Трансформация современной торговой индустрии происходит весьма стремительно последние десять лет, и многие аналитики предсказывают и дальнейшие изменения в данном секторе экономики. Поведение потребителей и информационные технологии стали основообразующими факторами данных модификаций. При этом важно отметить двойственность природы трансформации, так как с одной стороны выделяется рационализм и информатизация, а с другой симплификация и эмоциональность. И в этом ключе торговые организации должны найти для себя наиболее приемлемый формат в системе распределения продукции, а также повышения потребительской ценности не только продаваемых товаров, но и предоставляемых в данной сфере услуг.
В целом можно выделить следующие основные направления необходимости пересмотра форматов торговой деятельности (см. рисунок).
Реальность диджитал- технологий |
Ограничения роста |
Информатизация |
Экономическая ситуация |
Изменение потребительских предпочтений |
Реновация Переформати-рование |
Факторы, определяющие создание новых форматов торговли
В первом полугодии 2016 года рынок розничной торговли демонстрировал значительно более низкую динамику, нежели аналогичный период 2015 года. По данным Российского комитета статистики, оборот розничной торговли в I полугодии 2016 года упал на 5,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года [6].
В 2016 году ряд экспертов выделили несколько групп потребителей, которые стали основными покупателями и определили изменения в покупательском поведении.
Первая группа: «Неэкономные покупатели», покупают то, к чему привыкли, без серьезной смены брендовых товаров, но стали требовательнее к обслуживанию и сервису.
По мнению экспертов, сейчас доля таких покупателей снизилась примерно вдвое: с 28–30% в 2014 году до 14–16% в 2016 году [1].
Вторая группа: «Покупатели, оптимизирующие расходы», пересматривают постоянно покупательские привычки, не лояльны к брендам, рассматривают возможность ухода в более низкий ценовой сегмент, но при этом серьезно не меняют состав «потребительской корзины».
По мнению специалистов в области ритейла, таких покупателей почти половина – от 45% до 50% [1].
Дополнительно специалистами выделяются еще несколько тенденций, которые необходимо учитывать в развитии сектора розничной торговли в настоящее время [3, 4, 5, 8, 9, 10, 11]:
- Трэвел ритейл – одна из наиболее заметных тенденций, которую уже отметили для себя многие потребители. Изначально данный шопинг был рассчитан на тех пассажиров, у которых были задержки авиарейсов в аэропортах или поездов на железнодорожных вокзалах. На данный момент времени, путешественники оценили данный сервис и планируют время для такого вида шопинга, тем самым развивается направление «отложенных покупок», что также является позитивным при серьезных ограничениях в последнее время веса багажа многими компаниями. А вес приобретенных товаров в зоне ожидания уже не учитывается и позволяет взять с собой больше сувенирной продукции и других товаров.
Более 1 млрд. человек путешествуют на международном уровне каждый год, приблизительно 15% мирового населения, и они тратят более чем $1 трлн в процессе. Международный туризм продолжает расти выше ожиданий, несмотря на продолжающиеся глобальные геополитические и экономические проблемы. Половина этого роста приходится на увеличение туристов из развивающихся стран, таких как Китай [10].
- Мобильный ритейл – быстро растущий бизнес, который, как ожидается, будет достигать торгового оборота $640 млрд в ежегодных глобальных продажах в течении нескольких лет [9].
В этом случае большую роль будут играть мобильные платежи. В 2017 году ожидается, что они составят $90 млрд. Wall-Мар", eBay и Amazon уже создали удобный мобильный контент, и другие вскоре последуют за ними. Однако, в то время как покупатели предпочитают в режиме реального времени, получать актуальные и персонализированные предложения и информацию, ритейлерам нужно будет обеспечить эту услугу конфиденциальностью и безопасностью.
Ритейлеры также должны обеспечить бесплатный доступ Wi-Fi, и доступ с различных типов персональных мобильных устройств на сайты магазинов.
- Быстрота адаптации под условия потребителей: скорость выхода на рынок, скорость реагирования, скорость доставки.
- Экспериментальный подход к формированию нового опыта покупок потребителями.
Розничная торговля-это не только продукт, но и новый потребительский опыт. Потребители дополнительно хотят получать развлечения, образование, эмоции, вовлеченность в процесс. Ритейлеры ищут новаторские способы обеспечения качества обслуживания для своих клиентов: модные шоу; музыкальные фестивали; интерактивные дисплеи; кампании в социальных сетях; формирование маркетинга совместного творчества.
Использование геймификации в 2016 году будет выходить за рамки увеличения лояльности клиентов, и двигаться в процесс обучения сотрудников.
