраняется у человека на протяжении всей жизни, но всё же не все живущие на земле люди могут сказать, что они не только влюблялись, но и любили.

Чувство любви в психологии рассматривается как тесно связанное со становлением и развитием личности и индивидуальности человека в онтогенезе. В любви, как показывают исследования, развивается и укрепляется Я-концепция, повышаются самоэффективность и самооценка, создается возможность наиболее полного и глубокого самораскрытия, самореализации, глубокого единения с другим человеком. Любовь значимо влияет на ценности и смысложизненные установки, половую и гендерную идентичность. Переживание любви во многом предопределяет успешность личностного самоопределения в юности и молодости. Переживание и осмысление любви позволяет молодым людям понять особенности собственной личности. Дефицит отношений любви в зрелом возрасте приводит к неблагополучию и многим «душевным болезням».

Особенно значима любовь для благополучия супружеских отношений. Индивидуальный опыт переживания любви оказывает влияние на выбор партнера для семейной жизни. Часто именно удовлетворение потребности личности в любви приводит к принятию решения о совместной жизни. Благодаря этому чувству открывается максимальная ценность другого человека. Обсуждение проблемы любви важно для коррекции сексуальных отношений в супружеской паре. Э. Фромм [6] обращает внимание на тот факт, что если человек обретает способность любить, то исчезают и его сексуальные проблемы.

Семья, по мнению С. Кратохвила, выступает как союз трех видов любви: супружеской, родительской и детской [7]. В современном обществе любовь рассматривается как сущностная характеристика семейных отношений. Молодые люди при вступлении в брак чаще всего ставят на первое место именно любовь. Исследования, проведенные Е. М. Черняк [8], С. К. Летягиной [9], Р. Г. Мустафиной [10], Е. О. Тарасовой [11], выявили, что основным мотивом вступления в брак и создания семьи у мужчин и женщин является любовь. В. А. Кочнев и М. А. Маурина [12] отмечают, что любовь является одним из основных мотивов для вступления в брак у девушек с женским типом полоролевой идентичности. В исследовании Н. А. Камневой [13] также установлено, что основным мотивом вступления в брак является любовь и общность взглядов и интересов. Данные говорят о том, что в настоящее время в иерархии мотивов вступления в брак произошло смещение от ранее приоритетных мотивов «бегство от родителей», «одиночество», «следование традиции» к ценностям взаимопонимания и любви. Большинство супругов, живущих «в браке по любви», описывают свои семейные отношения как счастливые, что позволяет говорить о значении любви во взаимоотношениях супругов на протяжении всего периода жизненного цикла семьи.

Любовь выступает фактором субъективного благополучия супругов. Отношения, в которых доминирует любовь, характеризуются открытой коммуникацией и согласованным выражением привязанности. Значимыми качествами супругов в таких отношениях являются уважение, прощение, поддержка, чувствительность. Самые стабильные браки, как показывают исследования и жизненные наблюдения, – это браки, основанные на взаимной любви, когда лейтмотивом поведения любящего человека является тезис «Я с тобой, потому что хочу, чтобы тебе было со мной хорошо». Столкнувшись с тем, что браки, заключенные по любви, распадаются, социологи пришли к выводу, что за любовь часто принимается другое чувство – влюбленность либо страсть. Предметом влюбленности и страсти выступает не личность, а некоторые индивидуальные свойства человека: его глаза, фигура, волосы и т. п. Здесь человека влечет телесная красота другого, духовность в таких отношениях отсутствует. Влюбленность и страсть полны противоречий и длятся недолго, тогда как сущность подлинной любви – любить и быть любимым; доказательства любви и заботы не ограничиваются только вынесением мусора, приготовлением еды или заработком. Люди проявляют свою любовь, когда, беседуя друг с другом и очень внимательно слушая, они могут быть прямыми, открытыми и честными, могут быть такими, какие они есть, и наслаждаться тем, что могут быть вместе [14]. Любовь объединяет счастливых в браке супругов, тогда как несчастливых супругов связывают дети, чувство долга, привычка, боязнь одиночества, смирение с обстоятельствами [15]. Отсутствие способности к любви, неспособность ее построить и сохранить – глубинная причина изоляции супругов, которая может привести к распаду семьи [16]. Установлено, что неудовлетворенная потребность в любви может вызывать субдепрессивные состояния у замужних женщин [17]. Любовь влияет и на осуществление родительских функций супругов. В исследовании Т. Е. Аргентовой и В. В. Колотиловой показано, что чем выше у родителя показатели по шкале «любовь в супружеских отношениях», тем выше у него выраженность родительских чувств [18].

