Full text

Вступивший в силу федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности [5].

В связи с этим в настоящее время все более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов, здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на преодоление нарушений познавательных процессов у дошкольников с речевым недоразвитием [2].

В ходе исследования и постановки проблемы нами был принят во внимание ряд публикаций, имеющих отношение к теме исследования. Особое внимание ученые уделяют формированию здоровьесберегающей среды, условия которой представлено в исследованиях И. А. Аршавского, В. А. Петровского, В. Д. Семенова. Подробно рассматривается валеологизация образовательной среды и образовательного процесса (Э. Н. Вайнер, В. П. Казначеев, Г. А. Кураев, Н. С. Мартынюк, С. К. Сергеев, Н. К. Смирнов и др.), проектирование здоровьесберегающей среды (Т. С. Анисимова, Е. А. Каменская, Н. Н. Макаров, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.).

Прежде чем использовать те или иные многочисленные здоровьесберегающие технологии в работе, необходимо провести диагностическое исследование логопедических проблем у дошкольников с речевым недоразвитием для того, чтобы иметь научные основания правильного подбора здоровьесберегающих технологий [3].

Объект исследования: процесс организации диагностики старших дошкольников с речевым недоразвитием.

Предмет исследования: критерии диагностической оценки старших дошкольников для выбора здоровьесберегающих технологий.

Цель исследования: определить критерии оценки выбора здоровьесберегающих технологий для организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Подобрать эффективную методику обследования уровня развития речи дошкольников, организовать проведение диагностических мероприятий.
  2. Подобрать комплекс логопедических занятий с включением здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: выбор здоровьесберегающих технологий для логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста будет эффективен при условии ориентации на критерии полученных оценочных данных результата диагностики.

Эмпирическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 села Киевского муниципального образования Крымский район. Всего в исследовании приняли участие 8 детей старшей группы.

Для обследования логопедических проблем дошкольников с общим недоразвитием речи до начала экспериментального обучения с включением здоровьесберегающих технологий, использовалась методика И. Д. Коненковой [4]. Обследование связной стороны речи включало несколько блоков, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивалось баллами и интерпретировалось в зависимости от полученного результата. В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, включающие проверку:

-          уровня понимания прочитанного текста (задаются вопросы);

-          уровня усвоения текста при повторном чтении рассказа с установкой на пересказ (пересказ прослушанного рассказа);

-          уровня составления рассказа по серии сюжетных картинок.

За каждый отдельный блок упражнений максимум 5 баллов. Баллы, полученные в результате выполнения всех заданий, суммируются.

Результаты обследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в таблице.


Результаты обследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе эксперимента по методике И. Д. Коненковой [4]

 

№ п/п

ФИ детей

Уровеньпониманиятекста

Пересказтекста

Составлениерассказапосериисюжетныхкартинок

Общаяоценка

  1.  

Лилия А.

1

1

2

4

  1.  

Елена М.

2

2

2

6

  1.  

Валерий М.

1

2

1

4

  1.  

Андрей Н.

1

2

1

4

  1.  

Надежда С.

1

1

2

4

  1.  

Ксения Т.

1

2

3

6

  1.  

Ульяна Ф.

2

1

1

4

  1.  

Сергей Я.

1

2

1

4

 

Анализируя данные диагностики, отмечаем, что у всех детей данной группы наблюдаются затруднения в переключении внимания при выполнении упражнений, трудность запоминания и усвоения заданий, что вызывало необходимость повторных побудительных инструкций для продолжения действий. Самостоятельность действий и выполнение заданий затруднены, повышена неустойчивость внимания, снижена память, низкий уровень самоконтроля.

По результатам диагностического исследования уровня связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи было выявлено, что дети данной группы плохо справились с заданием. В контакт дети вступают неохотно, требуется значительная активация, побуждение. Интонация речи не выразительна. Лексический запас ниже возрастной нормы. Объем предметного словаря низкий. В активном словаре преобладают в основном существительные и глаголы, прилагательных почти нет.

