Full text

Аксиологические особенности современного поколения, характеризующиеся наличием проблемы нравственного воспитания [1, 2], самоорганизации личности в умении регулирования собственного времени и дисциплины [3], а также адаптации бывших школьников при переходе от одной системы образования к другой [4], обосновывают целесообразность расширения инновационных практик образования молодого поколения.

В настоящее время на рынке труда востребованы профессионально-компетентные, культурные молодые люди, способные осознанно принимать нравственно ориентированные решения, обладающие творческим потенциалом, определенным ценностным отношением к миру. От того, какими ценностными ориентирами современное молодое поколение, в том числе студенты, руководствуется в жизни, зависит их духовно-нравственная самореализация как в социуме, так и в будущей профессиональной деятельности [5].

В связи с этим в рамках обоснования актуальности внедрения технологии тайм-менеджмент в учебную деятельность студентов университета был проведен анализ психолого-педагогических проблем, существующих у студентов института биологии и биотехнологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (ВятГУ) в течение 2015–2018 гг. В исследовании приняли участие 180 студентов, из которых 120 студентов-первокурсников и 60 студентов четвертого курса.

Исследование проводили по следующим основным направлениям:

-          определение уровня самоорганизации;

-          анализ коммуникативных и организаторских способностей;

-          изучение уровня стремления к достижениям;

-          анализ направленности личности;

-          изучение исходного уровня знаний у студентов о сущности технологии тайм-менеджмент.

На первом этапе провели анализ уровня самоорганизации студентов университета. Для диагностики был использован тест «Организованный ли Вы человек?», разработанный Е. И. Комаровым [6].

Из ответов студентов было выявлено, что многие из них не могут определить свои жизненные приоритеты, поставить цель, составить план для ее реализации и рационально распределить время. Среди респондентов были и такие, кто до начала эксперимента вообще не задумывался над поставленными вопросами, объясняя свою позицию нежеланием тратить время, которого и так не хватает.

Среди предложенных сфер жизни (учеба, развитие, домашние обязанности, отношения с окружающими, досуг) 68,8% всех опрошенных имеют конкретные цели в учебе; приоритет личного развития у студентов находится на втором месте.

План действий по достижению целей составляют, не составляют, составляют иногда соответственно 43,8%, 53,1%, 3,1% опрошенных. Расписание или список дел на день (неделю, месяц) составляют лишь 34,4% студентов, при этом вспомогательными средствами для составления плана (органайзерами, блокнотами, планерами в сотовом телефоне и т. д.) пользуются лишь 9,4%, остальные предпочитают держать все в голове.

Полностью удовлетворены организацией своего времени 9,4% респондентов, не удовлетворены – 25%, остальные не совсем удовлетворены. В качестве причин нехватки времени студенты выделяют загруженность (25,1%), затрату времени на проезд на транспорте до места учебы (18,0%), неорганизованность или неправильное распределение времени (12,6%), лень (14,5%), рассеянность (7,4%), усталость (8,3%) и т. д.

Более 60% всех студентов считают полезным изучить вопросы, касающиеся правильной самоорганизации времени.

Благодаря полученным в ходе эксперимента результатам был сделан вывод, что у большинства студентов отсутствуют знания в области самоорганизации времени, не совсем осознана потребность в изучении вопроса самоорганизации. Многие студенты понимают, что проблема нехватки времени и неспособность правильно его организовать существует, но в каком направлении двигаться и как справиться с этим самостоятельно, они не знают.

Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Профессиональная деятельность выпускников института биологии и биотехнологии ВятГУ связана с работой в коллективе на предприятиях пищевой, фармацевтической и других видов промышленности. Поэтому оценка коммуникативно-организационных способностей важна для данного направления образования.

Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми достаточно часто первоначально может не проявляться у человека или отсутствовать. Однако при создании определенных условий, при развитии организаторских навыков и навыков общения человек может измениться. Это повысит его профессиональную значимость с учетом выбранной специальности. Если человек ставит перед собой сознательную цель саморазвития, необходимо приложить некоторые усилия для преодоления коммуникативных барьеров и формирования организаторских способностей.

Именно поэтому важно проанализировать исходный уровень организационно-коммуникативных особенностей, чтобы сформировать направления их развития в рамках внедрения в образовательный процесс технологии тайм-менеджмент.

Для оценки коммуникативно-организационных способностей студентам было предложено ответить на 40 вопросов опросника [7].

