Full text

В настоящее время учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней с целью привлечения дополнительных средств, необходимых для эффективного использования государственной собственности, развития материально-технической базы и поддержания социальной сферы, ведут деятельность, разрешенную уставом учреждения, но не связанную с получением и расходованием бюджетных ассигнований, – внебюджетную деятельность. Внебюджетная научно-производственная деятельность бюджетных учреждений является важнейшим и динамично развивающимся источником их доходов. Она и раньше играла определенную роль в государственных учреждениях, однако в условиях перехода бюджетной сферы в систему рыночных отношений её значение возросло. В то же время увеличивается круг вопросов и проблем, которые необходимо решать учреждению, в том числе и в области бухгалтерского учета. Являясь частью системы бухгалтерского учета в целом, бюджетный бухгалтерский учет характеризуется наличием своей специальной нормативно-правовой базы, а бухгалтерский учет операций с внебюджетными средствами, не связанных напрямую с целями, ради которых учреждения созданы, требует более детального методологического, организационного и законодательного регулирования.

Целью осуществления внебюджетной деятельности Национального центра онкологии при Министерстве здравоохранения Киргизской Республики (далее – НЦО при МЗ КР) является поиск дополнительных финансовых источников в условиях резкого сокращения расходов государства на здравоохранение [1].

Источники средств финансирования Центра показаны на рисунке.

 

 

Источники средств финансирования Центра

 

Бюджетное финансирование научно-исследовательских работ Центра осуществляется:

-          путем базового финансирования как средства поддержки фундаментальных исследований, проводимых Центром;

-          целевого финансирования научных исследований и разработок по приоритетным направлениям научно-технических программ;

-          контрактного финансирования отдельных исследований и разработок по системе грантов.

Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет специальных средств, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств. Основными задачами внебюджетной деятельности НЦО являются:

-          материальное стимулирование труда работников НЦО, участвующих во внебюджетной деятельности;

-          покрытие статей расходов НЦО (медикаментов, медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, реактивов, запасных частей для медицинского оборудования, техники и других нужд).

Внебюджетный отдел является одним из структурных подразделений НЦО и координирует все виды внебюджетной деятельности, руководствуется документами, поступающими от органов управления Министерства здравоохранения КР, создает организационную базу, обеспечивает законность ведения внебюджетной деятельности. Работники внебюджетного отдела подразделяются на основной, привлекаемый и вспомогательный персонал.

К основному персоналу относятся лица, осуществляющие внебюджетную деятельность и полностью содержащиеся за счет специальных средств.

К привлекаемому персоналу относятся лица, находящиеся на бюджетном финансировании и привлекаемые внебюджетным отделом вне рабочего времени.

К вспомогательному персоналу относятся лица, содействующие ведению и расширению внебюджетной деятельности (руководитель, учреждение, курирующий заместитель, главный бухгалтер) [2].

Руководитель учреждения (генеральный директор НЦО) принимает на должность заведующего отделом внебюджетной деятельности на контрактной основе, утверждает сметы, штатное расписание отдела, распоряжается внебюджетными средствами и контролирует их целевое использование.

Взаимоотношения внебюджетного отдела и НЦО, находящегося на бюджете, при котором он организован, определяются договором сторон, включающим условия аренды здания (помещения), перечень оборудования, медицинской техники, инструментарий, обязанности и ответственность сторон. Внебюджетный отдел имеет право:

-          самостоятельно устанавливать цены на выполняемую работу не медицинского характера и выпуск продукции;

-                    арендовать здания, отдельные помещения, медицинское оборудование и технику;

-                    осуществлять внебюджетную деятельность, не запрещенную законодательством КР;

-          организовать оказание в экстренных случаях бесплатной медицинской помощи;

-          производить прием (возврат) наличных денег с пациентов (пациента) с выдачей подтверждающих документов (чек, квитанция);

-          вести в установленном порядке медицинскую, бухгалтерскую учетную, отчетную документацию;

-          применять методы профилактики, диагностики и лечения, разрешенные Министерством здравоохранения КР;

-          соблюдать врачебную тайну;

-          обеспечивать наглядность информации.

