Full text

В длинной истории народа Израиля произошло множество ужасных событий, которые часто сопоставляют с Холокостом (разрушение храмов; пленение в Вавилоне). Но Катастрофа XX в. была действительно ужасающей, и не только в истории еврейского народа. Холокост выражался подсознательной основой ненависти и продолжительностью, количеством агрессии. Евреи не могли выжить, поменяв веру или уехав из страны, где их уничтожали. Впервые весь еврейский народ, вне зависимости от прожитых лет, религии, политических убеждений, места жительства, был приговорен нацистами к полной ликвидации. Ни один предшествующий геноцид (включая армянский в 1915 г.) не ставил задачу уничтожения целой народности. В идеологии нацистов вина еврея предрешена самим фактом его рождения [1].

Кодовое название плана фашистов – «решение еврейского вопроса» посредством истребления всего европейского еврейства. «Окончательное решение» было завершением многолетней антиеврейской политики фашистов, начиная с первых трудов Гитлера о необходимости решения еврейского вопроса в Европе. После прихода к власти в 1930-е гг. фашисты пытались вызвать массовый отъезд евреев; затем фашисты принимают решение о физическом уничтожении евреев [2].

Смертоносный этнический бунт, определенный как массовое гражданское межгрупповое насилие, в котором жертвы выбираются по их принадлежности к группе, отличается от других форм этнического насилия, а именно геноцида, линчевания, бандитских нападений. Смертоносный этнический бунт отличается относительно спонтанным характером (хотя и не обходится без элементов организации и планирования), тщательным выбором жертв в соответствии с их категориальной идентичностью, неистовым выражением межгрупповых антипатий и, по-видимому, бессмысленным нанесением жертвам тяжких увечий [3].

Возможно, XXI в. поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конструктивного разрешения конфликтов, либо будет последним веком в истории человечества. Конфликты в XX в. стали главной причиной гибели людей. Две опустошительные войны, более 200 крупномасштабных войн, небольшие военные конфликты, террор, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в завершившемся столетии более 300 млн человеческих жизней [4].

Рост ксенофобских взглядов, национальной и религиозной ненависти представляет важную и потенциально взрывоопасную проблему для страны с таким разнообразным этноконфессиональным составом, как современная Россия. Это влияние еще более увеличивается из-за увеличения числа мигрантов в Россию из бывших республик СССР с другим этноконфессиональным составом, чьи права, а также право на жизнь, постоянно нарушаются. Одним из важных вопросов Великой Отечественной войны, благодаря изучению которого проблемы, упомянутые выше, могут и должны быть доведены до современных молодых людей, является история и уроки Холокоста. На современном этапе важно молодому поколению не только дать общее знание об этих страницах истории великой войны, но и сформировать безусловное неприятие фашистских идей, желание своими знаниями и активной позицией не допустить распространения ксенофобии, националистической идеологии, интолерантности в обществе [5].

Изучение событий Холокоста как ужасных страниц истории XX в. очень актуально и важно для развития у школьников основных духовных ценностей. Включение в программу важно оценить как педагогическое средство воспитания толерантного гражданина России.

Предлагаю различные подходы к изучению этой значимой темы в общеобразовательной школе.

В 2000 г. Россия присоединилась к декларации Стокгольмского форума об обязательном преподавании темы Холокоста в школе. Спустя 12 лет Министерство образования включило эту тему в учебный план средних школ, а в ЕГЭ по истории – 10 вопросов о Холокосте. Решение встретили неоднозначно и даже враждебно. Отдельные историки, журналисты и прочие организации обвиняли Министерство образования в провокации массовых возмущений, забвении подвига страны и продвижении «еврейской темы».

Преподавание темы Холокоста нужно проводить так, чтобы школьник учился на уроках прошлого и соединял то, что он узнал, с настоящим. Сначала он должен спросить: а как бы я повел себя? И уже потом: как я буду себя вести?

Преподавание темы Холокоста требует большого педагогического опыта. Учитель может показать неординарное событие ясными и простыми уроками. Он должен преподносить не лучшую сторону человечества так, чтобы вынудить его учеников быть как можно честнее и добрее.

В нашей школе каждый год в день памяти жертв Холокоста я провожу в классахзанятия, посвященные этой дате. С детьми младших и средних классов я провожу занятие по теме «Еврейские дети в годы Холокоста».

Судьба детей в годы Холокоста – одна из самых кровавых и ужасающих страниц истории. Так как дети являлись «непродуктивной» частью народа, их забирали в лагеря смерти первыми, и они были основными жертвами запланированного искоренения еврейского народа.

Для того чтобы верно показать тему, я подвожу учеников к пониманию того, как поменялось положение ребенка в семье. В это время были уничтожены сами основы семейной жизни, разрушены все границы и социальные структуры, которые ее формировали, и, конечно, это не миновало и еврейские семьи. Если в обычных условиях ребенок должен был быть наиболее незащищенным и слабым членом семьи, которому нужна защита взрослых, то теперь дети и взрослые меняются местами – на детские плечи ложится вся тяжесть обеспечения семьи, детям приходится поддерживать и успокаивать взрослых, на детей сваливаются совсем недетские страхи и горечи.

Понимая всю неоднозначность освоения данной темы нашими юными учениками, я выбрала для изучения ситуации доступные пониманию, а главное, сопереживанию со стороны любого ученика. Сопереживание станет возможным тогда, когда Катастрофа преподносится не как отвлеченное историческое событие, а как судьба конкретного ребенка – ровесника наших учеников. Важно также то, что все предлагаемые рассказы – истории спасшихся детей – это истории со «счастливым окончанием», которого всегда так ждут молодые сердца.

