Full text

В последнее десятилетие актуализировалась проблема подготовки современных инженерно-технических кадров. Важную роль в решении данной проблемы призвано сыграть техническое направление в системе дополнительного образования детей, дающее начальное политехническое образование подросткам, профессионально ориентируя их.

В образовании выделяют три составляющие: общее образование, изучающее природу, человека и общество; политехническое образование, изучающее созданную человеком среду (технику, технологии, общественное производство, отношение с окружающей средой), и профессиональное образование, изучающее особенности конкретной трудовой деятельности человека и формирующее умения и навыки обращения с определенными средствами труда [1].

В научных исследованиях выделяют четыре составляющие политехнического образования [2–6]:

-          политехнические знания,

-          политехнические умения,

-          политехнические технологии,

-          политехнически значимые качества личности.

Политехнические знания (естественнонаучные, научно-технические, технологические, организационно-экономические) содержат систему научных знаний об основах современного производства, техники, технологиях, а также принципах управления ими. Эти знания имеют межпрофессиональный характер и обладают большой мобильностью.

Политехнические умения являются способом практической реализации политехнических знаний, они включают умение применять знания на практике (измерительные, вычислительные, графические, диагностические, исследовательские, конструкторские умения, умения моделировать, составлять схемы), умение осуществлять контроль и самоконтроль, организовывать рабочее место, управлять различными техническими и технологическими устройствами.

Политехнические технологии возникают на основе практического применения законов природы и общества, включают производственные, сельскохозяйственные, информационные и педагогические технологии.

Политехнически значимые качества личности предполагают креативное мышление, способность к самостоятельной и творческой деятельности, практическую направленность, критическое мышление, способность к самоанализу, способность ориентироваться в системе общественного производства, коммуникабельность, активность, ответственность за свои действия.

Конкретизируем состав и содержание каждой составляющей политехнического образования в авиамодельном кружке для учащихся 5–8-х классов.

Политехнические знания предполагают расширение и углубление знаний школьной программы по таким естественнонаучным дисциплинам, как математика, физика, информатика, экология, включают начальные знания

-          по аэродинамике;

-          о свойствах таких материалов, как различные породы дерева, металлы и их сплавы, клеи, горючие смеси;

-          о технологиях обработки различных материалов;

-          о различном инструменте и оборудовании;

-          о различных способах представления своих идей;

-          о работе в коллективе и об организации работы таких коллективов.

Политехнические умения включают:

-          измерительные умения (с помощью простейших измерительных приборов);

-          вычислительные умения, включающие устные вычисления, вычисления на инженерном калькуляторе и с помощью ППП;

-          графические умения (на бумаге и в электронном виде);

-          умение моделировать и конструировать простейшие летательные аппараты;

-          умение читать и создавать чертежи;

-          умение работать простейшими инструментами и на различном оборудовании;

-          умение проводить простейшие исследования, диагностику моделей летательных аппаратов;

-          умения организовывать свое рабочее место и время;

-          умения представлять и внедрять свои идеи, презентовать свое изделие.

Политехнические технологии включают технологии работы с различными материалами, инструментами, конструкциями.

Политехнически значимые качества личности подразумевают способность к творческой деятельности; креативному, творческому мышлению; а также активность; динамичность; самостоятельность; критическое мышление; ответственность за свои решения и действия; способность к самоанализу; практическую направленность; коммуникабельность.

Необходимость совершенствовать политехническое образование в технических кружках дополнительного образования детей способствовала выявлению нами факторов, воздействующих на развитие этого образования. Выявленные факторы мы разделили на три группы: социально-организационные, социально-педагогические и социально-личностные.

К социально-организационным факторам мы относим следующие.

1)     Социальный запрос на современные инженерно-технические кадры. Социальный запрос представляет собой конкретную общественную потребность, являющуюся актуальной для всего общества или его части. При осознании обществом важности той или иной социальной проблемы на уровне государственных структур или общественных формирований создается организационный механизм реализации социального запроса,

В девяностые годы, когда разрушалась промышленность, ни государству, ни бизнесу не нужны были инженерно-технические кадры. Интерес государства и бизнеса к инженерно-техническому труду и творчеству проявился в последнее время, когда начало возрождаться отечественное производство, а определяющее значение стало иметь развитие технологий.

