В настоящее время российский бизнес, в том числе и малый, функционирует с учетом особенности максимально возможной отдачи от вложений в организационно-управленческие инновации и упорядочение и распределение бизнес-процессов. Инвестирование в процесс управления приводит к значительной экономии издержек в сопоставлении с вложениями в традиционные виды инноваций. По сравнению с инвестированием науки, техники, НИОКР, более значительный прирост производительности труда дает правильная координация подразделений и снижение себестоимости.
Рассматривая технологический и инновационный потенциал малых предприятий, выделим ключевые факторы:
- производственно-технологический уровень;
- степень заимствования и восприятия знаний;
- возможность генерирования нового знания.
Развитие любой организации, в том числе и малого предприятия, зависит от интеллектуальных ресурсов, в основе которых находятся знания из различных областей науки и техники. В условиях постоянного роста научно-технического прогресса и изменяющейся рыночной конъюнктуры с усилением конкуренции именно интеллектуальный ресурс представляет собой стратегический актив организации и выдвигается на первый план при разработке ключевых положений ресурсной стратегии.
Если говорить непосредственно об инновационном потенциале, характеризуя его в форме знаний, необходимо подчеркнуть, что он является товаром, производимым большим числом современных организаций, реализуемым или приобретаемым с решением при этом сложных задач, связанных с развитием собственного интеллектуального потенциала и его эффективным использованием.
Оценивая совокупность факторов, которые сдерживают технологические инновации и тем самым приводят к снижению инновационной активности существующих российских малых предприятий, можно выделить основные: недостаток квалифицированного персонала соответствующего уровня и отсутствие информации о новых технологиях, недостаток данных по рынкам сбыта, а также недостаточный уровень развития кооперационных связей.
Инновационная сфера представляет собой пространство, где осуществляется превращение научно-технического продукта как результата фундаментальных и прикладных исследований, ОКР, в рыночный товар, обладающий новыми, актуальными потребительскими свойствами. Рассматривая инновацию с позиции процессного подхода, можно выделить в ней сочетание различных функциональных видов деятельности: стратегическое планирование; комплексные НИОКР; маркетинговая деятельность, связанная с анализом рынка и продвижением продукции; управление непосредственно самим проектом и коммерциализация полученных результатов. При этом под результатом понимаем продукт научной и научно-технической деятельности, который зафиксирован на различных информационных носителях и содержит новые виды знания или решения. Можно сделать вывод, что определяющим свойством научно-технической продукции является возможность ее последующего вовлечения в товарный оборот или производственный цикл [1].
Продолжая анализ с позиции процессного подхода, представим инновационный процесс в самом общем виде как два подпроцесса: по получению и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, актуальных решений производственного, финансового, административного или иного характера, а также иных результатов интеллектуальной деятельности. Если рассматривать часть инновационной деятельности в виде инновационного проекта, то можно выделить две взаимодействующие стороны: вуз (малое инновационное предприятие) и внешний партнер (предприниматель) [2].
Структура внутривузовской работы включает две составляющие: непосредственно научно-исследовательскую работу, носящую прикладной характер, а также практический аспект в форме разработки технологии выпуска конкретной продукции. Внешний партнер по отношению к малому предприятию осуществляет функции, которые связаны с деятельностью по освоению выпуска продукции, организации маркетинговой деятельности с целью перехода к массовому типу производства, с получением оплаты заказов от покупателей и поступлением средств на расчетный счет вуза, а именно субсчет малого инновационного предприятия. Основную группу тех рисков, которые возникают в процессе коммерциализации рассматриваемого проекта, берет на себя непосредственно предприниматель. Коммерциализация исследовательской деятельности в значительной мере определяется связями между ключевыми участниками инновационного процесса – научными организациями и вузами, малыми фирмами, крупными корпорациями [3].
Организация маркетинговой деятельности при этом связана с таким важным этапом маркетингового развития НИОКР, как организация информационного взаимодействия между научными школами и промышленными предприятиями для усиления интеграции. К наиболее перспективным вариантам такой интеграции с целью стимулирования инновационного развития регионов и экономических районов относятся такие инновационные структуры, как технопарки, технополисы, свободные экономические зоны. По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий [4].
