Подготовка к школе – длительный процесс, включающий в себя педагогическую работу, направленную на формирование качеств, умений, навыков, необходимых ребенку для успешного обучения в школе. Готовность к школе – это определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено; личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию [1].
В отечественной педагогике и психологии проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась разными учеными, такими как: Л. И. Божович, Л. С. Буре, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е.Е.Кравцова и др. Можно выделить наиболее важные аспекты этой темы [2]:
- личностная готовность (как ребенок относится к школе, к учителям, к учебной деятельности, а также к самому себе);
- интеллектуальная готовность (развитое дифференцированное восприятие, которая включает в себя выделение фигур из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию);
- физическая готовность (функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья);
- социально-психологическая готовность (формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей);
- специальная готовность (освоенный обучающимися в ходе изучение учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению). Все выше перечисленное во ФГОС начального общего образования характеризуется как универсальные учебные действия – то есть действия, обеспечивающие готовность и возможность обучения.
Л. И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции школьника [3].
Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира [4].
Л. М. Безруких считает, что готовность ребенка к обучению в школе – это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка [5].
Подготовка к школе является важнейшей проблемой для родителей. Некоторые из них считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как образовательная организация создана для того, чтобы научить их всему. Другие же, наоборот, стараются как можно раньше записать своего дошкольника на подготовительные занятия или же самостоятельно занимаются с ним. Таким образом, у каждого взрослого человека есть свой ответ на данный вопрос.
Объектом нашего исследования является подготовка детей к школе. В качестве предмета мы рассматриваем роль родителей в подготовке детей к учебной деятельности.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе полученной в ходе изучения вопроса информации определить роль и место семьи в подготовке ребенка к школе, влияние родителей на эту готовность.
Гипотезой нашего исследования является предположение, что родители имеют недостаточный уровень психолого-педагогических знаний, не всегда профессионально подходят к организации готовности ребенка к школе и нуждаются в специальной подготовке в этом направлении.
В качестве методов исследования мы использовали анализ психолого-педагогической литературы, операции сопоставления, сравнения, обобщения. Применили эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, беседа.
Исследование проводилось среди родителей будущих первоклассников в МБОУ СОШ № 36 хутора Армянского Крымского района Краснодарского края. Для этого была использована составленная нами на основе опросников Т. А. Нежновой, М. Ю. Лимоновой, С. Н. Приемышевой «Анкета о роли родителей в подготовке детей к учебной деятельности».
В ходе анкетирования мы обратились к респондентам с вопросом о том, что бы они хотели узнать о том, как готовить ребенка к школе, как должна быть организована эта подготовка, что нужно для обучения. На рис. 1 отражены ответы респондентов.
Рис. 1. Степень желания родителей повысить уровень знаний о подготовке детей к школе
Более половины родителей (57%) считают, что им необходимо приобрести знания в этом направлении. Многих интересовал вопрос, как и по каким книгам готовить ребенка к школе. Треть опрошенных (36%) считают, что им достаточно знаний, чтобы подготовить будущего первоклассника к школе, и только один родитель дал свой вариант ответа: «Пойдем в школу и все узнаем».
Однако, нас беспокоит, что только половина родителей заинтересованы в том, чтобы иметь квалифицированные знания о проблеме подготовки детей к школе. Вызывает опасение, что каждый третий родитель считает себя в достаточной степени подготовленным к этой работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что более половины родителей не располагают достаточными знаниями о подготовке детей к обучению в школеи хотели бы получить дополнительную информацию по этой проблеме.
В связи с тем, что нас интересовал вопрос: где эффективнее проходит подготовка ребенка к школе, – мы обратились к родителям с этим вопросом. Ответы отражены на рис. 2.
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос, где целесообразнее готовить ребенка к школе
По мнению половины родителей (50%) лучше всего подготовка к школе осуществляется при образовательной организации. По 17% респондентов связывают это с детскими садами и специальными кружками. Каждый десятый опрошенный (11%) предпочитает одновременную подготовку ребенка в нескольких местах, а каждый двадцатый (5%) убежден, что это успешно можно сделать дома.
