В условиях социально-экономического реформирования страны за последние 25 лет в обществе произошли глубокие преобразования, продиктованные философией рыночной экономики. Они требуют формирования у городской и особенно сельской молодежи кардинально нового отношения к труду, его результатам и людям, занимающимся различными видами хозяйственно-трудовой деятельности на селе (выращивание, переработка, хранение продукции сельского хозяйства). Пристальное внимание к трудовому воспитанию, социализации сельской молодежи в труде средствами субъективации его непреходящих ценностей обусловлено особенной ролью Кубани как житницы страны.
Решение данной проблемы в сельских школах Северокавказского региона, в частности Кубани, мы видим в создании (в рамках образовательной области «Технология») воспитательной среды на основе развивающегося взаимодействия педагогов, учащихся, родителей, работодателей. Это обусловлено развитием в сельской местности новых форм экономических отношений, собственности (арендной, акционерной, кооперативной, частной и др.), изменением содержания, форм организации производства и труда, функциональных обязанностей работников и работодателей.
В то же время учителя технологии, призванные профессионально решать вопросы трудового воспитания в системе сельского школьного образования, слабо ориентируются в новых сложных условиях социально-экономических преобразований. Они недостаточно владеют теорией и методикой сближения процесса трудового обучения, воспитания и особенно организации труда сельских учащихся с практикой работы предприятий и хозяйств различных форм собственности.
Поэтому важной социально-педагогической задачей подготовки данного учителя к трудовому обучению и воспитанию сельских учащихся Кубани является ее направленность на овладение будущими бакалаврами педагогическим и методическим инструментарием сочетания трудовой деятельности школьников на предприятиях разных форм собственности с выполнением трудовых заданий по технологии. Она осуществляется:
а) на учебно-опытнических участках;
б) в школьных мастерских;
в) в семейном крестьянском (фермерском), дачном хозяйстве, подворье, принадлежащих родителям учащихся или другим владельцам [1].
Организация такой деятельности в рамках современного школьного технологического образования Кубани и его ближайшей перспективы требует профессиональной готовности учителя к педагогическому взаимодействию со всеми участниками воспитательного процесса для решения сложной по современным меркам проблемы социализации сельской молодежи в труде. Одно из приоритетных мест в становлении будущего педагога как главного субъекта воспитательного процесса отводится формированию умений использования перечисленных объектов трудовой деятельности, в том числе семейного хозяйства, в качестве практической школы бизнеса, хозяйствования и воспитания, которую обязаны пройти все подрастающие поколения.
Анализ состояния профессиональной подготовки в вузе будущих учителей технологии показал, что её уровень соответствует требованиям ФГОС ВПО РФ и постоянно повышается, однако количество социально-педагогических проблем указанной подготовки тоже непрерывно растет.
В педагогических исследованиях в качестве основного направления совершенствования интегративной подготовки учителей технологии современной школы к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе Кубани рассматривается концепция их профессионального и личностного саморазвития, присвоения и приумножения социальных и педагогических ценностей, а не объемного прироста методических знаний, умений и навыков.
Говоря о профессиональном становлении будущего учителя, ученые видят его в построении авторской устойчивой саморазвивающейся системы педагогической интеграции, а среди условий его достижения выделяют:
- самосознание как учителя-исследователя, новатора и стремление к самосовершенствованию;
- рефлексию и самоанализ профессиональной деятельности в современной школе;
- осознанное саморазвитие профессиональных способностей к инновациям;
- проектирование траектории профессионального и личностного саморазвития.
Всё это потребовало проведения анализа и уточнения социально-педагогических проблем указанной подготовки с целью определения основных концептуальных аспектов ее реализации в педагогическом вузе.
В основу ключевых концептов педагогических инноваций в структуре названных социально-педагогических проблем подготовки бакалавров положена генеральная цель – поступательное совершенствование технологического образования современной молодежи в условиях демократизации общественной жизни, объективной потребности общества в развитии и модернизации отечественного материального производства и глобального нарастания интеграционных процессов в различных сферах (культурной, социально-экономической, производственно-технологической и образовательной). Она объективно эквивалентна образовательным потребностям личности и общества в достижении наилучших результатов профессиональной деятельности как средств социального благополучия.
Современное образование нацелено на гармонизацию отношений человека и социальной среды, приобщение его как субъекта труда к высококультурным формам активной и творческой преобразовательной деятельности на основе достижений и открытий в области науки, техники, технологии, особенно в сфере материального производства и услуг.
