Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивный период развития. В последние годы существенно увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, в результате возросло количество дошкольников с низким уровнем коммуникативного развития. Данное обстоятельство актуализирует проблему речевого развития современных дошкольников.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе непрерывного образования. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделяется в качестве одного из основных направлений развития и образования детей. Это направление развития личности дошкольника включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- речевое творчество;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [1].
Игра является ведущей деятельностью ребенка. Именно в ней он получает первый опыт взаимодействия с окружающим миром. Уже с раннего детства ребенок имеет возможность в игре, а не в какой-либо другой деятельности быть самостоятельным, проявлять инициативу, выбирать игрушки и использовать различные предметы, справляться с различными трудностями, логически связывать сюжет игры с ее правилами. Поэтому игра обладает серьезным потенциалом в речевом развитии дошкольников. Рассмотрим возможности театрализованных игр в речевом развитии дошкольников.
Вопросами развития речи через театрализованную деятельность занимались такие ученые, как Г. И. Батурина, В. А. Сухомлинский, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, О. И. Соловьёва, Е. И. Радина и др. Они говорили о том, что именно в театрализованной деятельности в высокой степени происходит развитие эмоций, чувств, проявляется творчество ребенка.
В трудах В. Г. Ширяевой, Н. А. Ветлугиной, Н. С. Карпинской описывается воздействие театрализованной игры на воспитательный процесс в ДОУ, что способствует дальнейшему развитию воображения ребенка. Театрализованные игры дают возможность решать многие педагогические задачи, касающиеся вопроса развития выразительности речи и коммуникативных навыков.
Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приемов, а именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств, работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки). Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал);
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
В театрализованной игре дети проявляют свою самостоятельность, учатся выражать свои чувства, помогают изготавливать костюмы – всё это дает им возможность полноценно развиваться, как умственно, так и физически и эмоционально.
В. А. Сухомлинский писал: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [2].
Л. В. Артемова указывает на то, что театрализованная игра в ДОУ – это вид художественно-творческого занятия, в которой дети становятся актерами, осваивают роли различных героев из произведений, строят диалоги между персонажами. Так дошкольники приобщаются к искусству театра, совершенствуют свою речь, поскольку почти каждое свое действие ребенок сопровождает речью. Она является значимым средством самовыражения ребенка. В театрализованной игре наиболее полно происходит самовыражение детей. Эффективно развивается речь, увеличивается словарный запас, совершенствуется звуковая культура. Исполняя роль, произнося реплики, ребенок должен ясно и четко изъясняться [3].
В играх-драматизациях развивается диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Ребенок лучше усваивает сюжет сказок и рассказов, логику и порядок событий, их причинно-следственную связь. Участвуя в театрализованных играх, малыши знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира через многообразные образы, цвета, звуки, а точно заданные вопросы стимулируют их думать, анализировать, делать выводы, способствуют развитию умственных и творческих способностей. Благодаря такому виду деятельности дети учатся концентрировать свое внимание на определенном объекте, быстро реагировать на смену событий, организовывать свою деятельность, перевоплощаться в разные образы. Дошкольники становятся более решительными и эмоционально раскрепощенными.
Театрализованная деятельность заключается в проигрывании в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, разнообразные инсценировки). Герои произведений становятся действующими лицами, а их приключения – сюжетом игры. В такой игре дети могут перевоплотиться не только в одушевленных героев (животных или людских персонажей), но и в явления природы, растения, фантастических персонажей. Театрализованная игра основывается на готовом сюжете, следовательно, действия дошкольника определяются текстом книги, в которой дана правильная и грамотная речь.
Театрализованная деятельность традиционно подразделяется на два вида: драматизацию и режиссерскую.
В играх-драматизациях дети, играя роль, сами формируют образ. Они волнуются за своего персонажа, действуют от его имени, влияют на героя своими личностными качествами.
Различают следующие виды драматизации:
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием одного или нескольких сюжетов, без заранее спланированной подготовки;
- игры-имитации образов животных, людей, литературных героев;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки сказок, рассказов [4].
