Full text

 

Социализация – это сложный процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека. Существует множество определений понятия «социализация». В социальной педагогике социализация рассматривается как двусторонний процесс непрерывной передачи обществом и постижения индивидом на протяжении всей жизни социальных норм, морально-нравственных ценностей и образцов поведения, которые способствуют успешному функционированию индивида в данном обществе [1].

В подростковом возрасте чаще всего социализация бывает затруднена ввиду физической и психической перестройки организма. Глядя на подростка, можно заметить изменения во внешности: нескладность, непропорциональность частей тела, угловатость движений [2]. Одновременно подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, связанных с выстраиванием взаимоотношений со сверстниками, усваиванием комплекса морально-нравственных принципов, приобретением чувства социальной ответственности. Также оформляются постоянные модели поведения и черты характера, которые определяют будущую жизнь индивида, его физическое и психическое состояние [3].

На этом этапе развития индивида важнейшую роль в процессе социализации играет семья [4]. Семья – это мощнейший механизм становления личности подростка, накопления им социального опыта. По мнению С. А. Амбаловой, семья посредством общения, особой атмосферы заботы о её членах, ежедневной полезной деятельности создает возможности для формирования у подростка морально-нравственных ценностей и идеалов, жизненных установок, социальной зрелости [5]. Современные семьи отличаются по структуре, укладу, типу детско-родительских взаимоотношений, методам воспитания и другим критериям, от которых зависит содержание социализации и результаты данного процесса. Так, на сегодняшний день в некоторых семьях итоги социализации подростков имеют негативный характер. До 25% семей в России не могут успешно социализировать детей, а до 15% – формируют преступников[6]. Таким образом, именно от семьи зависит, насколько успешным будет социальное становление личности подростка.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Ученые различных отраслей научного знания (социальная педагогика, психология, социология и др.) занимались изучением особенностей влияния семьи на социализацию подростка.

Изучением и анализом зависимости процесса социализации и успешного преодоления индивидом подросткового кризиса от отношений внутри семьи, сложившегося типа детско-родительских отношений занимались И. С. Кон, Т. И. Дымнова, А. Г. Харчев. А. В. Мудрик, всесторонне изучая процесс социализации, среди микрофакторов, влияющих на социализацию подростка, выделяет семью как институт первичного социального становления личности индивида в подростковом возрасте, считая приоритетным влияние на подростка воспитательного воздействия родителей. В настоящее время появляется всё больше научных работ, посвященных изучению проблемы влияния стиля семейного воспитания на формирование у подростка социально значимых умений, качеств личности и убеждений (А. В. Варшал, Е. Р. Слободская, А. Я. Варга). Большое количество научных работ анализирует влияние родительской компетентности, ценностных ориентаций и норм поведения родителей на процесс социализации подростка (А. Н. Бардиан, К. Д. Хломов и др.).

Много зарубежных исследований посвящено изучению влияния семьи на социализацию подростка. Дж. Колеман, Т. Парсонс в своих работах подчеркивают неразрывность процессов семейного воспитания и социализации подростка. Э. Дюркгейм, М. Мид, изучая процесс социализации подрастающего поколения, выделяют авторитет и власть родителей в качестве наиболее мощного фактора воздействия на формирование у подростка правил и моделей поведения в социуме. У. Бронфенбреннер, Н. Таллмен, исследуя влияние процессов, происходящих в социуме, на семейную социализацию подростка, пришли к выводу, что они оказывают непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентаций подростка и образцов его поведения в обществе. Изучением социализирующих функций семьи занимался Д. Попеное.

Проанализировав отечественную и зарубежную научную литературу, посвященную проблеме влияния семьи на социализацию подростка, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день существует большое количество концепций социализации подрастающего поколения, в которых подчеркивается значение семьи в социальном становлении личности подростка, акцентируется внимание на его различных аспектах.

 

Методологическая база исследования

 

Методологическая база исследования опирается на общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов по изучению проблемы влияния семьи на социализацию подростка. При исследовании данной проблемы был использован подход, суть которого заключается в существовании двух основных механизмов, с помощью которых семья оказывает воздействие на процесс социального становления подростка, – это подкрепление и идентификация.

