Изменения, происходящие в семье и обществе, выдвигают новые идеи и подходы к объекту исследования, ставя в центр внимания «человека говорящего», от речевой деятельности которого зависит эффективность и успешность общения в различных ситуациях социального взаимодействия. В появлении новой отрасли антропоцентрической лингвистики – речевой конфликтологии – выражен особый интерес к проблемам конфликта и гармонизации речевого общения. В этом отношении семья является той сферой человеческого общения, в которой наиболее явно и естественно проявляются индивидуальные особенности личности, особенности речевого поведения.
Поскольку семья – это сложная система взаимоотношений разных людей со своими установками, ценностями, взглядами, привычками и характерами, разногласия в ней неотвратимы. Возникновению ситуаций напряженного, дисгармоничного общения способствует сама сфера обиходно-бытового общения, характеризующаяся постоянством контактов членов семьи, иерархией семейной ролевой структуры, определенной тематикой разговоров, высокой степенью непринужденности общения и др. Таким образом, семейное общение представляет широкий спектр коммуникативных ситуаций, позволяющих исследовать особенности речевого поведения человека в различных ситуациях общения, в том числе в конфликте.
Лингвистическое изучение семейного общения представляется перспективным современным направлением по разным причинам. Брачно-семейные отношения являются одной из значимых сфер в функционировании общества. Стратегии развития любой страны связаны с состоянием семьи. Сейчас в нашей стране исследование семьи находится в рамках одного из приоритетных направлений государственной политики РФ. Семья – это первичная социальная группа, где человек начинает учиться, усваивает культурные, поведенческие и ценностные ориентиры. От первого опыта взаимоотношений и общения в семье во многом зависит дальнейшее становление человеческой личности [1].
Целью данной статьи является исследований речевой специфики конфликтного семейного общения жителей южного города. Материалом для исследования послужили результаты проведенного анкетирования (более 200 респондентов), магнитофонные и блокнотные записи, собранные автором в 5 семьях жителей города Таганрога.
Понятие «конфликт» чаще всего определяют как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия» [2, с. 234]. В данном определении мы будем отталкиваться от такого основания, как «столкновение противоположно направленных целей», в нашем случае – целей речевого общения в ситуациях семейного конфликта. С точки зрения теории коммуникативных актов такие ситуации определяются как «конфликтный коммуникативный акт» и рассматриваются с позиции участников общения – адресанта и адресата и существующих между ними противоречий. В лингвистике «состояние противоборства двух сторон (участников конфликта), в процессе которого каждая из сторон сознательно и активно действует в ущерб противоположной стороне, эксплицируя свои действия вербальными и прагматическими средствами» определяется как «речевой конфликт» [3, с. 9]. Экспликация противоречий выражается на вербальном и речедеятельностном уровнях, поэтому изучение особенностей поведения участников такого типа взаимодействий целесообразно с точки зрения анализа их речевого поведения, определяемого стратегиями (целями) и тактиками (способами достижения целей) общающихся.
Речевая специфика конфликтного общения в семье нами была подробно описана в статье [4], в которой рассматривались поводы, ведущие к началу семейных конфликтов, агрессия как форма речевого поведения, а также речевые средства выражения конфликтного общения. На новом материале мы далее попытаемся рассмотреть семейный конфликт как проявление рассогласованности системы межличностных отношений, обладающей большой эмоциональностью и силой воздействия по сравнению с другими межличностными конфликтами. Психологи отмечают, что любой конфликт так или иначе преломляется через призму семейных отношений. В этом отношении предпринятое исследование может послужить поиску приемов и способов гармонизации семейного речевого общения.
Анкетный опрос был посвящен выявлению особенностей общения жителей г. Таганрога. Несколько вопросов анкеты касались темы семейных конфликтов. Так на вопрос «Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты» из предложенных ответов 53,42% (117 человек) выбрали ответ «иногда», 37,9% (83 человека) – «редко», 3,65% (8 человек) – «не бывают», 3,2% (7 человек) – «часто», 0,46% (1 человек) – «очень часто».
С целью выяснения причин, ведущих к семейным конфликтам, был предложен вопрос «Чем чаще всего в Вашей семье обусловлены ссоры, конфликт?». Количественный показатель выбранных ответов (их можно было отметить несколько) представлен на диаграмме (см. рис. 1).