Отсюда следует, что большинство родителей связывают качественную подготовку с образовательными учреждениями, где работают специалисты. Причем, это количество родителей в десять раз превышает число тех, которые считают, что подготовка в домашних условиях лучше.
Поступление в школу является ответственным периодом, что сопряжено с определенными трудностями как в жизни ребенка, так и всей семьи. А ответы на вопросы о характере этих трудностей отражены на рис. 3.
Рис. 3. Возможны ли серьезные школьные трудности у ребенка
57% опрошенных респондентов считают, что серьезных школьных трудностей у дошкольника не будет. Однако, немалое количество (43%) родителей встревожены.
Что тревожит родителей в готовности ребенка к обучению в школе? Выяснить это помогает рис. 4.
Рис. 4. Что тревожит родителей при подготовке ребенка к обучению в школе
Респондентов беспокоит, что их дети недостаточно подготовлены к школе в эмоциональном плане, физически и психологически. Как считают опрошенные респонденты, доминирующей причиной тревоги в готовности ребенка к обучению в школе является гиперактивность будущего первоклассника (30%). На втором месте – любознательность дошкольника (25%). На третье место среди тревожащих факторов родители ставят неусидчивость детей (18%) и быструю потерю интереса к занятиям (17%). Меньше всего их тревожит невнимательность дошкольника (10%). Многие родители связывают первые школьные проблемы с частыми болезнями ребенка; родителей беспокоит возможность непонимания будущего первоклассника и невнимательное отношение к нему педагога; некоторые беспокоятся по поводу повышенной конфликтности ребенка.
Нас так же интересовало то, какое участие принимают родители в подготовки детей к учебной деятельности. Ответы отражены на рис. 5.
Рис. 5. Участие родителей в подготовке детей к школе
Большинство наших респондентов занимаются со своими детьми (26%), учат их писать, читать, считать. Родители в процессе подготовки ребенка к школе покупают школьные принадлежности (20%), книги (16%), читают для своих будущих первоклассников художественную и познавательную литературу (15%), рассказывают о школе (15%), развивая интерес детей к учебной деятельности, дают им поручения и оцениваю их выполнение.
Нас интересовало: каких результатов ожидают родители от обучения ребенка в начальной школе? Эта информация отражена на рис. 6.
Рис. 6. Ожидание родителей от обучения в начальной школе
Из ответов респондентов следует, что для большинства очень важно, чтобы в результате обучения ребенок сохранил интерес к учебе (25%), продемонстрировал высокий уровень знаний, развил желание и умение учиться, осмысленно читать
(22%). Воспитательный эффект от обучения в начальной школе опрошенные связывают с ростом самостоятельности ребенка (14%), развитием внимания (14%) и дисциплинированности (14%). Каждый десятый родитель ждет, что его ребенок научится излагать свое мнение (11%). Однако, нас огорчает, что эти важные качества связывают с воздействием школы только каждый десятый родитель.
Подводя некоторые итоги нашего исследования, следует сказать, что подготовка к школе– это ответственная обязанность родителей. От того, насколько ребенок готов к школе морально, интеллектуально, психически, физически зависит, насколько быстро он осознает себя школьником с новыми обязанностями, «вольется» в новый коллектив и почувствует себя комфортно в процессе обучения.
Проведенное нами исследование, (на основе анкетирования родителей будущих первоклассников) позволило выявить типичные проблемы родителей, их ожидания и опасения. Это связанно с недостаточной психолого-педагогической компетентностью, отсутствием у некоторых из них опыта подобной работы, некомпетентностью в вопросах осведомленности о возможностях образовательных организаций и перспективах координации своих усилий с работой профессиональных педагогов по подготовке ребенка к школе.
Приступая к этому, родителям самим нужно пройти специальный цикл психолого-педагогических занятий, которые могут разработать и реализовать школы, где организована подготовка детей к обучению.