 

Результаты исследования

 

Семья, являясь первичным институтом социализации индивида, оказывает решающее влияние на него с момента рождения и до становления его как личности. В традиционном понимании семья – это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях [7], объединение людей, основанное на браке и кровном родстве [8], связанное общностью быта и взаимной ответственностью [9]. Семья является тем институтом, в котором индивид учится социальной жизни, приобретает опыт повиновения и управления, гармоничной жизни с другими членами общества [10]. На сегодняшний день семья остается важнейшим институтом социализации подростка. Однако она уже утратила ту роль, которая принадлежала ей в предшествующем столетии. Авторитет родителей сегодня не является абсолютным для ребенка, место запрета и принуждения занимает убеждение. Несомненно, поддерживать моральный авторитет родителям тяжелее, чем власть, опирающуюся на силу [11].

В отрочестве эмоциональная связь ребенка с семьей еще достаточно прочная, и на социальное становление личности оказывают влияние такие критерии, как состав семьи, тип взаимоотношений между родителями и подростком, стиль семейного воспитания и др. При этом немаловажное значение в процессе социализации подростка имеют поведение, ценности, убеждения, которые разделяют родители [12].

Безусловно, семья имеет огромное количество факторов влияния на социализацию индивида в подростковом возрасте. Мы не ставим цель охватить все, речь пойдет лишь о тех, которые, на наш взгляд, являются основными: состав семьи (полная или неполная), семейное воспитание и его стиль, тип детско-родительских отношений.

Что касается влияния состава семьи на социализацию подростка, то в неполной семье (чаще отсутствует отец) подросток чувствует себя некомфортно. Ведь именно в этот возрастной период возникает острая потребность в отце, так как половая идентификация осуществляется в соотнесении подростка с родителями обоего пола. М. Н. Кожевникова, О. Н. Агафонова утверждают, что большое значение для подростка имеет общая социальная ситуация, влияние на формирование которой имеет и состав семьи. Кроме того, наличие обоих родителей позитивно представляет подростка среди сверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию [13]. Следовательно, в полной семье социализация подростка более успешна.

Чтобы процесс социализации индивида в подростковом возрасте осуществлялся успешно, родители должны быть опорой и примером во всём для своих детей. Они должны помочь подростку справиться с проблемами, возникающими у него в отрочестве, создать благоприятные условия для социализации, а значит, и формирования его как личности [14]. Реализация данных родительских обязанностей происходит через воспитание.

Воспитание является всесторонним фактором влияния семьи на ребенка, который существует в рамках процесса социализации. А. В. Мудрик определяет воспитание как «создание условий для целенаправленного и планомерного развития человека, осуществляемого в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности в системе социальных институтов» [15]. Семейное воспитание должно способствовать овладению подростком необходимыми морально-нравственными ценностями [16]. Можно согласиться с мнением Т. В. Драгуновой, что «семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, так как представляет собой не только внушение, а содержит все формы влияния на подростка: через непосредственное обучение и опосредованное познание, труд и пример родителей, оценку поведения, системы поощрения и наказания» [17].

Глобальное влияние семейного воспитания на социализацию подростка обусловлено существованием психологических механизмов социализации в семье. Первый механизм – идентификация, в ходе которой ребенок сознательно или неосознанно ориентируется на родительский пример, пытается подражать родителям. Другим механизмом является подкрепление, суть которого заключается в том, что родители целенаправленно, при помощи воспитания формируют у ребенка социально значимые качества личности, определенную систему социальных норм, принципов и правил поведения, необходимых ему для полноценного существования в социуме [18].

Такой механизм социализации индивида, как идентификация, играет важную роль на протяжении всего периода становления личности, особенно в переходном возрасте. В семье подросток является свидетелем и непосредственным участником различных жизненных ситуаций положительного и отрицательного характера. Важнейшим аспектом механизма идентификации является то, что семья предоставляет подростку различные модели поведения и ценностные ориентации, которые станут для него ключевыми при приобретении личного социального опыта. Д. Попеное обращает внимание, что «на конкретных поступках родителей, способах общения, которые ребенок видит в семье, он учится сравнивать, оценивать, выбирать модели поведения, методы взаимодействия с социумом». Так, механизм идентификации в процессе социализации подростка способствует формированию у него моделей взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ценностных ориентаций, мировоззрения, коммуникативных навыков, а также складыванию определенного образа жизни [19].