Инновационное предложение формируется всегда как ответ на запрос производителя конкретного товара или услуги. Одной из отличительных особенностей инновационного товара является то, что он обращен к точному адресу, имеет характерную сферу производства или определенную рыночную нишу. Малые предприятия, выступая в роли владельцев интеллектуального товара, обладают определенной степенью превосходства над покупателями новшества в области информированности о техническом потенциале своего товара, но при этом теряют позиции перед покупателями при его коммерческой оценке. Потребитель (покупатель) новшества в большинстве случаев лишь в общем виде представляет свою задачу производственного инвестирования и при выборе инновационных решений ориентируется на эти представления. Возможность практического воплощения инновационной деятельности определяется соотношением результатов и затрат, которые трансформируются в различных вариантах и определяются фактором спроса. Для малых предприятий именно инновации играют роль средства решения различных производственных и коммерческих задач своей деятельности. При этом степень заинтересованности предпринимателей в инновационной деятельности обусловливается предполагаемой долей полученного эффекта от ее результативности, а именно от распределения будущих прибылей, которые связаны с реализацией новшеств.
Новые условия макроэкономики, возникшие в результате кризиса, оказали определенное благоприятное воздействие на осуществление инновационной деятельности теми малыми предприятиями, которые в первую очередь ориентированы на российский рынок, так как конкурентоспособность их продукции резко возросла по сравнению с импортной. В результате реализации политики импортозамещения возник стимул к развитию производства продукции на экспорт, который заставил малые предприятия производить технологические новшества для повышения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Помимо этого усилился интерес малых предприятий к использованию отечественной техники, более активно стал происходить процесс контакта с отечественными производителями техники или запасных частей для оборудования, в том числе и импортного. Растущие при этом затраты, направленные на науку и образование, представляющие собой результат естественной эволюции технологического развития, подчеркивают необходимость создания в экономической среде объекта в форме замкнутого воспроизводственного контура, который обеспечил бы отдачу затраченных средств, в том числе связанных с расширением базы исследований и разработок, а также с улучшением системы образования. Выводы исследований об уровне технико-экономического и технологического развития в России по статистическим показателям свидетельствуют о наличии функциональной связи между категориями затрат на степень развития науки и научно-техническим уровнем выпускаемой продукции.
Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы [5].
Одна из характеристик малых самостоятельных инновационных предприятий связана с нацеленностью персонала на общий для всего персонала конечный результат, вследствие чего малые предприятия работают более быстро и эффективно. Анализируя управленческие и организационные процессы в небольших коллективах, подчеркнем, что здесь возможна универсализация специалистов, следовательно, взаимопомощь и временная концентрация интеллектуальных усилий, мозговой штурм, но при этом практически невозможны такие негативные явления, как межведомственная бюрократическая борьба и перекладывание ответственности друг на друга.
Малые инновационные предприятия играют роль одного из самых активных участников современного инновационного процесса, в том числе в условиях российской экономики. Данные официальной статистики позволяют сделать вывод о несоответствии количества малых инновационных предприятий реальному числу малых фирм, занимающихся высокотехнологичным бизнесом. По оценкам экспертов, в анализируемой сфере деятельности реально функционирует не более 10% их номинального количества. Таким образом, численность малых инновационных предприятий в России не соответствует существующему в настоящее время спросу на инновации. Максимальный удельный вес малых инновационных предприятий наблюдается в машиностроении и металлообработке, легкой, деревообрабатывающей и пищевой промышленности. Отметим, что малые инновационные предприятия в основном ориентируются на внутренний рынок, что подтверждено результатами выборочных исследований – менее 20% их общего числа имеют зарубежных партнеров. Кроме того, большинство этих предприятий занимается выпуском наукоемкой продукции, имея незначительные расходы на исследования и разработки.
Существующие законодательные условия ограничивают рост потенциала малого бизнеса в России, вследствие чего он остается пока не до конца реализованным. При этом сложившиеся на текущий момент условия запрета ввоза продуктов из ЕС и США открывают перед российскими предпринимателями новые рыночные ниши и новые возможности. Для переориентации своей деятельности или же для открытия нового бизнеса, позволяющего занять освободившуюся рыночную нишу, появляется необходимость в денежных средствах, что способствует росту спроса на банковские кредиты [6].
