Full text

Судебная система России представляет собой совокупность судов Российской Федерации, частью которой являются мировые суды;их деятельность регулируется ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Мировой суд обладает следующими признаками: 1) статус местного органа государства; 2) статус первичной судебной инстанции – и является наиболее приближенным к населению [1]. В основе делового общения юристов мирового суда лежит решение важного служебного вопроса, конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Знание этики делового общения является показателем профессиональной культуры сотрудника мирового суда, степени его соответствия современным требованиям. Культура профессионального общения юристов – залог успеха в реализации функций института мирового суда [2, 3]. Поэтому исследование психологических аспектов личности юристов мировых судов, влияющих на их профессиональное общение, является актуальным для юридической практики.

Поэтому целью данной работы было изучить профессиональное общение юристов мировых судов, а также эмпирическим путем исследовать психологические аспекты личности юристов мировых судов, важные для их профессионального общения.

В психологическом словаре понятие «общение» трактуется как «тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам» [4]. В своих работах Г. М. Андреева писала, что «люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности по поводу нее…» [5]. Для юристов владение навыками делового общения – составная часть профессионального юриста, независимо от его специализации.

Важной чертой общения в сфере правоохранительной деятельности является то, что оно зачастую проходит в особенном процессуальном порядке с соблюдением конкретных, определенно воспроизведенных правил коммуникации, которые регулярно применяются в работе юристов. Правоохранительная деятельность является разносторонней и включает себя множество аспектов деятельности, к примеру: прием заявлений у граждан (ст. 141 УПК РФ, ст. 133 ГПК РФ); допрос в ходе предварительного следствия (ст. 187–191 УПК РФ) [6]; допрос в суде при рассмотрении уголовных дел (ст. 275, 277, 278, 282 УПК РФ); допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве (ст. 170, 174, 177–180 ГПК РФ); судебные прения сторон, обмен репликами, произнесение последнего слова подсудимым (ст. 294–295 УПК РФ); судебные прения, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров (ст. 190 ГПК РФ) [7].

В условиях судебного делопроизводства свойственные ему процедура и форма общения обязывают судью обеспечить сторонам равные процессуальные возможности, не проявлять заинтересованность в исходе дела, в одинаковой степени учитывать мнение обеих сторон при принятии решения. Такое поведение судьи в нынешних условиях будет оценено гражданами как справедливое. Законодательная база, определяющая статус судьи, способного «творить» справедливость, конечно, является важным, но не определяющим условием решения этой задачи. Ведущая роль в обеспечении справедливости при осуществлении правосудия должна принадлежать правовому и нравственному сознанию судьи, включающему в себя как систему правовых идей, выражающих интересы правосудия, так и систему собственных правовых воззрений и убеждений, оценок справедливости и несправедливости правовых норм, соответствия правовых предписаний характеру общественных отношений, которые регулируются правом [8]. Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, справедливость и долг, совесть, достоинство и честь. Требование справедливости является базисной долей наиболее обширной высоконравственной группы, которая считается высокопрофессиональным долгом [9].

Деловое общение юристов основывается следующих принципах:

  1. Основа общения юриста – интерес к делу, но не личные интересы и не собственные амбиции. Этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела.
  2. Порядочность, то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких нравственных качествах, как обостренная совесть, стремление сохранить незапятнанной свою честь и утвердить собственное достоинство, умение держать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса, моральная устойчивость, умение не поступаться своими принципами, обязательность, точность, верность своему слову.
  3. Доброжелательность или потребность делать людям добро.

В. В. Романов писал, что в деловом общении юриста необходимо учитывать «не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т. д.), но и не процессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, к различным социальным ценностям» [10].   

С. А. Цыганий, отмечая решающую роль речи в профессии юриста, пишет: «Надо знать цену слову, особенно если от этого слова зависит судьба человека – оно может как воодушевить человека, так и причинить ему невыразимую боль… Коммуникативность – профессионально важное качество работников правозащитной сферы» [11]. Таким образом, можно сказать, что речь составляет основу профессиональной деятельности юриста любой специализации. От грамотной речи юриста и реализации индивидуального подхода зависит эффективность всей работы мирового суда в целом. Чтобы достигнуть результатов в работе, юристу необходимо уместно использовать различные стили речи, в определенной ситуации правильно их сочетать.

Юрист мирового суда – публичная личность, его деятельность протекает в условиях постоянных социальных контактов, что предъявляет особые требования к личности специалиста. Он должен четко, точно и логично излагать мысли, убедительно говорить, уметь пользоваться выразительными возможностями речи (экспрессивностью, лексическим разнообразием и др.) [12]. Юрист должен обладать такими индивидуально-психологическими характеристиками личности, которые позволили бы ему в любой трудной ситуации сохранить самообладание. Таким образом, задача профессионального общения юриста мирового суда – умение эффективно общаться с посетителями, проявляя высокий уровень коммуникативности и используя адекватный стиль общения, а также сохранить при этом общении эмоциональную стабильность, самообладание.