Механизм подкрепления в процессе семейной социализации подростка играет решающую роль в процессе семейного воспитания, так как посредством него происходит целенаправленное воздействие на социальное становление личности подростка.

Согласно Л. В. Мардахаеву, «при помощи целенаправленного, длительного воспитательного воздействия семьи на подростка у последнего происходит формирование социально значимых качеств личности (например, социальная ответственность, склонность к сотрудничеству, трудолюбие и др.), положительных привычек (например, соблюдение чистоты и порядка, пунктуальность, здоровый образ жизни), а также правил поведения в социуме (вежливость, уважение к старшим, готовность прийти на помощь и др.)» [20]. Благодаря этому у подростка развивается нравственное сознание и чувство социальной ответственности, он начинает понимать необходимость выполнения правил и требований.

Семейное воспитание играет ведущую роль в формировании ценностных ориентаций подростка. Важно учесть, что в современном обществе существует проблема вариативности ценностных ориентаций, что сказывается на подходах к морально-нравственному воспитанию детей в семье. Так, Ф. Райс обращает внимание на следующий диапазон нравственного воспитания подростка в различных семьях: 1) родители опираются на религиозные моральные нормы; 2) родители ориентируются на традиции и национальные, гражданские ценности; 3) родители основываются на тенденциях современного общества, для которого характерны такие негативные явления, как агрессия, культ денег, силы и изворотливости [21]. Исходя из убеждений и ценностей, культивируемых семьей, родители стремятся к формированию у подростка тех качеств личности, которые, по их мнению, помогут ему успешно приспособиться к жизни в социуме.

Именно семья закладывает фундамент морально-нравственной позиции подростка благодаря постоянству, длительности, разнообразию, эмоциональной насыщенности воспитательных воздействий [22].

При взаимодействии с родителями подросток приобщается к моральным и нравственным ценностям общества. Однако результаты семейной социализации подростка не могут быть успешны, если слово и дело родителей расходятся (например, курящий отец, который доказывает сыну, что курить плохо). Родители должны разделять те идеалы, ценности и убеждения, которые прививают подростку [23]. Только в таком случае семейное воспитание способствует формированию фундаментальных ценностных ориентаций и моральных норм подростка, необходимых для успешной социализации, а также определяющих его жизненные принципы и убеждения, цели и способы их достижения.

В каждой семье складывается определенная система воспитания (цели, методы), которые оказывают непосредственное влияние на социализацию формирующейся личности. Традиционно выделяется четыре тактики семейного воспитания, а также четыре типа семейных отношений, которые им соответствуют, – это диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество [24]. Рассмотрим влияние каждого из них на социализацию подростка.

Регулярное подавление родителями инициативы и чувства собственного достоинства у ребенка свидетельствует о таком типе отношений в семье, как диктат. Исходя из целей воспитания, родители имеют право предъявлять требования подростку, но воздействие на него при помощи приказа и насилия встречает ответную реакцию – протест. Подросток может проявлять вспышки агрессии, стать грубым и лицемерным, начать обманывать [25]. По мнению З. Г. Ишембитовой, если «протест подростка терпит крах, то вместе с этим происходит блокирование развития у него следующих личностных качеств: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности» [26]. Бескомпромиссная авторитарность родителей, пренебрежение мнением подростка, постоянное лишение его права голоса при решении вопросов, с ним связанных, обеспечивает проблемы развития его личности, а следовательно, затрудняет социализацию.

Тип семейных взаимоотношений, в котором родители обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка и полностью защищают его от проблем, получил название опека. При таких детско-родительских отношениях задача активного формирования личности подростка утрачивает ведущую позицию. Ключевым вопросом воспитания становится полное удовлетворение потребностей подростка и недопущение его столкновения с трудными жизненными ситуациями. Таким образом, родители препятствуют подготовке подростка к трудностям реальной жизни. Подросток из такой семьи оказывается не готов к жизни в коллективе, он не формируется как полноценный член общества. В итоге, несмотря на различие систем семейных отношений, отражение диктата и опеки на социализации подростка практически одинаковое: подросток несамостоятелен, не уверен в себе, безынициативен, не способен построить нормальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [27].