Рассматривая процессы продвижения и коммерциализации по отношению к малым предприятиям, можно отметить роль инновационных инфраструктур в их осуществлении. Например, такая структура, как технопарк, своим функционированием обеспечивает возникновение целого ряда преимуществ: разумное вложение средств в развитие предпринимательства; создание новых рабочих мест; объединение в форме единой инфраструктуры нескольких технологий бизнеса; упорядочивание транспортных коммуникаций и потоков. Технопарк позволяет объединять несколько технологий в одну экономическую цепочку: научные разработки; запуск и реализация полученных опытных образцов; различные уровни кооперации малого, крупного и среднего бизнеса; маркетинговые исследования; экспозиционно-выставочные возможности и потенциальная реализация продукта или услуги. Виртуальный технопарк, созданный на базе вуза в регионе, будет способствовать усилению взаимодействия основных рыночных субъектов в направлении коммерциализации инноваций, позиционированию и продвижению научно-технической продукции в Волгоградской области и за ее пределами и увеличению тем самым экономического и инновационного потенциала области [7].
Целью НИОКР является создание образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю [8]. Окончательная проверка итогов теоретического исследования происходит на этапе опытно-конструкторских разработок, где создается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается образец новой техники. Если прослеживать уровень вероятности получения желаемых результатов, то можно наблюдать его повышение от НИР к ОКР – от 85–90% до 95–97%. Завершающей стадией НИОКР является освоение промышленного производства нового изделия.
Предпринимательская среда малого предприятия должна в первую очередь быть нацелена такие функции, как завоевание рынка, расширение и углубление сегментации, формирование своего потребителя. При этом современный маркетинг позволяет малому предприятию кроме анализа рынков и факторов внешней макросреды изучать сегодняшних потребителей, а также проектировать потенциально возможных.
Изобретатель научно-технической продукции, приступая к начальной стадии цикла реализации проекта, должен понимать ту задачу, которая стоит перед ним – максимально возможное увеличение доли на нишевом рынке или занятие значительной доли крупного динамично развивающегося рынка. Это необходимо решить в качестве первоочередной задачи, так как с учетом размеров и типа целевого рынка будет происходить дальнейшая трансформация продукта и его позиционирование с существенными отличиями.
В условиях стабильной фазы на крупном рынке, т. е. в ситуации занятости всех серьезных долей крупными игроками, постоянный ассортимент основных продуктов малого предприятия подвергается небольшой модификации. Но если на данном рынке осуществляются резкие перемены в технологии или доминирующей бизнес-модели, то сам рынок обновленных продукта или услуги характеризуется быстрым ростом и для новых компаний появляется серьезный шанс, поскольку в большинстве ситуаций у предпринимателей есть время на подготовку к прорыву.
Неудачный опыт проникновения с новой технологией или бизнес-моделью на рынок может быть связан с группой непроработанных аспектов и неучтенными факторами. То предприятие, которое может успешно применить результаты такого негативного опыта с целью усовершенствования самой технологии или корректировки бизнес-модели с последующим выходом на рынок с доработанным продуктом, может на рынке совершить перелом. Именно с небольшого сегмента, там, где недостатки услуги или продукции оказывают наиболее сильное влияние, инновационно ориентированной компании лучше начинать проникновение на крупный рынок, поскольку данный сегмент является своего рода ступенью перехода для дальнейшей экспансии всего рынка.
Малое предприятие, занимаясь разработкой и освоением данной ниши, за первые годы деятельности может добиться количественного роста, обеспечив тем самым ожидаемую доходность для инвестора на вложения. Рассматривая данный подход, можно выделить недостаток, который заключается в том, что объем указанной ниши будет ограничивать в перспективе рост, поэтому компания рискует остаться в числе тех предприятий, у которых относительно небольшой размер оборота. Это в определенной мере может устраивать часть малых предприятий. Можно выделить ряд критериев, которые применимы для определения удачной и востребованной ниши:
- возможности по определению и описанию особенностей ниши;
- наличие потенциала данного типа рынка создавать продукт конкретно для данной ниши;
- существование мотивации у предполагаемых потребителей ниши для приобретения данного продукта;
- возможности создания и функционирования механизма по распространению продукта среди потребителей ниши.
