Full text

По статистическим данным, лексическое богатство языка любого человека составляет от 2000 до 3000 словоупотреблений.

Например, казахский мыслитель Абай из всех 46 850 словоупотреблений использовал всего 14 586 словоупотреблений, или 31,1% от общего количества.

В составленном нами частотном словаре 1988 г. из 199 428 словоупотреблений Ч. Айтматов использует 35 991 словоупотребление, а это составляет 18% от общего числа словоупотреблений. После критического замечания академика Б. Орузбаевой о том, что последние произведения Ч. Айтматов писал только на русском языке, поэтому переведенные произведения написаны не чисто айтматовским языком, а в том числе и языком переводчика, мы выбрали те ранние рассказы и повести, которые написаны автором только на киргизском языке. Их оказалось восемь; общая сумма словоупотреблений 107 991, в них автор использует 21 737 словоупотреблений, что составляет 20% от общего количества. Если аналогично рассмотреть другие произведения, например «Абай жолу» М. О. Ауэзова, то получается следующая картина: в «Абай жолу» всего 465 691 словоупотребление, из них Мухтар Омарханович использует 61 424 словоупотребления, что составляет 13,2% от общего числа [1]. Если сопоставить эти данные, то можно сделать вывод: чем больше массив, тем меньше процент употребления.

Вообще, существуют данные о богатстве языка писателей. Откуда и как они получены, неизвестно, но они существуют.

В. Шекспир – 16 000 слов.

А. С. Пушкин – 21 197 слов.

Д. Н. Мамин-Сибиряк – 11 283 слова.

Абай – 6017 слов.

М. Ауэзов – 16 983 слова.

Однако мы считаем, что эти данные неверны. Чтобы точно определить лексическое богатство языка писателя, надо, как мы полагаем, учесть следующее:

1)     количество словоупотреблений писателей, творчество которых мы хотим рассмотреть, должны быть одинаковым;

2)     жанры произведений тоже должны быть одинаковыми (поэзия или проза);

3)     языковые особенности, то, к какой группе относится данное произведение.

Существует формула определения лексического богатства языка писателей:
Б = Л / М, где Л – количество различных словоупотреблений; М – количество общих словоупотреблений.

Для выявления количества словоупотреблений в произведениях Ч. Айтматова мы взяли следующие данные [2].

Таблица 1

Количество словоупотреблений в произведениях Ч. Айтматова

 

Произведения

Количество различных

словоупотреблений

Количество общих

словоупотреблений

«Ак жаан»

1998

3945

«Асма көпүрө»

3708

8884

«Түнкү сугат»

3199

6720

«Бетме-бет»

7336

20 134

«Жамийла»

6023

15 911

«Биринчи мугалим»

4823

23 516

«Саманчынын жолу»

8255

26 179

«Атадан калган туяк»

1592

2702

Общее по произведениям

21 737

107 991

 

Используя вышеуказанную формулу для табл. 1, вычисляем лексическое богатство каждого произведения Ч. Айтматова.

  1. «Ак жаан»: Б =  = 0,5.
  2. «Асма көпүрө»: Б =  = 0,42.
  3. «Түнкү сугат»: Б =  = 0,47.
  4. «Бетме-бет»: Б =  = 0,36.
  5. «Жамийла»: Б =  ≈ 0,38.
  6. «Биринчи мугалим»: Б =  = 0,2.
  7. «Саманчынын жолу»: Б =  = 0,31.
  8. «Атадан калган туяк»: Б =  ≈ 0,59.
  9. Общее по произведениям: Б =  = 0,2.

Числа по произведению «Биринчи мугалим» и общее число по произведениям оказались невелики. А числа по произведениям «Атадан калган туяк» и «Ак жаан» получились большими. Вообще, в идеале должно быть так: Л = М = 1.

Итак, чем меньше делимое, тем больше дробь. И наоборот, чем больше делимое, тем меньше дробь. Таким образом, самым лексически богатым произведением является «Атадан калган туяк», а самым лексически бедным – «Биринчи мугалим».

Для того чтобы еще шире раскрыть мастерство великого писателя, мы взяли девять приложений [3].


 

Таблица 2

Распределение произведений по частям речи

 

Части

речи

Всего

 Ак жаан, 1954

 Асма көпүрө, 1955

 Түнкү сугат, 1955

 Бетме-бет, 1957

 Жамийла, 1958

 Биринчи мугалим, 1961

 Саманчынын, жолу 1963

 Атадан калган туяк, 1968

 Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

 Кол-во

%

 Кол-во

%

 Кол-во

%

 Кол-во

%

Кол-во

%

Глагол

 39377

0,365

1297

 32,88

3002

33,79

2342

34,85

 7716

 8,32

 5465

34,35

 8700

37,6

 9847

37,61

1008

 37,3

Имя сущ.