Важным аспектом ценности любви для любящих является то, что супружеская любовь – значимая детерминанта сохранения и развития духовности в отношениях. Партнеры по браку в зрелом супружестве проявляют искреннюю благодарность друг к другу за сохраненные чувства. Интересно, что потребность в постоянных подтверждениях любви сохраняется у женщин практически на протяжении всей семейной жизни. Мужчинам следует знать об этом, так как они часто ограничиваются материальными заботами, забывая о духовных ценностях, что может лишать их жен ощущения счастья, и это может привести к разрушению семьи. Супружеская терапия в таких случаях должна быть направлена прежде всего на улучшение эмоциональных связей партнеров.

Представления супругов о любви играют значимую роль в удовлетворенности браком и жизнью в целом. По мнению Л. С. Алексеевой [19], именно представления являются одним из факторов, которые детерминируют развитие семейных отношений и регулируют поведение людей. На их основе человек строит отношения и поведение в браке, включая соответствующие схемы и поступки. Из представлений о любви, логики их интерпретации, сочетаний и сопоставлений составляется картина реальной жизненной среды, которая определяет принятие решений и создает предпосылки для формирования определенных типов отношений между людьми. Представления супругов о любви выполняют важные регулирующие функции в брачно-семейных отношениях, детерминируя в значительной степени построение супружеских отношений. Представления о любви выступают как осознаваемый или неосознаваемый образ любви как непосредственного, интимного, глубокого чувства, предметом которого является другой человек.

Цель эмпирического исследования – выявление представлений о любви и их значение для удовлетворенности жизнью и браком супругов. В исследовании приняли участие 265 состоящих в браке респондентов в возрасте от 20 до 40 лет, в том числе 137 женщин и 128 мужчин. Методики исследования: методика «Незаконченные предложения» [20]; тест удовлетворенности жизнью Э. Динера, Р. Эммонса, Р. Ларсена, С. Гриффина [по: 21], тест-опросник удовлетворенности браком В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко [по: 22].

В методике незаконченных предложений участникам исследования предлагалось закончить предложения: «Любовь – это…», «Мне кажется, что любовь приносит…», «В любви самое главное…», «В реальности любовь…», «Любя, я…», «Для любимого(ой)…». В результате контент-анализа ответов респондентов, содержащих в совокупности 2009 утверждений, были выявлены обобщенные конструкты, отражающие представления респондентов о любви (94 подкатегории), которые были объединены в четыре блока (раздела) с выделенными в них подразделами (50 категорий).

Блок I «Отношение к любви» (584 суждения/29,1% от общего количества суждений) включает в себя подразделы: «вера/неверие в любовь» (84 суждения), «положительное/отрицательное отношение к любви» (500).

В категорию «вера/неверие в любовь» входят следующие подкатегории: «вера в любовь» (42), «любовь не идеальна» (27), «любовь идеальна» (3), «отсутствие веры в любовь» (11).

Категория «положительное/отрицательное отношение к любви» включает подкатегории: «любовь как эмоции и чувства» (148), «любовь как идеальная ценность» (111), «отрицательное отношение к любви» (72), «противоречивое отношение к любви» (6), «другие аспекты отношения к любви» (163).