Если продолжать развитие малого предприятия в дальнейшем, то при реализации процесса диффузии инноваций появляется вопрос о степени восприятия предпринимателем полученных результатов интеллектуальной деятельности. Итоги коммерциализации научно-технических разработок интересуют предпринимателя в аспекте получения прибыли по внедрению и реализации с учетом при этом значительной доли риска, связанного с деятельностью компании на новых типах рынка или предложением на функционирующих в настоящее время рынках нового продукта или услуги.
Рассмотрение и выбор наиболее эффективных методов управления и оценки инновационного потенциала малого предприятия позволяют во многом обеспечить сам процесс укрепления инновационного потенциала. Можно рассмотреть ключевые задачи, относящиеся к управлению инновационным потенциалом малых предприятий:
- экстенсивный и интенсивный рост показателей финансового состояния и параметров инновационного потенциала малого предприятия;
- приобретение, разработка, планирование и распределение ресурсов, необходимых для достижения поставленной инновационной цели, т. е. непосредственно формирование самого инновационного потенциала малого предприятия;
- преобразование ключевых составляющих инновационного потенциала в конечный инновационный продукт или услугу.
Рассматривая как объект управления инновационный потенциал малого предприятия в аспекте исследования и анализа методов его оценки, определим его как изучение процессов реализации ключевых функций управления по отношению к важнейшим факторам инновационного потенциала малого предприятия.
Для того чтобы правильно подобрать критерии «инновационности» малых предприятий и разработать необходимые процедуры их использования, необходимо заранее сформулировать проблемы в деятельности этих предприятий, наличие которых в значительной мере может оказать влияние на их инновационную активность [9].
Качество персонала предприятия и состояние управленческой системы, уровень развития материально-технической базы, практика поведения на рынке представляют собой важнейшие элементы, определяющие способность малого предприятия к инновациям. С учетом такого подхода можно выделить ряд объектов для оценки инновационного потенциала:
- персонал малого предприятия;
- рыночная активность малого предприятия;
- основные факторы текущей финансово-хозяйственной деятельности;
- организационно-управленческая система предприятия;
- производственная, инновационно-технологическая и научно-техническая база.
Анализ уровня инновационного развития малых предприятий связан с рассмотрением множества элементов, при этом каждый из них может быть представлен как совокупность определенных подсистем. Подсистемы позволяют оценить ресурсный потенциал малого предприятия, уровень взаимодействия ресурсов и их влияние в целом на результативность и эффективность инновационной деятельности малого предприятия.
В аспекте инновационного потенциала исследование малых предприятий представляет собой один из ключевых этапов комплексного подхода оценки инновационной деятельности малых предприятий. Но в настоящий момент нет наличия единой действенной и эффективной методики по оценке инновационной деятельности современных малых предприятий.
Анализ и укрепление инновационного потенциала малых предприятий представляют собой важную экономическую задачу, так как именно малое предпринимательство, задействованное в инновационной сфере, решает ряд очень важных социально-экономических проблем. Развитие малого инновационного предпринимательства в дальнейшем обеспечивает увеличение размера налоговых поступлений в бюджет страны, расширение возможностей государства по выполнению социальных обязательств. Функционирование малых и средних предприятий ориентировано в наибольшей мере на удовлетворение потребностей и нужд потребителей в необходимых товарах и услугах, а также способствует обеспечению занятости населения.
На уровне различных регионов развитие малых предприятий способно обеспечить наполнение доходной части регионального бюджета, что способствует за счет внутреннего ресурсного потенциала оживлению экономически депрессивных районов.
Малое предпринимательство относится к наиболее динамичному элементу в структуре хозяйственной деятельности, так как оно стимулирует развитие конкуренции, обеспечивает на уровне региона диверсификацию экономики, способствует развитию инновационного потенциала региона и расширяет его экспортные возможности. Развитие малого предпринимательства способно привести к стабильности экономики и малым рискам осуществления инвестиционной деятельности.