- Инновационный подход к осуществлению покупки и использованию потребителями товаров. Например, «умная» бытовая техника, подключенная к Интернету, наносит свой отпечаток на сервис розничной торговли.
За счет таких нововведений, как умные ценники, которые могут менять цены в режиме реального времени; зеркала, которые позволяют примерять одежду, не одевая ее; упаковка, которая отслеживает насколько свежий товар, предупреждая, когда подходит срок годности к концу и других инноваций, появляется необходимость пересмотра цепочки ценностей взаимодействия с потребителем.
Несмотря на то, что многие из отмеченных тенденций уже являются внедряемыми некоторыми торговыми организациями, но интересно то, что потребители и ритейлеры все чаще и охотнее экспериментируют и внедряют новейшие технологии более творческими и инновационными способами; пересматривают свои бизнес-модели и адаптируют каждый аспект своей деятельности для потребителей с растущими ожиданиями.
Именно это отражают исследования международного агентства GFK, которые в своем отчете «Шопинг впечатлений» приводят аргументы по изменению форматов торговли в следующем ключе: «онлайн ритейл направлен на удовлетворение рациональных нужд, оффлайн ритейл – на удовлетворение эмоциональных нужд».
В целом можно выделить несколько сложившихся современных форматов розничной торговли (см. таблицу).
Современные форматы розничной торговли
Форматы торговли |
Назначение |
Описание работы |
Поп Ап Сторе (Pop-Up Store) |
Используется для представления экспериментальных коллекции, новых линеек или в рамках событийного маркетинга |
Магазины, создаваемые только на определенный промежуток времени, и через некоторое время закрывается. Привлекают оригинальностью оформления и небольшими площадями |
Темпорари Шоп |
Используется для распродаж модных коллекций |
формат отличается большими площадями, низкими ценами и неожиданностью появления и закрытия, которые никто не может предсказать |
Корнер |
Используется для увеличения внимания к различным торговым маркам |
Специально отведенные зоны, отличаются креативным, неформальным решением представления товаров от общего стиля магазина, часто демонстрируют и нестандартные технические решения |
Каскет |
Для качественного представления нескольких марок одной товарной категории |
Отличается большими площадями, широтой ассортимента, средней ценовой категорией, высоким качеством обслуживания, оригинальным дизайном. |
Концепт стор |
Представление продукции объединенных одной идеей, концептом
|
Создать особое пространство, атмосферу, которая поможет донести до покупателя определенное мировоззрение. В магазинах представлены лимитированные и раритетные товары, но рассчитаны они на любой карман |
Duti paid |
Расположение магазинов в зонах аэропорта |
Широкий ассортимент продукции (кроме алкоголя и сигарет) с уплаченной пошлиной |
DIY |
«Сделай сам» – формат магазинов ориентированный на покупателей, которые предпочитают использовать товары для дальнейшей самостоятельной работы (ремонт, интерьерные детали, и т. д.) |
Широкий ассортимент товаров с качественным предоставлением консультаций в разных областях, часто проводятся на базе торговых организаций мастер-классы |
Несмотря на представленные сложившиеся форматы, очень часто торговые компании стараются найти свой уникальный формат, который позволяет им в краткосрочной перспективе увеличивать продажи. Таким примером может служить магазин «Техносила», который следующим образом изменил формат торговли:
- снизили в 4 раза среднюю площадь торговых залов (500–1000 кв. м);
- пересмотрели систему ценообразования (за счет постоянного мониторинга цен конкурентов);
- расширили ассортимент электроники и бытовой техники товарами для дома, автомобильной косметикой, мебелью, детскими товарами;
- обеспечили продажи как в онлайн, так и в оффлайн-режиме.
Основное позиционирование было изменено и представлено как «Онлайн и рядом». И результат не заставил себя ждать, так как отмечают владельцы «…в первом полугодии текущего года продажи в новых торговых точках выросли на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Это в два раза выше темпа роста сопоставимых магазинов старого формата. Средний чек магазинов нового формата на 15% выше среднего чека сопоставимых магазинов сети» [2].
В рамках рассмотренных трансформаций и появление различных форматов розничной торговли, необходимо отметить, что данные изменения касаются и управленческого и маркетингового подходов в торговой деятельности. Становится очевидно, что торговые компании, которые на данный момент смогут реализовать новый актуальный подход к позиционированию, разработают уникальные и неповторимые форматы торговли с учетом деятельности в онлайн и оффлайн режиме, обеспечат свою конкурентоспособность на ближайшее время. Тем не менее, стоит постоянно отслеживать поведение потребителей, рассматривать деятельность на основе омниканальных и мультиканальных стратегий, и делать все больше акцент на методы торгового маркетинга.