Подкатегория «любовь как идеальная ценность» включает в себя следующие конструкты: «полет» (18), «красота» (15), «гармония» (15), «свет» (11), «тепло» (11), «новизна» (10), «добро» (8), «сила» (6), «движение/динамика» (4), «чудо» (3), «безграничность» (3), «мир» (3), «бескорыстность» (2), «справедливость» (1), «заинтересованность в жизни и развитии объекта любви» (1).

Подкатегория «отрицательное отношение к любви» включает в себя следующие конструкты: «зло, жестокость» (19), «боль, страдания» (17), «горе, беда» (13), «разочарование» (10), «болезнь, безрассудство» (9), «порок» (2), «несправедливость» (1), «со своими минусами» (1). Отрицательные характеристики любви, по всей видимости, связаны с негативным опытом респондентов.

Подкатегория «другие аспекты отношения к любви» включает в себя следующие конструкты: «любовь как секс и страсть» (35), «любовь как жизнь» (32), «любовь как разрушение жизни» (32), «любовь как работа» (31), «любовь как особое чувство» (17), «любовь бывает разной» (14), «любовь как дружба» (11) ↔ «любовь больше, чем дружба» (1), «любовь – сложное чувство» (9) ↔ «любовь – простое чувство» (1), «любовь как духовное чувство» (5) ↔ «любовь как привычка» (3), «любовь как испытание» (3).

Блок II «Взаимоотношения в любви» (948 суждений/47,2% от общего количества суждений) содержит следующие категории: «жертвенность» (163 суждения) ↔ отсутствие жертвенности, «не готов на все» (4), «взаимопонимание» (127), «взаимопомощь, забота друг о друге» (118), «доверие» (105), «уважение, взаимоуважение» (72), «взаимность» (49) ↔ «не всегда взаимна» (1), «верность» (41), «служение» (40), «чувствовать, отдаваться чувству» (39), «быть вместе» (35), «искренность, открытость» (26) ↔ «неискренность» (1), «любить, быть любимым(ой)» (21), «строить отношения» (16), «привязанность» (15), «готовность уступать» (14), «ответственность» (13), «терпение» (10), «принятие» (7), «внимание, дарить» (7), «нежность» (7), «вера» (6), «совместимость» (3), «прощение» (3), «уметь ждать» (3), «ревность» (2).

Блок III «Ценность любви для любящих» (432 суждения/21,5% от общего количества суждений) включает категории: «счастье» (174 суждения) ↔ «несчастье» (1), «влияние на психические процессы и состояния» (37), «саморазвитие, самосовершенствование» (32) ↔ «отсутствие саморазвития» (1), «спокойствие» (31), «благополучие» (31), «воодушевление» (30), «самоидентичность, уверенность в себе» (28) ↔ «отсутствие уверенности в себе» (2), «цель и смысл жизни» (23), «чувство нужности» (12), «надежность, опора» (9), «ценность любви для любящих» (6) ↔ «отсутствие ценности любви» (1), «уют, комфорт» (6), «польза» (6), «стабильность» (2).

Категория «счастье» включает суждения: «счастье», «чувствовать себя счастливым», «чувствовать себя счастливой». Категория «благополучие» включает суждения: «удовлетворенность», «удовлетворенность жизнью», «более доволен жизнью», «удовлетворенность тем, что происходит», «благополучие». Категория «воодушевление» включает в себя следующие суждения: «горы сверну», «хочется горы свернуть», «вдохновляет», «воодушевляет», «многого добиваюсь», «могу многое», «могу совершить большие поступки», «могу совершить подвиг», «я герой», «выгляжу моложе», «расцветаю», «буду музой».

Блок IV «Связь любви с семьей, продолжением рода» (42 суждения/2% от общего количества суждений) включает категории: «семья» (20 суждений), «дети» (15), «родные» (7).

По результатам исследования удовлетворенности жизнью было выявлено, что 15,5% респондентов в высшей степени довольны своей жизнью, 28,7% – очень довольны, 33,6% – более или менее довольны, 14,7% – слегка недовольны жизнью, 5,7% – недовольны жизнью, 1,8% респондентов очень недовольны своей жизнью.