2)     Наличие группы энтузиастов, заинтересованных в развитии инженерно-технических направлений в дополнительном образовании детей.

3)     Достаточное финансирование технических направлений, обновление и создание современной материально-технической базы.

Наличие социального запроса к образованию на инженерно-технические кадры не означает немедленного восстановления технических направлений в системе дополнительного образования детей. Следует заметить, что если материальную базу восстановить можно достаточно быстро, увеличив финансирование кружков, то сформировать педагогический состав таких кружков быстро не удается. Важным представляется также финансирование различных мероприятий, позволяющих развивать контакты с педагогами и подростками других регионов, обмениваться с ними знаниями, опытом, информацией.

4)     Социальное взаимодействие с различными госструктурами и бизнесом; координация деятельности, объединение ресурсов, согласование программ и графиков мероприятий авиамодельных кружков, специализация авиамодельных кружков; тесное взаимодействие со спортивными организациями и спортсменами-авиамоделистами; наличие координационного совета педагогов и спортсменов-авиамоделистов.

Хотя проблема финансирования технических кружков сегодня стоит весьма остро во многих регионах России, организация социального взаимодействия с властными и бизнес-структурами, активная работа с родителями, объединение и более эффективное распределение имеющихся в авиамодельных кружках ресурсов позволяют снизить остроту указанной проблемы. Представители бизнеса не только формируют социальный заказ на качество политехнического образования, но и оказывают финансовую и организационную поддержку, предоставляют доступную информацию о новейших технологиях и материалах, появляющихся в современном производстве и применимых в авиамоделировании, предоставляют образцы таких материалов, ведь знания о новых технологиях и материалах и, главное, об особенностях их внедрения и применения необходимы будущим инженерам. Работа подростков с новейшими материалами позволяет заинтересовывать их, дает простор их воображению и изобретательской мысли при разработке моделей летательных аппаратов, позволяет создавать модели с новыми качествами, пробуждает фантазию о возможностях применения таких материалов и технологий в разных областях нашей жизни, что позволяет развивать креативность мышления подростков.

В Кировской области указанные выше проблемы находят свое разрешение в рамках авиамодельного образовательного кластера [7]. Создание авиамодельного кластера позволило объединить ресурсы, осуществить специализацию авиамодельных кружков, координацию их деятельности, согласовать программы и графики мероприятий технических кружков, рассредоточенных между различными государственными структурами. Объединение материальных ресурсов в рамках авиамодельного кластера позволяет частично обновить материально-техническую базу, распределяя закупку различного современного оборудования между всеми кружками, и предоставить возможность воспитанникам авиамодельных и других технических кружков использовать любой инструмент и оборудование, которого нет в их кружке, но есть в кружках, входящих в авиамодельный кластер, изучить технологию работы на этом оборудовании, его конструктивные особенности и возможности.

В настоящее время важнейшим фактором развития политехнического образования подростков являются информационные ресурсы (электронные документы, образовательные программы, методические разработки педагогов-авиамоделистов, ППП для создания чертежей, программы-симуляторы полетов авиамоделей и т. п.). В условиях авиамодельного кластера объединение информационных ресурсов дает возможность унифицировать документацию, типовые программы, создать библиотеку методических пособий, программ-симуляторов и т. д., что позволяет обеспечить педагогов и учащихся новыми средствами программно-методического сопровождения учебного процесса: поднять на более высокий уровень применение IT-технологий в учебном процессе, коммуникацию между педагогами, обучающимися, спортсменами-авиамоделистами, повысить информированность педагогов, их компетентность. согласовывать графики мероприятий, проводить эти мероприятия на более высоком уровне, осуществлять дифференциацию и более глубокую специализацию авиамодельных кружков.

Важной составляющей образовательного и воспитательного процесса в техническом кружке является спортивная подготовка. Тесное взаимодействие со спортивными организациями и спортсменами-авиамоделистами позволяет проводить различные спортивные мероприятия на высоком уровне, недоступном в рамках отдельного авиамодельного кружка или учреждения дополнительного образования детей. Наличие координационного совета педагогов и спортсменов-авиамоделистов обеспечивает решение организационных и методических проблем указанного взаимодействия.

К социально-педагогическим факторам мы относим следующие.