В. С. Третьякова, описывая речевой конфликт, отмечала, что «в основе процесса порождения высказывания лежат потребности и интересы, определяются мотивы общения (выделено нами – В. А.), на базе которых формируются цели» [5, с. 16]. Мотивы являются теми причинами, которые лежат в основе выбора действий и поступков личности, на базе чего в сознании человека формируются цели, реализующиеся в речедеятельностном аспекте в понятиях речевой стратегии и тактики.
1 – непонимание членами семьи друг друга; 2 – нарушение этики взаимоотношений; 3 – отказ участвовать в семейных делах, заботах; 4 – разногласия в вопросах воспитания детей; 5 – злоупотребление алкоголем; 6 – материальные проблемы.
Рис. 1. Причины семейных конфликтов
В данном исследовании речевую стратегию мы определяли по типу диалогического взаимодействия, направленному на результат коммуникации – гармонию и конфликт. Реализуются стратегии с помощью речевых тактик – динамических единиц, обеспечивающих оперативное реагирование на ситуацию. Исследователями отмечается достаточно жесткая соотнесенность между речевыми стратегиями и тактиками: кооперативные тактики реализуют стратегию гармонизации, конфликтные тактики – стратегию конфронтации.
Для определения тактических предпочтений поведения в семейных конфликтах были сформулированы следующие вопросы: «Как Вы чаще всего реагируете на агрессию со стороны близких родственников?» и «Какой способ общения в Вашей семье помогает наладить отношения в ситуациях ссоры, конфликта?» В качестве реакций на агрессию со стороны близких людей количественный показатель выражен следующими данными: 88 выборов (40,18%) – «перевожу в шутку», 58 (26,48%) – «молчу», 53 (24,2%) – «терплю», 52 (23,74%) – «обижаюсь», 48 (21,92%) – «уступаю», 26 (11,87%) – «взываю к духовности и нравственности», 25 (11,42%) – «отвечаю тем же», 0 – «угрожаю».
По результатам опроса наладить отношения в ситуациях конфликта помогают тактики компромисса – 136 выборов (62,1%), сглаживания конфликта – 105 выборов (47,94%), уступки – 104 выбора (47,49%), юмора, шутки – 101 выбор (46,12%), смены темы – 49 выборов (22,37%), молчания – 32 выбора (14,61%).
Как видно, тактики компромисса, сглаживания конфликтов, уступки являются весьма популярными в ответах наших респондентов. Однако психологи отмечают, что суть подобных тактик состоит в игнорировании конфликтной ситуации, отказе от признания ее существования.
Приведем пример диалога, в ситуации, когда муж пришел раздраженный с работы, а жена дома готовила ужин:
Жена: Напряжение что-то падает/ свет мигает//
Муж: И что ты предлагаешь?! (тактика вопроса-претензии)
Жена: Ничего/ просто говорю// (тактика сглаживания конфликта)
Спустя определенное время, муж снова возвращается к этой теме:
Муж: Где мигает? Что-то не вижу! (тактика вопроса-претензии)
Жена: Ну моргало несколько раз/ по телевизору не видно (муж это время смотрел телевизор)/ а я на кухне колочусь// (тактика сарказма и обиды)
Ситуация завершилась обоюдным молчанием, а спустя еще некоторое время супруги общались, как ни в чем не бывало. В другой ситуации жена обращается к мужу:
Жена: Ты искупался или только ноги помыл?
Муж: А чо? (тактика вопроса-претензии)
Жена: Да ничего такого// (тактика сглаживания конфликта)
Подобная направленность речевого поведения в собранных нами записях устной речи встречается довольно часто. Это объясняется тем, что данную тактику поведения можно отнести к двузначным тактикам, с одной стороны, она дает возможность отсрочить, а может быть и устранить конфликт, с другой – может привести к эскалации конфликта, поскольку причина, вызвавшая ссору, не преодолевается в сознании коммуникантов.
К кооперативной реакции на агрессию со стороны близких можно отнести тактику шутки, уступки, терпения, призыва к духовности и нравственности; к конфронтационной – тактику обиды, молчания, агрессивной ответной реакции. Гармонизации отношений в конфликтных ситуациях чаще всего помогают тактики сглаживания конфликта, уступки, юмора, шутки. Так, например, муж обращается к жене, в шутливой форме упрекая ее за частые разговоры по телефону: Иди уже ко мне/ забегалась/ не расстанешься с телефоном// Рецепты у тебя по этому/ по интернету? В другой ситуации на упрек мужа о том, что выбрасываются хорошие продукты, жена использует тактику юмора:
Муж: А шо у Криса (кота)/ плов в миске?!