Дифференциация близких по смыслу понятий нарушена, задания выполнялись с подсказкой. В основном среди нарушений произношения можно отметить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

При выполнении первого блока заданий, направленного на проверку уровня понимания текста, были выделены ошибки, допускаемые 6 детьми. Например, многократно используются одинаково звучащие слова с различными значениями. Замечено неточное употребление многих лексических значений (вылупляются яйца – «лупят»; высиживать яйца – «сидеть»). Происходит замена в глаголах, не различаются некоторые действия, значения. Дети допускали ошибки в следующих грамматических формах: множественное число существительных (утята – «утяты»; цыплята – «цыпляты»). Отмечены трудности в образовании однокоренных слов, создании новых слов с помощью приставок и суффиксов, например: «У кого какая мама?» – «У цыплят – «цыпа», у утят «утя».

При выполнении второго блока заданий, направленного на пересказ прослушанного текста, дети допускали некоторые ошибки, соблюдали многочисленные паузы, пропускали части текста. Требовалась помощь в виде побуждений, подсказок. Дети выделяют действующих лиц, понимают факты и события, описанные в тексте, но главная мысль понята недостаточно глубоко и точно. Пересказ составлен простыми предложениями, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы. Преобладают простые предложения с нарушением порядка слов в предложении, например: «Хозяйка яйца купила. Курица яйца высидела. Дети плавали в пруду, а курица гуляла».

При выполнении третьего блока заданий, направленного на проверку уровня составления рассказа по серии сюжетных картинок, испытуемые разложили картинки с ошибкой, которую многие не смогли самостоятельно исправить. Рассказ, составленный по картинкам, имеет бедный словарный запас, отмечается замена слов (метла – «веник»). Преобладают простые распространенные предложения, с нарушениями логической последовательности, с пропуском главных событий и повтором отдельных эпизодов. Не были раскрыты причинно-следственные связи между событиями. Например, на вопрос: «Почему растаял снеговик?» дети отвечали: «На него упала лестница». Рассказ представлял собой перечисление, изображенных на картинках предметов и героев сюжета, например: «Заяц нашел снеговика. Захотел скушать морковку. Принес лестницу. Лестница упала на снеговика. Заяц съел морковку». Рассказ только частично соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, требовалась помощь логопеда в виде наводящих вопросов.

Результаты, полученные при обследовании связной речи дошкольников после выполнения всех блоков заданий, представлены в диаграмме на рисунке.

 

 

 

Результаты диагностики дошкольников с общим недоразвитием речи

на констатирующем этапе эксперимента

 

Диагностической методикой определены критерии оценки результатов обследования: максимальная оценка уровня развития связной речи составляет 15 баллов по сумме выполненных 3-х блоков заданий. Итак,

-          от 1 до 5 баллов – у ребенка низкий уровень развития речи;

-          от 6 до 10 – у ребенка средний уровень развития связной речи.

-          от 11 до 15 – у ребенка высокий уровень развития связной речи [3].

Итак, по результатам исследования уровня связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи можно констатировать, что у 6-ти обследуемых детей очень низкий уровень развития речи. Они строят простые фразы из 2–3 слов, используют простые предложения, не знают названия основных предметов, их размеров, формы. У этих детей не сформирован грамматический строй речи, они путаются в падежных формах, в употреблении существительных, глаголов. Кроме того, в их речи отсутствует согласование, допускается пропуск предлогов, союзов. Дети малоактивны, необщительны, невнимательны, отсутствует интерес.

У 2 детей средний уровень развития связной речи. Для них характерна относительно развернутая фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Но эти дети правильно употребляют простые грамматические формы, не допускают ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже, числительных и существительных. Тем не менее, в их активной речи используются простые предложения, они затрудняются в составлении сложных предложений, в речи преобладают существительные и глаголы, пропуски и замена предлогов, ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

На основании критериев оценки полученных диагностических данных, необходимо проведение логопедических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, которых существует великое множество. Четко выявленные критерии отбора здоровьесберегающих технологий позволят гарантировать качество коррекционной работы и ее результаты.

«Крите́рий (др.-греч. κριτήριον – способность различения, мерило) – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере)» [2, с. 84].

Анисимова Т. С. указывает, что в технологии четко фиксируется конечная цель и способы ее измерения; процесс поэтапно воспроизводим (алгоритмичен) и контролируется с помощью измеряемых и интерпретируемых технологических параметров; обязательна индивидуализация при групповом характере работы [1].