1)     Работа, направленная на профессиональный рост педагогов, специализированную методическую помощь педагогам-авиамоделистам.

В советский период большинство руководителей технических кружков имели инженерно-техническое, а не педагогическое образование. В девяностые годы разрушение технического направления в системе детско-юношеского творчества привело к потере значительной части педагогического состава технических кружков. «Выжили» отдельные энтузиасты. Проблема заключается в том, что руководитель кружка с инженерным или техническим образованием не всегда хорошо ориентируется в новых образовательных подходах и технологиях, в то время как выпускники педагогических вузов не имеют достаточной инженерно-технической подготовки, чтобы создавать действующие модели летательных аппаратов. В этих условиях грамотная организация повышения квалификации и методической помощи руководителям технических кружков представляется крайне важной. Однако в Кировской области, как и в большинстве регионов России, нет специалистов, способных организовать и проводить такую работу. Данное обстоятельство сдерживает развитие политехнического образования в системе ДОД.

2)     Работа, направленная на развитие личности учащихся, создание уникальной образовательной среды.

Развитие личности подростков – главнейшая задача дополнительного образования детей. В образовательном пространстве авиамодельного кружка оно предполагает развитие организационных и творческих способностей учащихся, удовлетворение интереса подростков к технике и техническому творчеству, успех в продуктивной деятельности. Разработка индивидуальных программ развития для подростков позволяет решать данную задачу. Индивидуальная программа содержит инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть индивидуальной программы включает изучение теоретических основ технического моделизма, конструирование простейших моделей, ознакомление с инструментом и оборудованием, технологией работы ими, свойствами различных материалов и технологиями их обработки, формирование элементарных навыков представления своих разработок, участия в коллективной работе, спортивной деятельности. Вариативная составляющая программы предполагает в значительной степени учитывать интересы, способности и устремления подростков.

Особая уникальная образовательная среда в авиамодельном кружке формируется, в частности, в результате объединения учащихся в разновозрастные группы, что позволяет шире раскрыть заложенный в подростке потенциал, развить коммуникативные навыки, организаторские способности, умение работать в творческом коллективе, четко формулировать свои мысли, идеи и т. п., раскрыть педагогический потенциал подростка, воспитать такие важные личностные качества, как отзывчивость, настойчивость умение выслушать другого, видеть его положительные качества, умение сопереживать успехам и неудачам других, умение аргументированно отстаивать свое мнение и т. д.

3)     Включение родителей учащихся в образовательный процесс.

Включение родителей в образовательный процесс позволяет частично решать существующие проблемы с приобретением расходных материалов, проездных документов для членов областной команды, а также некоторые организационные проблемы. Родители, как правило, участвуют в разработке индивидуальных программ, организации тренировок и спортивных мероприятий. Участие родителей в образовательном процессе укрепляет семью, помогает наладить взаимопонимание между подростком и его родителями, мотивировать подростков к выбору инженерно-технических направлений в их будущей профессиональной деятельности.

К социально-личностным факторам мы относим:

1)     Рост заинтересованности подростков и их родителей в получении политехнического образования как общекультурной составляющей образования подростков.

2)     Улучшение естественнонаучной и математической подготовки школьников.

Снижение уровня математической и естественнонаучной подготовки учащихся в современной массовой школе затрудняет обучение подростков в техническом кружке. Руководители технических кружков отмечают у значительной части подростков неумение провести простейшие измерения и расчеты (найти объем бака, площадь крыла, рассчитать коэффициенты устойчивости модели по заданным формулам), плохое понимание элементарных законов физики, что замедляет образовательный процесс в техническом кружке, снижает его эффективность.

Как отмечалось выше, возникшие в техническом направлении дополнительного образования детей проблемы можно хотя бы частично решать в рамках авиамодельного образовательного кластера [8, 9]. В уникальном образовательном пространстве авиамодельного кластера осуществляется воздействие на совокупность выявленных факторов, организуется пространство профессионального самоопределения и начальной политехнической подготовки для усвоения учащимися основ инженерной культуры, создаются условия для развития у подростков интереса к инженерно-технической сфере, развития проективного мышления, формирования навыков конструирования, моделирования технологических процессов, мотивации к осознанному выбору инженерно-технических профессий. Это позволяет добиваться существенных результатов в решении проблемы эффективности политехнической подготовки подростков.