Full text

В современном мире негативной тенденцией является снижение интереса к чтению и, следовательно, уровня читательской компетенции. Увеличивающийся объём информации создает объективные трудности в её отборе, понимании, хранении и передаче.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В ФГОС подчёркивается важность обучения смысловому чтению в образовательных организациях и отмечается, что чтение носит «метапредметный» характер: «Такое обучение представляет собой определенную организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности» [1].

Навык чтения имеет две стороны: смысловую и техническую. К технической стороне относятся способ и темп чтения, правильность и выразительность чтения. Смысловая сторона включает в себя понимание содержания и смысла читаемого, а это глубина, полнота, точность, продуктивность чтения; умение оценивать и интерпретировать прочитанное. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Владение школьниками смысловым чтением развивает у них устную и письменную речь. Отличие смыслового чтения от любого другого чтения в том, что происходят процессы постижения учащимися ценностно-смыслового момента текста, то есть осуществляется процесс его интерпретации и наделения смыслом, «направленный на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, укрепление в их социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание условий для творческого общения» [2].

Смысловое чтение понимается как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Задачи федеральных государственных образовательных стандартов позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечивать умения: осмысливать цели чтения и выбирать вид чтения в зависимости от его цели; извлекать необходимую (основную и второстепенную) информацию из прослушанных текстов различных жанров; свободно воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. Развитие таких умений требует от педагога создания благоприятных условий для овладения школьниками приёмами понимания текстов различных стилей и жанров, а также различения типов и видов чтения.

Составителями PISA разработана классификация текстов (сплошные и несплошные тексты), которая достаточно злободневна в нашем современном образовании. К первым относят тексты, читаемые в повседневной жизни: некое описание, например описание человека или места; повествование, то есть рассказ или статья в журнале; рассуждение, к примеру аргументация собственного мнения. К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, карты местности, карты сайтов, чтение которых развивает умение анализировать, классифицировать, обобщать, сопоставлять и оценивать. Каждый обучающийся смысловому чтению возьмёт из текста столько информации, сколько ему необходимо на данный момент в зависимости от его потребностей и способностей.

Навыки смыслового чтения учащимися формируются способами чтения, такими как:

-          аналитический, цель которого – умение определять, на какие смысловые фрагменты текст делится, какие основные проблемы автор стремится решить;

-          интерпретационный, его цель – обнаружение и интерпретация важных слов в тексте, предложений, абзацев;

-          оценочный, цель которого – оценить авторский текст.

Умение читать для современного общества – это способность обучающегося понимать, используя письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигнуть поставленных целей, расширять свои знания.

По мнению Л. Э. Генденштейна, учебный текст должен быть построен как модель «приключения мысли». Школьный учебник должен быть настолько интересным, чтобы учащиеся не просто зачитывались ими, а погружались в атмосферу совместного поиска и размышлений. Основным источником информации в современной школе является текст учебника. Учебник – это педагогически обработанное и адаптированное к возрасту научное знание, являющееся основным источником знания, прошедшим экспертизу на объективность, научность, полезность и доступность.

Овладение техникой смыслового чтения помогает построить учебный материал так, что учащиеся, пусть и с некоторой помощью, сами совершают открытие. Одним из путей овладения такой техникой чтения на уроках является применение стратегий смыслового чтения. В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приёмов, используемые учащимися для восприятия графически оформленной текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативной – познавательной – задачей.

Стратегии смыслового чтения представляют собой алгоритм умственных действий и операций в работе с текстом. К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников, под которым подразумевается процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями. А это, в свою очередь, в дальнейшем способствует формированию умения применять знания в необычных ситуациях, при решении практических и прикладных задач для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды [3].

Технология развития критического мышления направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. На этапе работы с текстом – до чтения – важно актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по теме; вызвать устойчивый интерес к ней; мотивировать его к учебной деятельности. На данном этапе можно использовать такие приёмы, как «Попробуй найти», «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Глоссарий».

Прием «Мозговой штурм», основная цель которого – развитие творческого мышления, рассмотрим на примере темы по химии «Электролиз» и темы по физике «Электричество».

  1. При подаче напряжения на электроды, опущенные в жидкость, сосуд развалился. Найдите возможные причины.
  2. Предложите оригинальную новогоднюю игрушку, использующую химический эффект [4].