С целью изучения психологических аспектов личности юристов мировых судов, важных для их профессионального общения, нами было проведено эмпирическое исследование в мировом суде судебного участка города Кирова. Объект нашего исследования – личность юристов, работающих в мировом суде (судьи, помощники судей, секретари), в количестве 20 человек, из них 10 женщин и 10 мужчин.

В эмпирическом исследовании нами было применено пять тестов, каждый из которых помог изучить и раскрыть интересующие нас стороны в деятельности и в общении юристов:

  1. «Ориентационные стили профессионального общения» (автор А. В. Морозов). Тест был выбран, так как юристу необходимо учитывать множество критериев и формировать стиль для общения. Цель – выявление стиля общения, к которому склонен юрист [13].
  2. «Определение эмоциональной стабильности» (авторы Г. Айзенк, Г. Вильсон). Тест был выбран потому, что эмоциональная стабильность играет в судьбе успешного юриста значительную роль, а ее низкий уровень в любой момент может воздвигнуть непреодолимый барьер на пути успешного роста юриста как высококвалифицированного специалиста. Цель – определить, является ли испытуемый юрист эмоционально стабильным [14].
  3. «Исследование психологической структуры темперамента» (автор Б. Н. Смирнова). Цель – выявить тип темперамента юристов. Правоохранительная деятельность, как и любая другая, имеет свои особенности. С ними коррелируют различные свойства темперамента. Профессия предъявляет определенные требования к психике, нервной системе, темпераменту юриста. Игнорирование этих факторов, психологическая неподготовленность к их воздействию на психику, избыток отрицательных раздражителей при определенных свойствах темперамента может приводить к неоправданно повышенной нервно-психической напряженности, к различным психосоматическим расстройствам [15].
  4. «Определение волевой саморегуляции» (авторы А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман). Цель – рассмотреть важнейший показатель психологической подготовленности сотрудников к профессиональной деятельности – способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние[16].
  5. «Определение уровня общительности» (автор В. Ф. Ряховский). Цель –определить, насколько хорошо юристы применяют речевые навыки на практике и устанавливают взаимосвязи с другими людьми [17].

Результаты этих тестов помогли нам составить своего рода портрет юриста мирового суда.

Результаты по тесту «Ориентация стиля профессионально-делового общения» выявили факт, что у большинства испытуемых юристов высокая ориентация на процесс и на людей. Испытуемым больше присущи такие качества, как тщательное обсуждение процедурных вопросов, планирование, они хорошо организованы, а также контролируют детали. Юристы мировых судов ориентированы на систематичность, последовательность, тщательность. Результаты по тесту «Определение эмоциональной стабильности» отражены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования ориентации стиля

профессионально-делового общения юриста (в баллах)

 

Наименование шкал

Ориентация

на действие

Ориентация

на процесс

Ориентация

на людей

Ориентация

на будущее

Среднее значение

8

13,3

10,8

6,3

 

Ориентация на действие характерна для людей прагматичных, прямолинейных и часто взволнованных. Ориентация на процесс характерна для людей систематичных последовательных, честных, малоэмоциональных. Ориентация на людей характерна для эмоциональных, чувствительных, сопереживающих и ориентируемых.Ориентированные на будущее – это люди, полные идей и больших планов, открытых для всего нового.

Как видно из табл. 1, юристы демонстрируют в общении ориентацию в первую очередь на процесс, во вторую очередь – на людей.Но приставы ориентированы в первую очередь на людей и на действие. Адвокаты ориентированы на будущее.

Результаты исследования эмоциональной стабильности отражены на рисунке ниже.

 

 

 

Результаты исследования эмоциональной стабильности юристов

 

Проанализировав полученные результаты исследования эмоциональной стабильности испытуемых, можно сделать выводы о том, что юристы отличаются эмоциональной стабильностью по шкалам «Самооценка», «Удовлетворенность», что проявляется в здоровой самооценке, удовлетворенности, спокойности и автономности. Минимальная разница была выявлена по шкале «Тревожность», которая проявляется в необоснованном беспокойстве о чем-либо, в трудностях общения и бессознательно выбираемой позиции «слабого». Разница более чем в пять раз выявлена по шкалам «Навязчивость», «Ипохондрия», «Чувство вины». Эти данные показывают, что в структуре личности юристов присутствуют такие качества, как ипохондрия, чувство вины и навязчивость, которая может проявляться в пренебрежительном отношении к своему здоровью, а также в дисциплинированности, трезвости оценок и педантичности.

