Full text

В современном мире высок интерес к психологической науке, популярно психологическое образование.

Сейчас уже нет недостатка в психологической литературе. Однако при этом можно обнаружить небольшое количество учебников и учебных пособий, которые на доступном студентам, педагогам, психологам языке представляли бы информацию о различных отраслях психологической науки, в особенности о такой отрасли, как психофизиология. Это связано с низким уровнем понимания значимости естественнонаучных знаний для теоретической и практической психологии [1], сложностями синтеза естественнонаучных и психологических знаний, а также с традиционно сложившимся в нашей стране высоким уровнем узкой специализации ученых в отдельных областях науки.

При этом можно наблюдать ситуацию, когда при наличии учебников, учебных пособий по психофизиологии у студентов возникают многочисленные трудности в понимании материала, представленного в этой литературе. В настоящее время при сокращении количества аудиторных часов эти проблемы возрастают у студентов очной формы обучения. Трудностей становится больше и в том случае, когда студенты учатся заочно, получают второе высшее образование, учатся на курсах повышения квалификации [2].

В данной статье представлена организация обучения (последовательность изложения и основное содержание) по курсу «Психофизиология» для студентов педагогических и психологических специальностей.

Психофизиология получила развитие в XIX в. На основе богатой теоретической базы психологии и практической базы физиологии сформировалась новая отрасль научного знания, получившая название «психофизиология» [3].

Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX в. французским философом Н. Массиасом [4, 5]. Сам термин сначала использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т. д.).

Существенный вклад в развитие психофизиологии внесли В. Вундт, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, В. Б. Швырков, Ю. И. Александров [6, 7].

По определению А. Р. Лурии, психофизиология – это физиология целостных форм психической деятельности, в которой сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности [8].

Предметом психофизиологии, как подчеркивал А. Р. Лурия, служит поведение человека. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы.

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л. С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив, таким образом, основную перспективу развития психофизиологии (Л. С. Выготский, 1982).

Психофизиологию определяют как науку о протекании физиологических процессов при изменяющихся психологических состояниях (Е. Н. Соколов, А. М. Черноризов) [9]. С этой точки зрения в психофизиологии основное внимание уделяется динамике тех физиологических реакций, которые существенно изменяются при изменении психических состояний человека. Сюда относятся кожно-гальванические, сердечно-сосудистые, электроэнцефалографические реакции, а также вызванные потенциалы мозга, сетчатки, улитки и некоторых поверхностно расположенных нервов. Однако такой подход к психофизиологии является эмпирическим и не содержит перспективы раскрыты психических процессов.

В настоящее время складывается представление относительно предмета психофизиологии, которая рассматривается как наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Основной задачей является изучение закономерностей функционирования нейронных структур, реализующих психические процессы и определяющих функциональные состояния. Предметом психофизиологии принято считать изучение нервных механизмов психической деятельности, физиологических основ сложных психических процессов (мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, а также сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов).

Подчеркнем значение психофизиологии как науки в современном мире. Психофизиология учитывает психологические возможности человека при организации его быта и жизнедеятельности, способствует сохранению его здоровья.

Данные психофизиологии позволяют разрабатывать принципы и методы психотропных воздействий, принципы и методы регуляции и саморегуляции психического и физического состояний.

Психофизиология дает возможность эффективно организовать профессиональный отбор, профессиональную ориентацию, оптимальное распределение по специальностям. Знания по психофизиологии способствуют пониманию генеза психической и психосоматической патологии, необходимы для разработки методов рациональной терапии [10].

Основу психофизиологии, как и любой науки, определяют методологические принципы:

-          принцип детерминизма как методологический принцип естествознания в целом;

-          мозг как основа психики;

-          материальная природа идеального;

-          психосоматическое единство организации человека [11].