 

 

Рис. 1. Доля лиц, имеющих определенный уровень коммуникативных способностей

 

Из данных, представленных на рис. 1, следует, что уровень коммуникативных способностей студентов первого курса неудовлетворительный. Это определяется достаточно низким процентом лиц, имеющих высокие и очень высокие способности к коммуникации, соответственно 8,33% и 16,67% (в совокупности 25%), и очень высоким процентом лиц, имеющих низкие, ниже среднего и средние способности, соответственно 47,22%, 13,88% и 13,88% (в совокупности 75%).

Полученные данные подтверждают общую тенденцию, характерную для современного поколения: отдавать предпочтение виртуальному сетевому взаимодействию в противовес формированию навыков личного общения между людьми.

На рис. 2 представлены результаты анализа организаторских способностей студентов первого курса.

 

 

 

Рис. 2. Доля лиц, имеющих определенный уровень организаторских способностей

Представленные на гистограмме данные также говорят о низком организаторском потенциале студентов, о неготовности работать в команде, быть лидерами, организовывать производственный процесс и достигать результатов. Только 8,3% и 22,2% лиц обладают высоким и очень высоким организаторским потенциалом, большая же часть молодежи обладает низкой самоорганизацией: в совокупности 44,4%, 19,4%, 5,6% – это лица с низким, ниже среднего и средним уровнями самоорганизации.

В связи с тем что уровень развития самоорганизации неразрывно связан со способностью к самореализации у студентов-первокурсников института биологии и биотехнологии ВятГУ, был оценен уровень стремления к достижениям. Потребность в достижениях выступает источником активности личности. Она зависит от уровня самооценки человека. Чем выше уровень потребности в достижениях, тем активнее и целенаправленнее человек.

В исследовании был использован опросник, на вопросы которого должны были ответить студенты [8].

Оценка потребности в достижениях показала достаточно большой (51,9%) процент лиц, которые имеют высокий и выше среднего уровни стремления к достижениям. Если еще учесть процент студентов со средним уровнем, который составляет 25,9%, то в совокупности 77,8% лиц имеют неплохой потенциал профессиональных достижений.

Хотелось бы отметить некоторый диссонанс между высоким уровнем стремления студентов к достижениям и низким уровнем самоорганизации. Вот он, тот случай, когда могут помочь новые образовательные технологии, такие как тайм-менеджмент. Именно правильная программа развития молодого поколения, реализуемая в рамках новых образовательных технологий, направленная на формирование у современного молодого поколения таких навыков, как самоорганизация, целеустремленность, активность, мотивация, планирование и контроль своих действий, позволит иметь не только высокую потребность в достижениях, но и высокую реализацию поставленных профессиональных и жизненных целей. Кроме этого при приобретении вышеуказанных знаний умений и навыков можно ожидать повышение как такового процента лиц, стремящихся к высоким достижениям, и перехода лиц со средним и выше среднего уровнями на позицию лиц с более высокой мотивацией своих жизненных и профессиональных планов.

Учитывая, что федеральными общеобразовательными стандартами предусмотрено приобретение студентами в процессе обучения образовательных компетенций, на следующем этапе исследования было принято решение изучить приоритет выбора направленности современного поколения: на свои личные интересы, на общение или на дело. Для этого в работе была использована ориентационная анкета Б. Басса [9].

Результат по наличию профессиональной ориентации студентов оказался неплохим. Больше половины студентов (51,7%) заинтересованы в решении деловых проблем, наилучшем выполнении работы, ориентированы на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. У 31,1% всех опрошенных отмечено стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентироваться на совместную коллективную деятельность. 17,2% разделили свою направленность между общением и делом. Эгоцентризм в отношении своего «Я» не был отмечен ни у одного из опрошенных. Все это также свидетельствует о высоком профессиональном потенциале студентов и возможности развития у них недостающих качеств по планированию, самоорганизации, управлению личным и учебным временем с целью развития и реализации этого потенциала.

А что такое тайм-менеджмент, как мы убедились по результатам опроса, увы, знает лишь незначительная доля студентов-первокурсников. Для оценки исходных знаний был использован перечень вопросов, представленных в таблице.

