Уровень развития информационных технологий, современные концепции образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного самообразования на протяжении всей жизни, умения находить решения в нестандартных ситуациях заставляют выбирать те технологии, которые повышают эффективность и качество обучения, обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности, способствуют углублению межпредметных связей, формируют ключевые компетенции [1]. Соответствовать данным требованиям позволяет использование на уроках информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Использование ИКТ особенно актуально при обучении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дистанционного образования. Данная форма обучения позволяет детям-инвалидам, детям с ОВЗ обучаться на дому удаленно, независимо от расстояния от образовательного учреждения. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий в форме групповых и индивидуальных занятий по адаптированным рабочим программам.
При обучении детей с ОВЗ учитель сталкивается с рядом проблем: низкой познавательной активностью, замедленностью мыслительных действий, неустойчивым вниманием и восприятием, кратковременной памятью, эмоциональной нестабильностью и незрелостью, повышенной утомляемостью, неумением работать самостоятельно, без пошаговой инструкции и помощи. Ученикам сложно воспринимать теоретический материал без наглядности.
В системе школьного образования русский язык и литература занимают особое место: русский язык является не только объектом, но и средством обучения, которое обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией [2]. Литература как учебный предмет не только развивает интеллектуальные и творческие способности, но и обладает огромным воспитательным потенциалом, формирует ценностные мировоззренческие ориентиры. Успешно овладевать данными предметами детям с ОВЗ непросто, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы сделать уроки максимально интересными, чтобы вызвать у школьников мотивацию к изучению родного языка и чтению художественной литературы, для этого активно использовать информационные технологии, позволяющие вовлекать детей в творческий процесс, учить инициативности и самостоятельности, умению добывать новые знания, применять их на практике.
Для решения этих задач нами созданы предметные курсы в электронной оболочке Moodle по русскому языку и литературе для 5–11-х классов. В начале курса представлены справочные материалы: нормы оценок по предмету, ссылки на словари, справочники, примерные задания ВОШ, демоверсии ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, ссылки на банк открытых заданий на сайте ФИПИ, на онлайн-тесты. Так, например, выглядит курс в 11-м классе (рис. 1).
Рис. 1. Начало курса «Русский язык. 11-й класс»
Предметные курсы по русскому языку разработаны поурочно, где представлены необходимые материалы для занятий в виде различных элементов: лекций, тестов, упражнений, интерактивных заданий, интерактивных плакатов и таблиц, презентаций, видеоуроков. Например, данные ресурсы представлены в уроке на тему «Ь после шипящих на конце наречий» (рис. 2).
Рис. 2. Урок русского языка в 6-м классе
По литературе каждый электронный курс разработан по темам. Вначале представлена лекция о жизни и творчестве писателя, затем – материалы для изучения его творчества, тексты изучаемых произведений, аудиозаписи, видеоматериалы, электронные тесты, которые представлены на рис. 3.
В рубрике «Для любознательных» представлены дополнительные материалы (см. рис. 4).
Лекции по литературе после каждой страницы сопровождаются различными заданиями: электронными тестами, вопросами, требующими краткого ответа, заданиями на соответствие, эссе, что позволяет учащимся проверить знания и продолжить изучение лекционного материала. Например, задание в форме эссе дано в лекции «Система персонажей в пьесе Н. А. Островского “Гроза”» (см. рис. 5).
На уроках используются электронные образовательные ресурсы: видеоуроки, лекции, видеофрагменты художественных фильмов, спектаклей по изучаемым произведениям, презентации, аудиозаписи со стихотворениями (http://www.staroeradio.ru/audio/11871), романсами, песнями, интерактивные задания, электронные приложения к учебникам, ссылки на сайты с различными словарями (http://learning-russian.gramota.ru), ссылки на тексты художественных произведений, видеофрагменты фильмов. Всё это размещается на электронном курсе, чтобы в любой момент ученик мог воспользоваться данными материалами, выполняя задания.
На уроках русского языка используются интерактивные таблицы, схемы, рисунки с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [3]. Ссылки на них помещены в уроках.
Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)
Рис. 3. Изучение творчества И. А. Бунина в 11-м классе
Рис. 4. Рубрика «Для любознательных
»
Рис. 5. Страницы из лекции «Система персонажей в пьесе А. Н. Островского “Гроза”»
Интерактивная таблица помогает выстроить отдельные языковые факты в строгую систему, упорядочить знания учащихся, воспитывает у детей логику, помогает выявлять и устанавливать причинно-следственные связи, развивает внимание и оперативную память. Изображение в таблице динамично, появляется на экране поэтапно, графические элементы могут не только возникать, но и перемещаться, исчезать [4]. Например, во время закрепления изученной темы используется таблица, помогающая сопоставить времена глагола (рис. 7), а таблицу «Правописание НН в причастиях совершенного вида» можно использовать на различных типах уроков (рис. 6).
Рис. 6. Правописание НН в причастиях совершенного вида
Рис. 7. Времена глагола
Для контроля предметных результатов обучения в виртуальном курсе помещены электронные тесты, которые позволяют быстро и эффективно проводить оценку усвоения учащимися учебного материала, оперативно корректировать «пробелы» в знаниях, умениях и навыках обучающихся. Интерактивные тесты представлены в разных вариантах: вопросы с выбором одного ответа (см. рис. 8), вопросы с множественным выбором (см. рис. 9), на соответствие (см. рис. 10), задания, требующие краткого ответа (см. рис. 11) или развернутого, в форме эссе (см. рис. 12).
Рис. 8. Вопросы с выбором одного ответа
Рис. 9. Вопросы с множественным выбором
Рис. 10. Вопросы на соответствие
Рис.11. Вопросы с кратким ответом
Рис. 12. Вопросы-эссе, требующие развернутого ответа
Для закрепления полученных знаний и отработки навыков используются задания с вложенными ответами. Так, например, при изучении темы «Буквы а-о в корне гар-гор» подобное задание способствует усвоению нового материала учащимися (рис. 13).
Рис. 13. Задания с вложенными ответами
Использование интерактивных электронных заданий на уроках русского языка и литературы способствует формированию ключевых компетенций; обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом [5]. Также подобные задания значительно активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают интерес к обучению, сокращают время выполнения и проверки задания, так как оценку выставляет сам компьютер.
На уроках русского языка и литературы используется интерактивная доска Twidla (рис. 14). Она также является ценным инструментом для обучения. Благодаря интерактивной доске успешно реализуются проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и другие методы обучения. Это визуальный ресурс, который помогает сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.
Рис. 14. Интерактивная доска Twidla
Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, обеспечивает информационную насыщенность урока, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.