Основными критериями выбора именно здоровьесберегающих технологий в логопедии являются следующие:

  1. Одновременная активизация разных видов восприятия воспитанника (зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное, обоняние и осязание) с целью обогащения координации речевых навыков.
  2. Использование предметов и наглядного материала разной фактуры, формы, цвета, размера для обогащения сенсомоторной сферы.
  3. Исключение статичной формы технологии и максимум игры.
  4. Опора на зрительно-предметные, знаково-символические и слуховые ориентиры при выборе здоровьесберегающих технологий.
  5. Влияние на оздоровление всего организма ребенка [2].

Речь идет не о какой-то одной универсальной технологии, а о комплексной системе техник и методов, направленных на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие и сохранение здоровья дошкольников с речевым недоразвитием с опорой на результаты полученных диагностических данных и основанных на выборе по вышеуказанным критериям.

Для логопедической работы с дошкольниками по выявленным критериям нами подобраны и применены следующие здоровьесберегающие технологии.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика:

-          корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и распределение выдоха;

-          влияет на звукопроизношение, артикуляцию, дикцию и голос;

-          помогает сохранить, укрепить общее здоровье ребенка;

-          влияет на обменные процессы кровоснабжения легочной ткани;

-          способствует восстановлению нарушенных нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-          улучшает дренажную функцию бронхов;

-          восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-          исправляет деформации грудной клетки и позвоночника;

-          хорошо запоминается и самостоятельно выполняется легко и свободно.

Эта здоровьесберегающая технология эффективна для логопедической работы, но использовать ее в работе с дошкольниками можно в качестве кратковременных упражнений, т.к. в ней мало элементов игры. Работа с дыханием более продуктивной оказалась в занятиях музыкотерапией: мы использовали игру на простейшей свирели из пластмассы. При овладении приемами игры на свирели дети не только научились правильно дышать, но и создавать музыкальные образы.

Музыкотерапия по методике Эдельвины Смеловой (игра на свирели):

-          дыхание способствует усиленной аэрации мозга и кровеносных сосудов, что приводит к стимуляции мозгового кровообращения;

-          организует силу, активность, продолжительность вдоха и выдоха;

-          развивает сознательное отношение к своему телу, укрепляет и развивает дыхательную систему, как часть всего организма дошкольника;

-          побуждает положительные эмоции от творчества, а эмоции стимулируют умственное развитие;

-          увеличивает объем непроизвольного внимания, концентрацию, память;

-          мелкая моторика активно развивает мышление и речь;

-          работает осязание, зрение, слух;

-          «ощупывание» отверстий свирели способности видеть без глаз.

Активная задейственность лор-органов: носоглотки, гортани и других способствовала улучшению состояния здоровья детей с такими заболеваниями, как хронические отиты, синуситы, различные заболевания легких, астма. Кроме игры на флейте применялось распевание, вокал, пение – неотъемлемая часть коррекционных занятий музыкотерапией. Пение эффективно способствало решению логопедических проблем, в том числе, заикания, алалии:

-          повышает уровень коммуникации и развитие речевых навыков;

-          стимулирует работоспособность, усидчивость;

-          является одновременно учебой-развитием-игрой-творчеством.

Фонетическая ритмика:

-          улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

-          (нервную проводимость);

-          развивает подвижность артикуляционных органов;

-          укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк;

-          уменьшает спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Элементы сенсорно-координаторной технологии В. Ф. Базарного:

-          синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища в режиме смены поз: стоя на массажных ковриках, отгадывают загадки, ищут ответы на вопросы, сидя составляют рассказы-описания;

-          используют сюжетные картинки и цифры 1-2-3-4 при активном зрительном и двигательном поиске ответа на поставленный вопрос;

-          расширяют зрительные горизонты, развивают творческое воображение в целостном воспитании чувств и мышления;

-          развивают двигательную и речевую активность одновременно.

Логопедический самомассаж:

-          стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

-          проводится индивидуально и фронтально в игровой форме;

-          используется многократно в течение дня, включается в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения;

-          применяется без специального медицинского образования.

Итак, нами разработана комплексная логопедическая помощь с использованием здоровьесберегающих технологий, которая оптимизировала процесс коррекции речи детей-логопатов и способствовала оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения, безусловно, всегда зависит от профессиональной компетенции педагога, его умения включать действенные методы и техники в систему коррекционно-развивающего процесса на основе критериев оценки, что обеспечит продуктивность действия применяемых здоровьесберегающих технологий.