Система детско-родительских отношений, которая основывается на признании разумности независимого существования детей и взрослых, определяется как невмешательство.По мнению В. А. Петровского и М. В. Полевой, «в основе данного типа семейных отношений лежит пассивность родителей как воспитателей, их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться родительству» [28]. При этом родители не оказывают целенаправленного воспитательного воздействия на подростка, а он, в свою очередь, не чувствует себя частью семьи [29]. Данный тип воспитания формирует несамостоятельную, неуверенную в себе личность, которая не обладает даже первичным социальным опытом. Подросток оказывается неспособным гармонично влиться в социум ввиду отсутствия воспитательного воздействия.

Такой тип взаимоотношений в семье, как сотрудничество, предполагает прочную связь родителей и ребенка, построенную на понимании целей и организации совместной деятельности, а также высоких нравственных ценностях. Сотрудничество в семье формирует её как полноценный коллектив. О. И. Запорожченко отмечает характерные признаки такой семьи: правильное распределение повседневных обязанностей между родителями и детьми, соответствующее возложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности родителей и детей, сплоченность как проявление ценностно-ориентационного единства [30]. Семья с таким типом взаимоотношений, где родители уважают мнение подростка, общаются с ним на равных, вовлекают в полезную деятельность, способна сформировать гармонично развитую, ответственную, инициативную личность, которая сможет занять свое место в обществе.

Проанализировав типы семейных взаимоотношений и их влияние на социализацию индивида в отрочестве, можно сделать вывод, что на процесс социального становления личности подростка благоприятное влияние оказывает такой тип детско-родительских взаимоотношений, как сотрудничество. Что касается семей с такими типами взаимоотношений, как диктат, опека и невмешательство, то они оказывают негативное влияние ввиду того, что не формируют (или не в полной мере формируют) у подростка те качества личности, модели поведения, которые необходимы ему для вхождения в социум.

Целенаправленное семейное воспитание предполагает управление процессом социализации, оно направлено на приобщение подростка к социуму. В связи с этим большое значение имеет стиль семейного воспитания, с помощью которого осуществляется воздействие родителей на подростка. Стиль семейного воспитания играет важную роль в развитии личности подростка, определяя результаты его социализации.

Психологами выделяется три стиля семейного воспитания:

‒                    демократический (родители учитывают интересы ребенка – это стиль «согласия»);

‒          авторитарный (родители навязывают ребенку собственное мнение – это стиль «подавления»);

‒          попустительский (ребенок предоставлен самому себе).

Рассмотрим влияние данных стилей семейного воспитания на результаты социализации подростка.

Демократический стиль воспитания характеризуется, с одной стороны, тем, что родители дают ребенку больше самостоятельности, а с другой стороны – что проявляют требовательность. Родители предоставляют подростку право проявлять самостоятельность в определенных ситуациях, не ущемляют его прав и свобод, при этом следят за выполнением им ряда обязанностей. При таком разумном сочетании методов воспитания и доброжелательных отношений социальное становление личности подростка проходит без особых проблем, переживаний и конфликтов [31]. Семья, в которой воспитание подростка предполагает уважение его достоинства и свободы мысли, слова, выбора в сочетании с родительским контролем и помощью в трудных жизненных ситуациях, развивает у подростка активность и осознанность как фундамент, на котором строится его жизненная позиция [32].

Авторитарный стиль семейного воспитания характеризуется жесткими методами воспитательного воздействия, контролем всех сфер жизни ребенка, требованием беспрекословного подчинения приказам родителей без каких-либо объяснений. Подростки, на которых в семье оказывалось такое жесткое воздействие, часто становятся замкнутыми. При таком стиле воспитания нарушается система общения между родителями и ребенком. Подростки могут по-разному реагировать на подобное отношение родителей ­– некоторые идут на конфликт, оказывая сопротивление, однако чаще подростки приспосабливаются к стилю воспитания, что ведет к развитию у них неуверенности в себе, боязни установления отношений в коллективе, несамостоятельности. По мнению А. И. Куприяновой, «высокая требовательность и контроль со стороны родителей в сочетании с отвергающим отношением к подростку способны ещё сильнее усугубить отношения между родителями и подростком, что гарантирует прекращение общения между ними. Подростки из семей с таким стилем воспитания страдают от недостатка родительской любви, относятся к людям с недоверием, испытывают трудности в общении, при сотрудничестве в коллективе» [33]. Таким образом, семья, реализующая авторитарный стиль воспитания, оказывает негативное влияние на социализацию подростка, так как формирует у него те качества личности, которые не способствуют успешному вхождению подростка в общество, а наоборот, затрудняют его. Здесь могут наблюдаться две крайности: 1) подросток становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми; 2) подросток демонстрирует униженную неадекватную пассивность, за которой стоит высокая невротизация и тревожность неуверенного в себе человека [34].