Результаты по тесту «Исследование психологической структуры темперамента» на определение темпераментальных характеристик выявили у юристов высокий уровень экстраверсии личности, что свидетельствует о том, что они активно и с удовольствием общаются с людьми. Также юристы мировых судов обнаружили высокий уровень эмоциональной уравновешенности и высокий уровень быстроты реакции и активности. Специалисты мировых судов отличаются высокими показателями экстраверсии, эмоциональной возбудимости, быстротой реакций, высокой активностью. Это характеризует их как общительных людей, имеющих много связей, добродушных, оптимистичных, энергичных, инициативных, полных энтузиазма и активных. Эмоциональная возбудимость юристов проявляется в деликатности, активности, тонком чувствовании других людей, но в то же время в склонности к депрессивности и эмоциональным напряжениям. Быстрота реакции юристов проявляется в высокой скорости оценки происходящего в настоящий момент и принятия решений, склонности к быстрому темпу речи, походки, жестикуляции и почерку.

По результатам тест-опросника по исследованию волевой саморегуляции можно сделать вывод о том, что у большинства испытуемых средний уровень саморегуляции, настойчивости и самообладания. Судьи, в отличие от помощников судей, приставов и адвокатов, обладают высоким уровнем саморегуляции и самообладания, т. е. судьи лучше способны заблаговременно осознать и организовать контроль за собственной психикой. Адвокаты продемонстрировали высокий уровень настойчивости. Это характерно для представителей данных профессий.

Анализ результатов исследования уровня общительности юристов мировых судов позволил сделать выводы о том, что уровень общительности (коммуникабельности) среди юристов является высоким.

Таблица 2

Результаты определения эмоциональной стабильности

Категория испытуемых

Судья

Помощник

Секретарь

Адвокат

Пристав

Уровень развития

коммуникабельности

Высокий

Высокий

Нормальный

Высокий

Нормальный

 

По данным, полученным в ходе исследования, мы можем сказать, что большая часть испытуемых обладает активной общительностью, которая «бьет из них ключом». Они всегда информированы о любом деле, что помогает им участвовать во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у них хандру. Такие люди всюду ощущают себя комфортно. Большая часть испытуемых общительны (бывает, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что подчас вызывает раздражение окружающих. Они успешно выстраивают взаимосвязи с другими людьми, часто бывают в центре внимания, что их весьма радует; быстро отходят от напряженных ситуаций.

Таким образом, эмпирическое исследование позволило сделать вывод, что большая часть испытуемых юристов мировых судов обладает достаточными навыками и уровнем коммуникации, характерными для этого вида деятельности. Юристы мировых судов чаще ориентируются на процесс, что помогает им в их деятельности; обладают высокой самооценкой, проявляющейся в их уверенности и выдержке; удовлетворенностью и полной автономностью. Они экстравертивные, активные, обладают быстрой реакцией, высоким индексом волевой саморегуляции и коммуникабельности. Эти качества присущи большинству юристов мировых судов, и их формирование напрямую связано с их профессиональной деятельностью. Обратная сторона деятельности юриста – выявленный у испытуемых низкий уровень здоровья, что связано с повышенными психическими нагрузками и стрессовыми ситуациями.

В результате проведенного исследования мы можем сказать, что для высококвалифицированного юриста будет характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Он ориентирован на систематичность, последовательность, тщательность, честен, многословен и малоэмоционален; также обладает большой уверенностью в себе и в своих силах; очень нравится себе самому, причем это вовсе не предполагает проявления самоуверенности или тщеславия; способен принимать быстрые решения даже в стрессовых ситуация; обладает высоким уровнем коммуникабельности, всегда информирован о любом деле, что помогает ему учувствовать в дискуссиях.

Структура и виды профессионального общения юриста представляют собой биосоциальную систему, функционирующую как единое целое.Существует множество форм, способов и видов делового общения юриста, ежедневно применяемых в профессиональной деятельности и в общении, которое выступает в форме межличностных отношений, включая взаимодействие, взаимопонимание, обмен информацией и прочее. При использовании какого-либо вида общения юристу необходимо учитывать множество критериев и существенных условий общения, обладать должными навыками и умениями для грамотного взаимодействия с субъектами и формирования стилей для общения с ними. Это проявляется, формируется и развивается всегда целостно, а не по частям. Все аспекты сознательно действующей личности юриста включены в общий поток психической деятельности, регулируемой системообразующими свойствами личности и поставленной перед личностью целью. Указанные функции и процессы – элементы целостного внутреннего мира личности, всегда личностно определяемые, личностно окрашенные. Их проявления в деятельности, поступках, действиях человека всегда личностно опосредованы и санкционированы.Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий, таких как добро и зло, справедливость и долг и др.

Также, исследовав особенности профессионального общения юриста, мы можем сказать, что в ходе профессиональной деятельности юристам мировых судов постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Понятно, что для того, чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Поэтому знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

Анализируя, изучая и наблюдая профессиональное общение юристов мирового суда, мы пришли к заключению, что общение открывает большие возможности в профессиональной деятельности юристов, а такие качества, как коммуникабельность, общительность, эмоциональная стабильность, активность, самостоятельность и т. д., являются показателями профессионализма юристов мировых судов.