- 1. Некоторые религиозные и мифологические понятия, связанные с концептом «Человек» в киргизском языке: 1) Адам ата (кырг.) – согласно религиозным поверьям, первый человек, созданный богом, прародитель всего человечества. 2) Адам Кадмон (евр. adam qadmön, «прототипный человек», «человечество») – по мистическим поверьям, в иудаизме первый образ человека в материальном и духовном мире. 3) Агач киши («меша адам», буквально «человек дерева» или «лесной человек») – персонаж карачайской и азербайджанской мифологии. В мифах балкарцев и азербайджанцев духи, живущие в горных лесах. Их представляли в образе волосатых существ обоих полов, имеющих промежуточный между обезьяной и человеком облик, с резким неприятным запахом. Считалось, что в поисках пищи агач киши наведывается под покровом ночи в сады и огороды, надевая при этом на себя выброшенную людьми одежду. 4) Ажина – злые духи, темные силы в мифологии среднеазиатских народов. Злые духи, по мифическим представлениям, могли появляться в образе огромных женщин, также животных. 5) Жин (джинны) – духи в арабской мифологии, позже ставшие частью учений ислама, в которых выступают, как правило, в роли нечисти, как черти и бесы в христианстве. В доисламскую эпоху джинны у арабов почитались как боги. Согласно вероучению ислама, джинны были созданы из чистого бездымного пламени. 6) Пери – фантастические существа в виде прекрасных девушек с крыльями в персидской мифологии, позднее сохранившиеся в преданиях у тюркоязычных народов Малой и Средней Азии. 7) Перизаада – ребенок, которого родила пери [1, 2].
- 2. Некоторые юридические понятия, связанные с концептом «Человек»:
1) Декларация прав человека и гражданина – важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека.
2) Рабочий день человека – единица определения занятости человека. Рабочий день должен включать в себя обеденный перерыв. Кроме рабочего времени рабочими днями принято считать и дни отдыха, праздничные дни.
3) Рабочие часы человека. Обычная рабочая неделя состоит из пяти 8-часовых рабочих дней, всего 40 часов (или 38, 36 и т. Д.). Бывают четырехдневные рабочие недели с 10-часовым рабочим днем, трехдневные с 12-часовой сменой (предполагающие компенсацию за длительность). Такие смены могут быть нерегулярными, но все равно считаются полным рабочим днем, так как рабочее время остается фиксированным.
4) Жак – человек или группа лиц, которые как субъекты гражданского права имеют выступать на суде в качестве истца или ответчика.
5) Гражданин – человек, принадлежащий постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
Приведенные выше языковые средства составляют слой юридических понятий, связанных с концептом «Человек».
- 3. Научные отрасли, направленные на изучение понятий, касающихся концепта «Человек» [3, 4]:
1) Антропогенез – раздел антропологии, изучающий происхождение человека, иными словами, изменчивость человека как вида во времени. В этом курсе речь пойдет о древних приматах, о том, как они трансформировались и стали разными, какие особенности дали возможность именно им вырастить разумную ветвь эволюции; о том, какие изменения позволили древним обезьянам стать человеком. При изучении упомянутых вопросов антропогенез опирается на достоверные, доказанные научные факты из области анатомии, эмбриологии, физиологии, палеонтологии, археологии, геологии и других научных направлений [5, 6].
2) Антропологизм – философская концепция, которая рассматривает понятие «человек» в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре и самом человеке.
3) Антропология – совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
4) Антропонимика (греч. 'человек' + 'имя') – раздел ономастики, изучающий имена людей (антропонимы); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: Айбек, Гүлгаакы, Баатырбек, Төлөгөн, Анара, Роза и др.; отчество (Сапарбаевич, Каныбекович, Мадумаровна и др.); фамилия (Жунусов, Айтматов, Сарыгулов и др.); прозвище (Казак, Ташчайнар, Жолборс и др.); псевдоним (Балка – А. Токомбаев) [7, 8].
5) Антропософия (греч. anthropos – человек, sophia – мудрость) – одна из версий теософии, мистическое учение о человеке как чувственно-сверхчувственном существе, изложенная в 1912 г. немецким оккультистом Рудольфом Штейнером.