Поэтому немаловажную роль в контексте современной государственной социально-экономической и образовательной политики, национальных проектов правительства РФ играет профессиональная подготовка будущего бакалавра к широкому использованию образовательного и воспитательного потенциала производительного труда для формирования личности, адаптированной к труду в сельской местности, а также на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.
Решение данной проблемы подготовки бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВПО мы рассматриваем с позиций педагогической интеграции, особенно в плане совершенствования методического инструментария. Он должен обеспечивать включение будущих педагогов в самопроектирование и освоение набора профессиональных компетенций, способствующих развитию инновационного стиля мышления и овладению способностями к прогнозированию результатов своей учебно-воспитательной деятельности [2].
Выполненное нами исследование показало, что в системе профессиональной, компетентностно ориентированной подготовки будущего учителя технологии к указанной деятельности как субъекта педагогических инноваций наиболее значимым представляется интегративный процесс взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций. Она должна осуществляться в контексте будущей профессионально-педагогической деятельности по трудовому воспитанию учащихся в условиях развивающего педагогического взаимодействия и партнерства с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
Одним из условий социальной эффективности указанного взаимодействия является их личная заинтересованность в организации учебно-трудовой деятельности учащихся на учебно-опытнических участках, в школьных мастерских, семейном крестьянском (фермерском), дачном хозяйстве, подворье, принадлежащих родителям учащихся или другим владельцам [3].
В настоящей социально-политической, культурной и экономической обстановке, характеризующейся развитием новых общественно-трудовых отношений, форм собственности и хозяйствования, мировоззренческих установок на рыночные ценности, инновационная деятельность будущего учителя связана с созданием культурно-образовательного пространства, учитывающего эти многофакторные изменения и условия.
Особенностью создаваемого культурно-образовательного пространства является осуществляемое с позиций учебно-производственного, предпринимательского подхода развивающее педагогическое взаимодействие в единой воспитательной среде учителя технологии с учащимися, родителями, работодателями – владельцами или руководителями предприятий и хозяйств Кубани, занимающихся производством материального продукта в условиях различных форм собственности,
Поэтому при создании модели интегративного процесса взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций мы конкретизировали все звенья организации инновационной деятельности студентов при выполнении авторских дизайн-проектов, проектов по технологии обработки конструкционных материалов, переработки сельскохозяйственной продукции, методике обучения предметным технологиям, экономике, тематических исследований, курсовых и квалификационных работ.
Они должны способствовать позитивным инновационным изменениям в педагогическом процессе, включающем социокультурные познавательные и преобразовательные аспекты деятельности студентов для стимулирования развития их профессионально-педагогической компетентности как будущих учителей преимущественно сельских школ Краснодарского края [4].
Решение проблемы успешного профессионального становления будущего педагога, интеграция в процессе его обучения объективно должны реализовываться на основе согласованности функций организационной, содержательной и процессуальной сторон. В каждой из них существует монистическая система дидактических связей, углубляющая единство указанных сторон, усиливающая монизм всей системы профессионального образования и – при условии активно-деятельностной личностно ориентированной направленности образования – ее результативность.
Именно личностный целенаправленный выбор студентами оптимальных, опирающихся на синтез научного знания способов преобразовательной деятельности (в том числе предметно-преобразующей), а также активного, целостного социального и профессионального грамотного вхождения в сферу профессионально-педагогической деятельности как субъектов данной деятельности определяет:
а) эффективность и социально-педагогическую значимость построенной интегративной системы подготовки учителя на принципах взаимосвязи проектирования и самопроектирования необходимых профессиональных компетенций;
б) набор соответствующих компетенций, обеспечивающих формирование педагога как интегральной личности.
Он должен овладеть рядом социально значимых для учителя компетенций – интегральными качествами, характеризующими уровень его профессиональной культуры, способность к субъективации и использованию образовательного и воспитательного потенциала рыночных отношений. Центральным организационным принципом данной системы выступает принцип гибкого реагирования на интенсивно меняющуюся, в соответствии с требованиями рынка, социокультурную миссию современного учителя технологии.
Поэтому в социокультурном плане развитие будущего учителя как интегральной личности и субъекта инновационных решений на основе взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций непосредственно связано с использованием системы социально-культурных и педагогических факторов, ориентированных на субъективацию и творческую реализацию будущим педагогом в интегративном образовательно-воспитательном процессе школы общечеловеческих и педагогических ценностей и технологий.