В качестве главного дидактического приема я использую рассказы об играх и игрушках, ведь нет на свете ребенка, у которого не было бы любимой игры или игрушки, чего-то, что всегда занимает особое место в детской памяти.

Детям предстоит познакомиться с рассказами о трех куклах, принадлежавших трем еврейским девочкам (из Польши, из Венгрии и из Франции). Этот выбор позволяет сравнить события Катастрофы в трех разных странах и тем самым помогает нам познакомить детей с географическим пространством Катастрофы на карте Европы. Для каждой из девочек кукла была не просто игрушкой – ей отводилась своя необычная роль в зависимости от психологического состояния маленькой хозяйки и от обстоятельств, которые складывались по-разному в разных странах. Задача учителя – разбудить естественное детское любопытство, чтобы они смогли самостоятельно разгадать индивидуальный «секрет» каждой куклы.

Занятие в классе делилось на несколько шагов:

-          Введение. После вводных вопросов ребятам представляют «портреты» всех трех кукол, сопровождаемые кратким показом кукол и их хозяек.

-          Рассказ в деталях о судьбе каждой куклы. Нужно отметить, что очередность рассказов выбрана не случайно, а по правилу «от простого к сложному». Дети из классов в виде монологов рассказывают эти три истории.

-          Заключительная часть.

Вступление

Показ темы через наводящие вопросы:

  1. Как вы думаете, что такое Катастрофа (Холокост, Шоа)? (Задавая этот вопрос, я хочу, чтобы дети выделили тему Катастрофы европейского еврейства в теме Великой Отечественной войны.)
  2. Рассказ детям о трех еврейских девочках и их куклах как жительницах трех разных стран. В каждом случае кукла как бы «оживает», у нее, как и у ребенка, есть имя и к ней относятся как к члену семьи.

 

            

 
Заключительные задания для работы в классе
  1. На основании услышанных рассказов попытайтесь представить себе, какие вопросы задавали еврейские дети в годы Катастрофы. Примеры вопросов:

-          Почему я отличаюсь от других?

-          Почему знакомые дети больше не хотят со мной играть?

-          Почему немцы нас убивают?

-          Увижу ли я снова маму и папу? Дедушку и бабушку?

В гетто маленькому человеку незнакомы были многие элементарные вещи:

-          Как пахнут мамины пирожки?

-          Что такое свобода выбора?

-          Как щебечет ласточка?

-          Как выглядит детская комната?

Дети пишут эссе на тему «О чем мечтали еврейские дети в годы Катастрофы?».
Пример: мечты наших еврейских девочек:

-          Клодин мечтает о том, чтобы ей больше не пришлось менять имя, чтобы она снова могла играть на улице с другими детьми и не должна была больше бояться.

-          Эва мечтает, чтобы пришел ее заботливый папа; чтобы снова оказаться в своем красивом доме, полном игрушек, где ее будет ждать собачка Пуфи и где можно будет опять залезть на колени к дедушке.

-          Яэль мечтает о том, чтобы мама больше никуда и никогда не уходила; чтобы можно было уйти из темного погреба и поиграть на улице, чтобы съесть целый кусок бисквита с полным стаканом молока.

  1. Напишите письмо девочкам. Сделайте игрушку для одной из девочек.
  2. Для школьников старших классов: проследите по карте Франции маршрут переездов семьи Клодин Шварц и дорогу Эвы с матерью из Трансильвании в Будапешт. Где находилось варшавское гетто? [6]

Также с детьми среднего и старшего школьного возраста я провожу занятие, посвященное Анне Франк. Проводим занятие по ее дневникам, которые еврейская девочка вела, находясь в убежище. Анна Франк писала свой дневник не для прославления и не для публикации, а для того, чтобы хоть как-то справиться с тем ужасом, который ей довелось пережить. Этой девушке было всего 15 лет, когда её жизнь закончилась в концлагере. Её боль прожигает наше сердце и выворачивает его наизнанку, подталкивает нас пересмотреть свои взгляды на жизнь.

В нашей школе достаточно часто используется практика показов фильмов. Киноискусство – уникальное средство влияния на формирование духовно-нравст­венных установок личности. Благодаря своей массовости, значимости и доступности оно обладает огромным художественно-воспитательным влиянием и является фактором интеграции в общество. На таких мероприятиях я использую как художественные фильмы, так и документальные. Этот вид занятий я провожу уже с детьми старшего школьного возраста. Мы просматриваем такие фильмы, как «Пианист», «Мальчик в полосатой пижаме», «Список Шиндлера», «Храброе сердце Ирены Сендлер», «Холокост – клей для обоев?» и др. Просмотр фильма включает следующие этапы:

-          включение норм и ценностей во внутреннее «Я»;

-          соотнесение себя с героем фильма. При этом происходит сопоставление себя как с ребенком своего возраста, национальности, пола, так и «с иным» – во время просмотра мы переживаем чувства понимания, сочувствия, жалости. Таким образом формируется толерантное поведение.

После просмотра фильмов учащимися, я задаю вопрос: «Чему нас учит история Холокоста? Нужно ли изучать эту тему?»

Я считаю, что школьников необходимо знакомить с историей Холокоста, чтобы и последующим поколениям передать эти знания как предупреждение о мысли, которая порождает практический нацизм. Изучение истории показывает нам, как важно не допустить повторения Холокоста.

Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовых камерах.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – убеждение: нет геноцида «против кого-то». Геноцид всегда против всех.

Вот что означает ХОЛОКОСТ.