Семьи с попустительским стилем воспитания характеризуются слабой регламентацией поведения ребенка, отсутствием запретов и четких правил, помощи в сложных ситуациях со стороны родителей. Ребенок должен на основании собственного опыта осваивать социальную действительность [35]. Такая семья обеспечивает подростку вседозволенность, которая приводит к формированию у подростка таких качеств личности, как эгоизм и конфликтность, которые осложняют процесс его социализации. По мнению, М. Н. Кожевниковой, О. Н. Агафоновой, «в семье с попустительским стилем воспитания подросток не понимает закономерностей и особенностей отношений в коллективе и в обществе. Это делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с окружающими людьми» [36]. Поэтому родители для подростка должны быть опорой и образцом ответственного поведения, на который можно ориентироваться [37].

Стиль семейного воспитания формирует у подростка определенную модель поведения в обществе, влияет на формирование у него умений, качеств личности, необходимых для того, чтобы быть полноценным членом социума. Можно согласиться с позицией В. С. Ивановой и А. А. Иконниковой, считающих, что «авторитарное поведение родителей и насильственное навязывание ему своих взглядов с жесткой критикой в адрес его собственных, так же как и политика “невмешательства”, игнорирование интересов подростка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, чем затрудняют её социализацию». Только сочетание внимания, любви и заботы родителей в разумных пределах c готовностью помочь в трудных ситуациях становится основой формирования полноценной, способной к жизни в социуме личности [38].

Однако на сегодняшний день существует проблема распространенности педагогически несостоятельных семей, в которых при благоприятных условиях формирование отношений с подростком происходит неправильно, допускаются педагогические ошибки, которые приводят к асоциальным явлениям в сознании и поведении подростка. Это негативно сказывается на его социализации. Педагогические ошибки, тяжелая психологическая атмосфера в семье могут привести к тому, что семья перестанет быть для подростка основным институтом социализации, уступая место другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль [39].

Чтобы усилить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на социализацию подростка, Л. И. Маленкова предлагает родителям реализовывать ряд внутрисемейных социально-психологических функций:

-          принимать активное участие в жизни семьи;

-          находить время, чтобы поговорить с подростком;

-          интересоваться проблемами подростка и оказывать помощь в их решении;

-                    не «давить» на подростка, предоставляя возможность самому принимать решения;

-          уважать право подростка на собственное мнение;

-          относиться к подростку как к равноправному партнеру, который пока обладает меньшим жизненным опытом [40].

 

Заключение

 

Проанализировав влияние семьи на социализацию подростка, можно сделать вывод, что семья является социальным институтом, который оказывает решающее воздействие на формирование вступающего во взрослую жизнь человека, семья становится (или должна становиться) первым домом, в котором подросток получает социальный опыт, поддержку и помощь, учится жизни в обществе [41]. В ходе семейной социализации реализуются механизмы идентификации и подкрепления, в рамках которых семья способна реализовывать всеобъемлющее социализирующее воздействие на подростка, обеспечивая эффективность результатов вхождения индивида в общество. Основной задачей семьи в плане социализации подростка является воспитание. В процессе семейного воспитания происходит формирование у подростка таких качеств личности, умений, ценностей, убеждений, моральных и нравственных норм, моделей и привычек поведения, без которых он не сможет чувствовать себя полноценным членом общества, которые должны помочь подростку определить жизненные цели, приоритеты, выработать собственную стратегию поведения, общения, взаимодействия в обществе. Решающее влияние на результат социального становления личности подростка оказывает стиль семейного воспитания, а также тип детско-родительских отношений, однако нельзя преуменьшать значение такого аспекта, как состав семьи.