Исходя из предмета и методологических принципов, а также практической значимости психофизиологических знаний для теоретической           и практической психологии, выделим основные разделы психофизиологии:

-          введение в науку (предмет, задачи, методы);

-          психофизиология движений, ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений;

-          психофизиология сенсорных процессов;

-          психофизиология внимания, восприятия, памяти, обучения;

-          психофизиология функциональных состояний;

-          психофизиология индивидуальных различий.

Кратко раскроем основное содержание данных разделов и последовательность их изложения.

  1. 1.  Характеристика психофизиологии как науки. Методы психофизиологического исследования. Отрасли психофизиологии. Принципы переработки информации в центральной нервной системе

Психофизиология как пограничная область нейрофизиологии и психологии. Теоретическое и практическое значение психофизиологии.

Методы психофизиологического исследования: регистрация импульсной активности нервных клеток, электроэнцефалография, магнитоэнцефалография, позитронно-эмиссионная томография мозга, окулография, электроокулография, электромиография, измерение электрической активности кожи. Методы, основанные на ре­гистрации температуры. Методы химического анализа.

Дискуссионные проблемы психофизиологии. Психосоматическое взаимодействие. Организация психовисцеральных отношений и психомоторной активности. Роль психики в координации двигательной и вегетативной активности организма.

Отрасли психофизиологии: когнитивная психофизиология, прикладная психофизиология, системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).

Этапы переработки информации в центральной нервной системе.

Роль сенсорных систем в приеме, кодировании и передаче информации в центральной нервной системе. Ассоциативная кора как интегратор различных по модальности сенсорных влияний. Специализация полушарий в приеме и переработке информации (П. П. Лазарев, Г. Л. Ф. Гельмгольц, Дж. Бекеши, И. П. Павлов, Л. А. Андреева, Г. В. Гершуни). Неокортекс как координатор приема, переработки информации в центральной нервной системе.

  1. 2.  Психофизиология движений, ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений

Программирование движения. Центральные моторные программы. Обратная афферентация. Рефлекторное кольцо. Проприоцепция. Механизм инициации двигательного акта. Программирующая функция префронтальной коры. Премоторная кора. Моторная кора. Дополнительная моторная кора. Подготовка движения. Потенциалы готовности. Моторные потенциалы. Колончатая организация моторной коры. Соматотопическая организация моторной коры. Пирамидный и экстрапирамидный пути. Базальные ядра. Роль мозжечка в целенаправленном поведении. Векторный принцип управления движением.

Понятие о функциональной системе как основе ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений (по П. К. Анохину, К. В. Судакову). Уровни функциональной системы, значение.

  1. 3.  Психофизиология сенсорных процессов

Общие свойства сенсорных систем. Методы исследования сенсорных систем. Общие принципы организации сенсорных систем (многослойность, многоканальность сенсорной системы и др.). Зрительная система. Строение и функции оптического аппарата глаза.

Слуховая система (слуховой анализатор). Строение и функции наружного уха (ушная раковина, наружный слуховой проход). Среднее ухо: барабанная полость и ее содержимое, cлуховая труба. Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринт, их анатомия и физиология. Перилимфа и эндолимфа: образование, состав, значение, пути оттока. Кортиев орган, механизмы слуховой рецепции. Проводящий путь слухового анализатора. Передача в мозг акустической информации.

Соматосенсорная система. Кожная рецепция. Теории кожной чувствительности. Механизмы возбуждения кожных рецепторов. Адаптация кожных рецепторов. Свойства тактильного восприятия. Температурная рецепция. Болевая рецепция. Мышечная и суставная рецепция (проприорецепция). Мышечное веретено. Сухожильные рецепторы Гольджи. Передача и переработка соматосенсорной информации.

Обонятельная система. Кодирование обонятельной информации. Центральные проекции обонятельной системы. Чувствительность обонятельной системы.

Вкусовая система. Вкусовые рецепторы: расположение, физиология. Электрические потенциалы вкусовой системы. Проводящие пути и центры вкуса. Вкусовые ощущения и восприятие. Вкусовая адаптация.

Висцеральная сенсорная система. Интерорецепторы. Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы. Висцеральные ощущения и восприятие.