Оценка исходных знаний студентов о технологии тайм-менеджмент

 

Номер

Вопрос

Доля лиц, давших ответ, %

1

Что такое тайм-менеджмент

51,3

2

Есть ли у Вас цель

94,9

3

Знаете ли Вы, как сформулировать цель по технологии SMART

0

4

Что такое хронометраж

51,3

5

Применяете ли Вы в своей жизни приемы организации времени

48,7

6

Знаете ли Вы о методиках планирования времени

12,8

7

Приведите пример методик планирования

7,7

8

Что такое поглотители времени, приведите пример

51,3

9

Что такое самоменеджмент

53, 8

10

Дайте определение понятию «делегирование»

0

 

Данные опроса показали, что лучше всего студенты представляют, что такое тайм-менеджмент, хронометраж времени, поглотители времени, самоменеджмент. Положительный ответ в первых трех случаях был получен от 51,3% студентов, в четвертом – от 53,8% студентов.

Ответы студентов дали основание использовать слово «представление» вместо слова «знание» при характеристике результатов опроса. Ближе всего к истинным знаниям студенты были при ответе на вопрос «Что такое тайм-менеджмент?». Ответы выглядели следующим образом: тайм-менеджмент – это распределение времени, учение о наиболее продуктивном использовании времени, искусство управления временем. Лучше всего студенты знают также, что такое поглотители времени. Среди наиболее частых ответов – Интернет, телевизор, телефон, лень, социальные сети. Очень интересно было мнение о поглотителе времени как о занятии, которому нужно уделить много времени, без дифференцировки критерия жизненной необходимости данного занятия. К поглотителю, а не к источнику знания были отнесены, например, книги.

Больше как представление, нежели знание, выглядели ответы на вопросы: «Что такое хронометраж?» и «Что такое самоменеджмент?»

Хронометраж – это метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий [10]. Ответы студентов на поставленный вопрос были различными и далекими порой от истины: «длительный период, в течение которого происходит смена событий», «счетчик времени», «распределение времени на отрезки» и т. д.

Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей [11].

Ответы студентов были следующими: организация собственного времени, управление собой, самостоятельное планирование своего времени, самоадминистрирование и т. д.

Был даже дан такой ответ, по-видимому, от респондента, цель жизни которого – иметь свой бизнес: «Самоменеджмент – это управление своим бизнесом».

В ответах отсутствовали основные критерии определения самоменеджмент: последовательное, целенаправленное, оптимальное, ведущее к цели.

Достаточно хорошо все обстоит с наличием у студентов жизненной цели – 94,9% ответили, что цель у них есть. Из них 94,2% указали, что это за цель, а 5,8% поставили просто «плюс». У 83,3% лиц эта цель связана с учебой. Формулировки цели в данном случае выглядели как «сдать хорошо сессию», «закончить год», «не вылететь», «получить новые знания» и т. д. У оставшихся 16,7% цель была связана в том числе с процессами адаптации в вузе: «полностью освоиться в вузе», «разобраться с расписанием и общежитием», «познакомиться с одногруппниками, найти новых друзей». Несмотря на высокий процент лиц, ответивших положительно на предыдущий вопрос, как правильно формулировать свою цель, не ответил никто. Только 12,8% дали положительный ответ о том, что они знают о существующих методиках планирования, указав вариант составления расписания, плана дел на день, в качестве средства планирования – ежедневник.

На вопрос «Дайте определение понятию “делегирование”» не ответил ни один из студентов.

Таким образом, результаты представленных исследований свидетельствуют о наличии психолого-педагогических проблем у студентов института биологии и биотехнологии ВятГУ, что проявляется и в наличии проблем нравственного воспитания, недостаточности подготовки молодого поколения к осуществлению процесса самоорганизации, неумению правильно распределять свое время, самостоятельно найти сферу приложения собственных сил, ставить цель, планировать свою жизнь, эффективно самореализоваться. Актуальной, как показали исследования, является и проблема адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе [12].

Новые условия развития общества диктуют необходимость изменения программ и появления новых современных технологий обучения, направленных на формирование молодого поколения, обладающего необходимыми компетенциями, нравственным потенциалом, внутренними ценностными качествами, которые способствуют выполнению профессиональных и жизненных задач.

Одной из таких инновационных технологий является технология тайм-менеджмент. Данная технология обладает огромным потенциалом в повышении эффективности образования студентов, в качественном формировании профессиональных компетенций, является фундаментом для построения карьеры, способствует активизации личностного потенциала в решении актуальных и перспективных задач как для отдельно взятого человека, так и для государства в целом.