С помощью непараметрического U-критерия Манна – Уитни нами также было выявлено, что существуют статистически значимые различия в удовлетворенности жизнью в зависимости от наличия или отсутствия в представлениях респондентов некоторых значимых конструктов (табл. 1).

Таблица 1

Различия в удовлетворенности жизнью

в зависимости от представлений супругов о любви

 

 

 

Категории

Удовлетворенность жизнью

(средние значения)

Значение

U критерия Манна – Уитни

У респондентов,

использовавших в методике незаконченных предложений суждения данной категории

У респондентов,

не использовавших в методике незаконченных предложений суждения данной категории

Идеальная ценность

24

21

36*

Воодушевление

26

20

1*

Уважение

25

20

2*

 

Примечание: * – уровень значимости p ≤ 0,05.

 

Как показало исследование, конструкты «любовь как идеальная ценность», «любовь – воодушевление» и «уважение в любви» повышают удовлетворенность жизнью супругов.

Для того чтобы проверить гипотезу о том, влияют ли представления о любви на удовлетворенность жизнью, был применен дисперсионный анализ. Было выявлено, что на удовлетворенность жизнью влияют конструкты: «любовь как идеальная ценность» (F = 3,93; р = 0,04), «любовь – воодушевление» (F = 10,15; р = 0,002), «уважение в любви» (F = 4,83; р = 0,03).

Исследование удовлетворенности браком показало, что 27,1% респондентов имеют абсолютно благополучные супружеские отношения, 29,9% – благополучные, 12,8% – скорее благополучные, 6,8% – переходные, 12,1% – скорее неблагополучные, 9% – неблагополучные, 2,3% – абсолютно неблагополучные.

Были выявлены достоверные различия в удовлетворенности браком в зависимости от наличия или отсутствия в представлениях респондентов четырех конструктов (табл. 2).

Таблица 2

Различия в удовлетворенности браком

в зависимости от представлений супругов о любви

 

 

 

 

Категории

Удовлетворенность браком

(средние значения)

Значение

U критерия Манна – Уитни

У респондентов,

использовавших в методике незаконченных предложений суждения данной категории

У респондентов,

не использовавших в методике незаконченных предложений суждения данной категории

Отрицательное отношение к любви

28

36

2*

Воодушевление

37

31

15*

Счастье

39

31

1*

Благополучие

36

29

8*

 

Примечание: * – уровень значимости p ≤ 0,05.

 

Конструкты «воодушевление», «счастье», «благополучие» повышают удовлетворенность браком, тогда как конструкт «отрицательное отношение к любви» (высказывания респондентов о любви как о зле, жестокости, боли, страдании, горе, беде, болезни, разочаровании, пороке и несправедливости) понижает удовлетворенность браком.

В целях проверки гипотезы о влиянии представлений о любви на удовлетворенность браком супругов был применен дисперсионный анализ. Было выявлено влияние на удовлетворенность браком конструктов «отрицательное отношение к любви» (F = 12,73; р = 0,001), «воодушевление» (F = 4,23; р = 0,04), «счастье» (F = 12,06; р = 0,001), «благополучие» (F = 6,15; р = 0,01).

Таким образом, эмпирическое исследование показало, что представления о любви могут выступать предикторами удовлетворенности жизнью и браком супругов. В нашем исследовании было выявлено, что осмысление любви как «ценности», трактовка любви как «воодушевления» и признание необходимости уважения друг другу в любовных отношениях способствуют удовлетворенности жизнью супругов. Также было выявлено, что представления о любви как о «воодушевлении», «счастье» и «благополучии» способствуют удовлетворенности браком. Отрицательное отношение к любви снижает удовлетворенность браком.

Полученные результаты могут учитываться в консультировании супружеских пар. В ходе консультирования супруги могут задумываться о своих представлениях о любви, осмысливать их как конструктивные или не конструктивные, учиться «регулировать» представления о любви на разных этапах супружеской жизни. Особенно значима рефлексия представлений любви в периоды возрастных кризисов, когда происходят ценностно-смысловые перестройки в супружеских отношениях.