Происходит последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, а именно:

-          у учащихся вырабатывается умение кратко и четко выражать свои мысли;

-          участники мозгового штурма учатся слушать и слышать друг друга;

-          поддерживаются все идеи, даже самые абсурдные;

-          все возможные решения дают новые подходы к изучению темы;

-          и наконец, этот прием вызывает большой интерес у обучающихся.

На втором этапе работы с текстом, то есть во время чтения, ученики получают новую информацию и осваивают различные способы работы с ней: осмысление информации, размышление во время чтения о содержании текста, соотношение новых знаний с теми, которые уже имеются. На этом этапе рекомендуется использовать приёмы: «Составление плана и тезисов», «Своя опора», чтение текста с маркировкой «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы», «Выделение ключевых слов». В результате систематизируется новое знание; укрепляются цели, заявленные на стадии вызова. Интересен универсальный прием «Своя опора» своей оригинальностью «сворачивать информацию», то есть речь идет об опорных конспектах. Один из вариантов этого приема: учитель может дать учащимся одну часть готового опорного конспекта, а вторую часть предложит составить самим учащимся, используя материал учебника.

Рассмотрим прием «Толстые и тонкие вопросы» на примере урока физики (см. табл. 1).

Данный прием учит формулировать вопросы, соотносить понятия.

На третьем этапе работы с текстом – после чтения – основными действиями являются целостное осмысление и обобщение полученной информации, преобразование ее в иную форму, формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу. Здесь можно применить такие приёмы, как «Дерево решений», «Кластер», «Синквейн», «Ромашка Блума», «Проверочный лист», ведущие к присвоению нового знания; сформированному целостному представлению о предмете.

Рассмотрим прием «Синквейн» на примере уроков биологии (см. табл. 2). Этот прием был открыт американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Прием «Синквейн» учит:

-          развивать системное мышление и аналитические способности;

-          вычленять главное;

-          формулировать свои мысли;

-          расширять активный словарный запас.


Таблица 1

Прием «”Тонкие” и “толстые” вопросы»

 

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Вопросы, требующие однословного ответа

Кто?

Что?

Когда?

Как …?

Какова …?

Можно ли …?

Верно ли …?

-      Какие плавающие и летательные аппараты вы знаете?

-      Когда был изобретен первый плавающий аппарат?

-      Как назывался первый летательный аппарат?

-      Верно ли, что в современных воздухоплавательных шарах в качестве легкого газа используется нагретый воздух?

Вопросы, требующие размышления, умения анализировать, привлечения дополнительных знаний

Установите закономерность…

Объясните, почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чём различие…

Предположите, что будет, если…

В чем их различие?

-      Объясните, почему летательные аппараты не падают?

-      Согласны ли вы с тем, что большинство современных судов строится из материалов с плотностью большей, чем у воды?

-      Дайте объяснения, какие силы удерживают эти аппараты в воздухе и на плаву

 

Таблица 2

Прием «Синквейн»

 

1. Природа

1. Клетка

1. Биология

2. разнообразная, удивительная

2. маленькая, сложная

2. Увлекательная, интересная

3. размножается, развивается, изменяется

3. делится, дышит, растет

3. Изучает, наблюдает, оберегает

4. природа – это часть Земли

4. клетка – это маленькие кирпичики

4. Удивительный мир живой природы

5. дом

5. жизнь

5. Наука

 

В экзаменационных текстах государственной итоговой аттестации встречаются такие задания, для решения которых необходимы приемы смыслового чтения и работы с текстом. Для эффективной учебной деятельности предлагаем типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки смыслового чтения:

-          Задания на «множественный выбор», то есть выбор правильного ответа из предложенных вариантов; определение правильных утверждений, соответствующих и не соответствующих содержанию текста; установление истинности или ложности информации по отношению к содержанию текста.

-          Задание на «соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста; нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений.

-          Задания на «дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте предложениями, несколькими словами, то есть дополнение или завершение предложений.

-          Задания на «перенос информации»: заполнение таблиц и дополнение таблиц-схем на основе прочитанного.

-          Задания на «восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

Рассмотренные выше примеры работы с текстом способствуют формированию навыков смыслового чтения, помогают обучающимся приобрести умение выделять главное, делать сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения, а также видеть смысл в информации, понимать проблему в целом.