В режиссерской игре «актерами могут быть игрушки или их заместители», надетые на пальцы, а ребенок является «сценаристом и режиссером», управляет «актерами». Произнося реплики персонажей, он учится пользоваться своим голосом: говорить громче или тише, делать логические паузы, использовать такие средства выразительности, как мимика, жесты. Особенность таких игр заключается в переносе действия с одного предмета реальности на другой. Дети сами исполняют свои роли, которые сопровождают игру «дикторским» текстом [5].
Необходимым условием эффективного проведения театрализованных игр является правильная речь педагога. Он должен сам в совершенстве владеть этим навыком. Воспитатель должен четко произносить слова, выразительно читать и рассказывать, слушать и слышать, уметь перевоплощаться, т. е. обладать основными навыками актерского мастерства и режиссуры. Голос воспитателя – это пример для подражания.
Д. В. Менджерицкая называет необходимые требования к организации театрализованных игр:
- содержательность и разнообразие тематики;
- каждодневное использование театрализованных игр во всех видах деятельности;
- высокая инициативность дошкольников на стадиях подготовки и проведения занятий;
- взаимодействие детей между собой и взрослыми на всех стадиях организации театрализованной деятельности;
- порядок и усложнение содержания тем и сюжетов, выбранных для игр, соответствие возрастным способностям и возможностям дошкольников [6].
Следует отметить, что только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии речи и творческого воображения у детей.
Для успешного включения малышей в театрализованную деятельность следует с раннего детства читать ребенку потешки, например:
Ах ты, моя деточка,
Дождик, дождик, пуще,
Золотая веточка,
Будет травка гуще,
Виноградная веточка,
Будут листья зеленей,
Сладкая конфеточка.
Будут ягодки красней.
Будут способствовать успешному включению дошкольников в театрализованную деятельность и стихотворения («Идёт бычок, качается», «Мишка косолапый», «Ладушки, ладушки»); сказки (Корней Чуковский «Муха-Цокотуха», «Айболит и воробей», русские народные сказки «Маша и медведь», «Колобок»). При этом детей следует учить вслушиваться в сюжет произведения, эмоционально отзываться на него, побуждать к диалогу.
Формировать у дошкольников интерес к театрализованным играм, создавать условия, в которых герои кукольного театра вступят с ребенком в диалог, поможет игра «Три медведя». Цель игры – развивать дикцию, интонацию и коммуникативные навыки детей. Для ее проведения необходимо подготовить изготовленных из варежки кукол трех медведей (папа медведь, мама медведица и Мишутка), декорации (дом и спальня медведей). Проведению игры должна предшествовать предварительная работа: просмотр мультфильма по сказке «Три медведя», беседа с детьми по ее сюжету. В игре могут принимать участие четыре ребенка и взрослый – ведущий. Дети устанавливают очередность действий своих героев.
Игровые действия начинаются со слов автора. Дети озвучивают все действия героев (папы медведя, мамы медведицы и Мишутки). Ребенок должен четко и понятно для остальных проговаривать свою реплику, чтобы смысл сказки не был потерян. Итогом игры может стать инсценировка сказки.
Для использования какого-либо произведения в театрализованной деятельности, педагогу необходимо:
- подобрать произведение, которое будет соответствовать возрасту детей;
- отредактировать текст, то есть убрать лишние эпизоды;
- сложные предложения заменить на простые, труднопроизносимые слова исправить на замещающие синонимы.
Когда дошкольники принимают участие в постановке спектакля, они перестают стесняться, становятся более уверенными в своих поступках и в общении со сверстниками, учатся совместной работе над сюжетом новой постановки. Таким образом, происходит обмен опытом и навыками, что содействует взаимодействию между ребятами. Использование театрализованной деятельности увеличивает эффективность речевого развития дошкольников. Кроме того, такая деятельность является инструментом совершенствования всех качеств личности детей и их культуры.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяют решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д.
Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться, не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное, слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимают скованность, ускоряют процесс овладения навыками публичных выступлений.
Таким образом, театрализованная игра является эффективным инструментом развития речи дошкольника. Участие детей в театрализованной игре создает благоприятные условия для развития у них коммуникативных навыков, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе игровых диалогов и монологов наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Такая деятельность позволяет развивать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.