 33063

0,306

1260

 31,94

2872

32,33

2171

 32,3

 6273

 1,16

 4732

29,74

 7116

7,26

 7832

29,92

 807

29,87

Местоимение

 12314

0,114

 447

 11,33

1044

11,75

 691

 0,28

 2089

 0,37

 2044

12,85

 2962

8,71

 2725

10,41

 312

11,55

Служ. слова

 10120

0,094

 378

 9,58

 776

 8,73

 665

 9,89

 1819

 9,03

 1632

 0,26

 2048

8,71

 2561

 9,78

 241

 8,92

Наречие

 5373

 0,05

 268

 6,79

 455

 5,12

 339

 5,04

 846

 4,2

 841

 5,28

 1138

4,84

 1347

 5,14

 139

 5,14

Имя прил.

 4589

0,042

 171

 4,33

 498

 5,6

 308

 4,58

 754

 3,74

 773

 4,86

 910

3,87

 1055

 4,3

 120

 4,44

Имя числ.

 2041

0,019

 83

 2,1

 162

 1,82

 138

 2,05

 401

 1,99

 280

 1,76

 406

1,73

 521

 2

 50

 1,85

Междометие

 804

0,007

 32

 0,8

 45

 0,5

 44

 0,65

 146

 0,72

 109

 0,68

 188

 0,8

222

 0,85

 18

 0,67

Подражательные

 310

0,003

 9

 0,23

 30

 0,34

 22

 0,33

 90

 0,45

 35

 0,22

 48

 0,2

69

 0,26

 7

 0,26

Всего

 07991

 100

3945

 3,65

8884

 8,23

6720

 6,22

20134

18,64

15911

14,73

23516

21,77

 26179

24,24

 702

 2,52

                                                                      


Используя табл. 2, вычислим качество, предметность и динамику языка в произведениях Ч. Айтматова. Для вычисления мы использовали формулы профессора Б. Н. Головина [4].

 

Качество языка: К = .

 

Предметность языка: П = .

 

Динамика языка: Д = .

 

«Ак жаан»:

 

П =  ≈ 0,86.

 

К =  = 0,17.

 

Д =  = 0,76.

 

«Асма көпүрө»:

 

П =  = 0,82.

 

К =  = 0,16.

 

Д =  = 0,78.

 

«Түнкү сугат»:

 

П =  ≈ 0,82.

 

К =  = 0,14.

 

Д =  = 0,83.

 

«Бетме-бет»:

 

П =  = 0,74.

 

К =  = 0,11.

 

Д =  = 0,98.

 

«Жамийла»:

 

П =  = 0,87.

 

К =  = 0,15.

Д =  = 0,86.

 

«Биринчи мугалим»:

 

П =  = 0,74.

 

К =  ≈ 0,13.

 

Д =  =  ≈ 0,95.

 

«Саманчынын жолу»:

 

 П =  =  ≈ 0,72.

 

К =  ≈ 0,14.

 

Д =  = 0,95.

 

«Атадан калган туяк»:

 

 П =  =  ≈ 0,72.

 

К =  ≈ 0,14.

 

D =  =  ≈ 0,95.

 

Таблица 3

Показатели динамики в произведениях Ч. Айтматова

 

Статистические оценки

 

Произведения

Предметность

П

Качество

К

Динамика

D

«Ак жаан»

0,86

0,17

0,76

«Асма көпүрө»

0,82

0,16

0,78

«Түнкү сугат»

0,82

0,14

0,83

«Бетме-бет»

0,74

0,11

0,98

«Жамийла»

0,87

0,15

0,86

«Биринчи мугалим»

0,74

0,13

0,95

«Саманчынын жолу»

0,72

0,14

0,95

«Атадан калган туяк»

0,72

0,14

0,95

 

Как видно из табл. 3, в ранних произведениях Ч. Айтматова показатель предметности высокий, а в последующих произведениях идет к уменьшению. И наоборот, показатель динамики в последних произведениях растет.

Проделанное исследование подтверждает мысль о том, что литературное произведение служит информативным этнологическим источником. Более того, художественная литература – один из немногих источников, для которого характерно полноценное совмещение описания и анализа. Существуют как объективные критерии, так и необходимый инструментарий для получения из художественного текста этнологической информации.