Психофизиология познавательных процессов и высшей нервной деятельности.

  1. 4.  Психофизиологические механизмы познавательных процессов. Психофизиология восприятия, внимания, памяти и обучения

Понятие о восприятии. Морфологическая основа процесса. Характеристика последовательного комплекса процессов, составляющих восприятие, по А. Р. Лурии: 1) количественная трансформация сигнала вспомогательными структурами; 2) рецепция; 3) кодирование информации о свойствах (параметрах) раздражителя; 4) передача этой информации по структурам анализатора с параллельной аналитико-синтетической обработкой; 5) развитие ощущения; 6) формирование образа и 7) опознание образа.

Понятие о внимании. Физиологические сдвиги в организме человека, сопровождающие процесс «внимания» (изменение сердечной деятельности и дыхания, сосудистые реакции, кожно-гальваническая реакция).

Теории внимания. Проблема внимания в традиционной психофизиологии.

Психофизиологические теории памяти. Виды памяти. Уровни памяти. Психофизиологические механизмы памяти. Реверберация нервного импульса. Пролонгация реверберации. Изменение следа памяти – энграммы (Д. Хебб). Психофизиологическая характеристика кратковременной и долговременной памяти. Процесс консолидации памяти. Роль различных структур мозга в закономерностях работы различных видов памяти. Миндалина и эмоциональная память. Функция гиппокампа в процессах памяти.

Психофизиологические основы обучения. Подход к обучению как к процессу (К. Хайнд, Ю. И. Александров, Е. В. Максимова). Механизмы обучения (Б. И. Котляр). Психофизиологические теории обучения. Движущие силы процесса обучения с позиций психофизиологии.

  1. 5.  Психофизиология функциональных состояний

Психофизиологические основы изучения функциональных состояний. Подходы к определению функциональных состояний. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования. Методы диагностики функциональных состояний. Обратная связь в регуляции функциональных состояний.

Нейросенсорная модель эмоций. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций. Концепции, связывающие эмоции с функциями определенных структур мозга (теории Джеймса – Ланге, Кэннона – Барда; Дж. Пейпец, П. В. Симонов, Дж. Сперри). Понятие стресса в психофизиологии. Концепция стресса Г. Селье. Теории нейронной и эндокрин­ной регуляции стресса.

Сон: психофизиологические механизмы сна (И. П. Павлов, П. К. Анохин). Стадии медленного сна и быстрый сон. Сновидения. Функциональное значение сна (П. К. Анохин, З. Фрейд). Боль и её физиологические механизмы.

  1. 6.  Психофизиология индивидуальных различий и высших психических функций

Подходы к изучению индивидуальных различий человека (Гиппократ, Гален, Э. Кречмер, К. Шелдон, И. П. Павлов). Личностные и поведенческие проявления свойств нервной системы человека (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, В. М. Русалов). Методы оценки свойств нервной системы человека. Требования и критерии отбора методик для оценки свойств нервной системы.

Понятие первой и второй сигнальных систем (И. П. Павлов). Специфические особенности высшей нервной деятельности человека (П. К. Анохин, К. В. Судаков).

Психофизиологические основы речи. Центры речи (центр Брока, центр Вернике). Роль моторной, сенсорной и ассоциативной зон коры в организации различных видов речи. Психофизиологические подходы к развитию речи в онтогенезе.

Психофизиологические теории мышления. Психофизиологические механизмы мышления. Психофизиологические подходы к развитию мышления в онтогенезе.

Сознание и модулирующая система мозга. Психофизиологические механизмы сознания.

К каждому разделу составляются вопросы для обсуждения и задания для аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Обсуждение может быть организовано в форме семинаров, практических занятий, круглых столов. Студенты могут представлять информацию в виде презентаций, докладов. Для данного курса могут быть разработаны темы контрольных работ и тестовых заданий, методические рекомендации по их выполнению. Студентам может быть предложено написание эссе по одному из разделов, а также ведение терминологического дневника.