6) Антропоцентризм (греч. anthropos – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. В совокупности с теоцентризмом, провозглашающим существование надмирного целеполагающего начала, которое творит человека и определяет его место во Вселенной, антропоцентризм органично вписывается в систему религиозного мировоззрения.
7) Анатомия (гр. вновь, сверху «режу», «рублю», «рассекаю») – раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.
8) Физиология – наука, изучающая: жизнедеятельность организмов; процессы, протекающие в их системах, органах, тканях, клетках и их структурных элементах; регуляцию функций. Физиология раскрывает законы функционирования организма как целого в его единстве и взаимодействии со средой, в его приспособлении к изменчивым условиям среды, в его развитии.
9) Гигиена – раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.
10) Евгеника – совокупность социальных и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций.
К числу перечисленных выше научных направлений можно отнести и следующие научные отрасли, в центре которых стоит человек: человековедение, археология, социобиология, биология, биохимия, приматология, генеалогия, геногеография, история, филология, лингвистика, палеолингвистика, онтопсихофизиология, медицина, логика, психология, социопсихология, философия, педагогика, культурология, риторика, демография, религиоведение, социология, палесоциология, этнография, правоведение, экономика, политология, эмбриология, геронтология, этика и др.
- 4. Разные концепции, направленные на изучение социальной природы человека [9]:
1) Расизм – совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.
2) Социал-дарвинизм – социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование, выявленные Чарльзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
3) Социобиология – междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нескольких научных дисциплин. Социобиология пытается объяснять социальное поведение живых существ набором определенных преимуществ, выработавшихся в ходе эволюции.
4) Психологизм – это теория о том, что сущность человека определяется его психологическими особенностями. Поэтому в данной терии отрицается навязывание человеку социальных идеалов.
5) Натурализм – философское направление, объясняющее общественное явление действием природных и биологических факторов.
6) Волюнтаризм – направление в идеалистической философии, приписывающее воле основную роль в развитии и отрицающее объективную закономерность и наобходимость в природе и обществе, то есть любая информация имеет два аспекта: физический и феноменальный.
7) Натуралистический дуализм – течение в современной философии о сознании, основанное Девидом Чарлмерсом.
8) Конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учеными, и эти соглашения обусловливают поведение человека в обществе.
9) Социализм – вульгарно-материалистическая концепция, которая отрицает природное начало в человеке, придавая исключительное значение социальным условиям в жизни общества.
10) Панлогизм – метафизическая теория, согласно которой все существующее представляет собой воплощение разума и человек является воплощением этого разума.
11) Социологический дуализм – теория, в которой инстинктивные энергии человека расцениваются как аморальные и иррациональные. Эти энергии являются основными стимулами поведения человека, а не его сознание.
- 5. Некоторые термины и понятия, касающиеся антропологической лексики:
1) Адамдын конституциясы (лат. сonstitutio – дене түзүлүшү) –при смешанном под конституцией понимаются существенные индивидуальные особенности, связанные со строением тела, работоспособностью, сопростивляемостью к заболеваниям [10].
2) Адам факторлору – В широком смысле – понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека.
3) Антропогенный ландшафт – один из видов культурного ландшафта, является полной противоположностью природному ландшафту, то есть антропогенный ландшафт – ландшафт, измененный человеком.
4) Антропозоонозы – инфекционные и паразитарные заболевания животных. Зоонозами называют также болезни, которыми человек может заразиться от животных (антропозоонозы, например бешенство, бруцеллез, чума).
5) Антропологические типы – исторически сложившийся комплекс наследственно устойчивых признаков физического строения, который характеризует группы людей на определенной территории. Термином антропологический тип обозначают как большие расы, так и их подразделения.
6) Гуманизм – прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное на освобождение человеческой личности от идейного застоя феодализма и католицизма [11].
Итак, все упомянутые нами вышенаучные направления, теории и понятия являются важными составляющими и необходимыми предпосылками концепта «Человек», поскольку без этих понятий и научных основ невозможно целостное понимание такого масштабного концепта.