Жена: Да/ за Сережей доедает/ он с ним поделился//
Обобщая процент выбора направленности речевого поведения в конфликтной ситуации, можно наблюдать превалирование стратегии гармонизации семейного общения. Это подтверждает следующий вопрос анкеты «Чем обычно заканчиваются ссоры и конфликты в Вашей семье?», на который большинство респондентов ответили «примирением» – 144 выбора (65,75%), «обсуждением ситуации и принятием обоюдного решения» – 102 выбора (46,58%), «прекращением конфликтов на некоторое время» – 17 выборов (7,76%), «обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям)» – 3 выбора (1,37%), «конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер» – 2 выбора (0,91%).
Последний вопрос анкеты «Что Вы делаете для укрепления взаимоотношений с родными и улучшения микроклимата в Вашей семье?» был показателен в плане выяснения того, что может сама семья сделать для укрепления своего статуса и формирования гармоничного семейного общения. Этот вопрос был открытым. Анализ и обобщение данных представлен в табл. 1.
Единичными ответами на вопрос об укреплении семейных взаимоотношений встречались ответы респондентов «Не задумываюсь, нет необходимости», «Все», «Меняю мотивы», «Стараюсь не раздражать, не давить», «Читаю специальную литературу».
Таким образом, по результатам анкетирования видно, что наибольшую популярность, а соответственно и эффективность в улучшении семейного микроклимата имеет совместная деятельность, общение, забота и участие. Так, например, известна масса примеров, когда дети не реагируют за замечания и просьбы родителей. В одной из исследуемых семей мать долго пыталась приучить 4-летнего сына убирать за собой постель. Сам он никак это делать не хотел, но на предложение «Давай вместе!» соглашался. Постепенно это выражение стало его речевой реакцией. На различные просьбы – убрать за собой игрушки, помыть руки, ребенок отвечал «Давай вместе!». Совместная деятельность, отдых, совместные занятия улучшают микроклимат в семье, способствуют групповой интеграции, являются мощным средством формирования групповой сплоченности, что в конечном итоге обеспечивает жизнеспособность семьи как социального института.
Таблица 1
Способы укрепления взаимоотношений
и улучшения микроклимата в семье
|
Ответы респондентов |
Количество выборов |
Совместная деятельность |
Совместные праздники, выходные, обеды, ужины, поездки на природу, прогулки, совместный отпуск, путешествия |
94 (42,9%) |
Общение, беседы, обсуждения |
24 (10,9%) |
|
Совместная работа, деятельность, игры, рыбалка |
15 (6,8%) |
|
Общие интересы, походы в театр, кино, зоопарк |
5 (2,2%) |
|
Налаживание быта, уют в доме |
5 (2,2%) |
|
Семейное кино вечером |
4 (1,8%) |
|
Семейные традиции |
4 (1,8%) |
|
Вместе мечтаем, ставим цели |
2 (0,9%) |
|
Забота, внимание |
Забота, поддержка, похвала, комплименты, внимание, ласка, понимание, любовь, уважение |
47 (21,4%) |
Письма, звонки по телефону |
4 (1,8%) |
|
Взаимопомощь, участие |
2 (0,9%) |
|
Подарки, сюрпризы |
2 (0,9%) |
|
Компромиссы, уступки |
Терпение, уступки, молчание |
11 (5%) |
Сдерживание эмоций |
3 (1,3%) |
|
Поиск компромиссов |
3 (1,3%) |
|
Прощение, забывание обид |
2 (0,9%) |
В настоящее время идет поиск новых путей в работе с семьей. Со стороны проектирования современной семейной политики важным является создание инфраструктуры совместного семейного отдыха, оздоровления и досуга. Со стороны научно-практических исследований ведется поиск приемов и способов гармонизации семейных отношений, улучшения семейного микроклимата. В этом отношении изучение речевой специфики конфликтного общения в семье может способствовать созданию модели гармоничного семейного общения. Все эти направления деятельности помогут оставаться семье той главной социальной группой, которая реализует важнейшую функцию – воспитания и социализации подрастающего поколения, передачи культурных и нравственных ценностей, дающие крепкую основу государству и обществу.