Ведение бухгалтерского учета и отчетности. Прием наличных денег производится кассой НЦО по приходным кассовым ордерам [3], подписанным главным бухгалтером. О приеме денег пациенту выдается квитанция за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью (штампом) учреждения или чеком кассового аппарата. Приходные кассовые ордера регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации и затем выдаются кассиру [4].

В НЦО должна вестись кассовая книга, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру ежедневно. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, составляет отчет и сдает главному бухгалтеру. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера НЦО при МЗ КР. Выдача денег из кассы, не подтвержденные распиской получателя и без утверждения руководителя и главного бухгалтера расходные кассовые ордера считаются недействительными. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.

Руководство НЦО обязано оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из НЦО в банк или из банка, несет персональную ответственность в тех случаях, когда по их вине не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при хранении и транспортировке. После издания приказа о назначении кассира (материально ответственных лиц) на должность, руководитель НЦО обязан под подпись ознакомить кассира (материально ответственных лиц) с порядком ведения кассовых операций, после чего с кассиром (материально ответственными лицами) заключается договор об индивидуальной материальной ответственности. Вышестоящие органы управления здравоохранения при производстве документальных проверок во всех подведомственных учреждениях в обязательном порядке производят проверку кассы по соблюдению кассовой дисциплины. Особое внимание уделяется обеспечению сохранности, целевому использованию наличных денег, сдаче денежной выручки в банк. Все доходные поступления внебюджетных средств немедленно и полностью направляются на текущий счет соответствующих региональных отделений казначейства. В НЦО при МЗ КР имеется один специальный казначейский счет на все виды специальных средств.

НЦО при МЗ КР составляет ежегодно сметы по каждому виду статей доходов и расходов. На основе смет внебюджетных средств вышестоящие органы управления здравоохранения составляют сводные сметы с приложением сметы каждого учреждения здравоохранения.

Специальные средства включаются в государственный бюджет КР и выделяются в доходной и расходной частях бюджета отдельной строкой.

      Расходование внебюджетных средств до утверждения смет воспрещается. В случае неутверждения до 1 января внебюджетных средств разрешается до утверждения сметы (но не позднее 1 апреля) производить расходы не выше 1/12 части годовой суммы расходов ежемесячно. НЦО при МЗ КР обязан расходовать внебюджетные средства в пределах утвержденных смет и фактического поступления доходов по каждому виду внебюджетных средств. Передвижение внебюджетных средств из одной статьи в другую допускается с разрешения вышестоящего финансового органа.

      Действие смет внебюджетных средств прекращается 31 декабря. Остатки внебюджетных средств, образовавшихся к концу года на специальном счете, переносятся в доходную часть сметы соответствующего вида внебюджетных средств будущего года [5].

      Внебюджетные средства НЦО при МЗ КР в пределах утвержденной сметы не облагаются какими-либо налогами, а суммы превышения доходов над расходами по сметам внебюджетных средств в соответствии со статьей 29 Закона КР «О не налоговых платежах» от 14 апреля 1994 года № 1480/12 вносятся ими в доход соответствующих бюджетов (республиканские, местные).

      Контроль за финансово-хозяйственной внебюджетной деятельностью НЦО проводится Управлением внебюджетной деятельности МЗ КР, а также государственными органами, на которые законодательными актами КР возложена проверка финансово-хозяйственной деятельности НЦО.

Финансовый учет в бюджетных учреждениях сплошь и непрерывно должен отображать все операции, связанные с выполнением сметы. Своевременное, полное и достоверное отражение в балансе бюджетного учреждения всех хозяйственных операций является обязательным условием эффективного управления деятельностью бюджетным учреждением. Одна из важнейших задач совершенствования учета в бюджетных учреждениях – это учет средств специального фонда, их взаимосвязь в системе отчетных данных по показателями выполнения сметы в общем фонде. Решение этой задачи необходимо для максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств общего фонда в соответствии с полученными ассигнованиями и их целевым назначением в пределах объемов, утвержденных сметой учреждения.