Именно с опорой на характеризуемые ценностные основания будущим учителям необходимо овладеть методологическим и методическим инструментарием, обеспечивающим их включение в разработку, освоение и внедрение новшеств и развитие понимания социально-нравственной ответственности за результаты внедрения педагогических инноваций. В этом же контексте необходимо рассматривать и проблему самопроектирования студентами компетенций по развитию у школьников в процессе проводимой с ними учебно-воспитательной работы гибкого интегрального (технологического) мышления, способностей к творческим, инновационным решениям.
Такой подход к подготовке студентов к организации инновационной деятельности в качестве учителя технологии на основе взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций по организации инновационной деятельности предусматривает возможности:
- сосредоточиться на решении конкретных задач развития различных направлений и содержания детского самостоятельного творчества на уроках технологии и в процессе внеклассных занятий (опытническая и исследовательская работа, декоративно-прикладное, техническое творчество, выполнение проектов по созданию функциональных радиоуправляемых моделей малогабаритной сельскохозяйственной техники и др.);
- быть мотивированным к новаторскому поиску наиболее оптимальных методических решений с использованием компьютерных технологий;
- не утратить приоритеты инноваций и понимать роль традиций в развитии учебно-воспитательной среды образовательного учреждения;
- включать в работу всех субъектов развивающего педагогического взаимодействия по наиболее актуальным проблемам трудового воспитания, технологического, экологического, экономического образования учащихся Краснодарского края;
- осуществлять непрерывное повышение профессионально-педагогической компетентности с учетом широкого развития информационного пространства, ИКТ;
- создавать базу для прогнозирования дальнейшего развития технологического образования учащихся как интегрированной образовательной системы и его научно-педагогического потенциала.
В этом же контексте необходимо рассматривать и проблему самопроектирования студентами компетенций по развитию у школьников в процессе проводимой с ними учебно-воспитательной работы гибкого интегрального (технологического) мышления, способностей к творческим, инновационным решениям, мотивации к труду.
Большую значимость в решении проблемы подготовки учителя, готового сегодня и в перспективе к инновационному развитию школьного технологического образования Кубани, имеет использование уникального педагогического опыта Краснодарского края в формировании личности сельского школьника в 60–80-е гг. XX в., его социализации в процессе включения в трудовые отношения. Огромную роль в этом процессе сыграла педагогическая деятельность заслуженного учителя СССР, России, доктора педагогических наук, профессора Аркадия Гавриловича Щеколдина.
Для А. Г. Щеколдина проблемы подготовки учителя к выполнению учебно-воспитательных функций связаны с социализацией личности, с ценностными установками на труд в сфере общественного материального производства.
В контексте проблемы современной подготовки бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности большой научный интерес представляют положения, раскрывающие вопросы педагогической методологии о необходимости учета при профессиональной подготовке как «законов педагогики, так и законов современного производства, его научных основ» (С. Я. Батышев, А. Г. Щеколдин). Социально значимыми для возрождения современного материального производства и развития инновационных предметных технологий являются положения о взаимоотношении учебно-педагогических и производственно-технических факторов в учебно‑производственном процессе.
Фундаментальная методологическая и источниковая база подобных инноваций, на которую опирался ученый А. Г. Щеколдин, позволила ему разработать и внедрить в жизнь вверенной ему школы учебно-воспитательного учреждения методологию и технологию педагогического проектирования образцового учебно-воспитательного учреждения. В нем выдвигались идеи активного сотрудничества в педагогическом процессе учителя труда с другими педагогами-предметниками, родителями и различными социальными институтами и практические способы их достижения. Ученый-практик успешно реализовал соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании, соответствующих высоким критериям успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в образовательном учреждении.
Учитывая инновационные тенденции научно-технического прогресса в производственно-технологической, педагогической сфере, следует заключить, что они базировались на исторически сложившейся в зарубежной и отечественной педагогической теории и практике системе подготовки учителя к обучению учащихся различным технологиям и видам трудовой деятельности.
В указанной подготовке будущего педагога на основе взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций концептуальной идеей является то, что технологическое образование, соответствующее новейшим достижениям цивилизации, воспитание социальных качеств личности учащегося невозможны без его личного участия в посильной трудовой деятельности и актуальны в любой социально-политической формации.

Larisa Zarechnaya