Вступивший в силу федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности [5].
В связи с этим в настоящее время все более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов, здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на преодоление нарушений познавательных процессов у дошкольников с речевым недоразвитием [2].
В ходе исследования и постановки проблемы нами был принят во внимание ряд публикаций, имеющих отношение к теме исследования. Особое внимание ученые уделяют формированию здоровьесберегающей среды, условия которой представлено в исследованиях И. А. Аршавского, В. А. Петровского, В. Д. Семенова. Подробно рассматривается валеологизация образовательной среды и образовательного процесса (Э. Н. Вайнер, В. П. Казначеев, Г. А. Кураев, Н. С. Мартынюк, С. К. Сергеев, Н. К. Смирнов и др.), проектирование здоровьесберегающей среды (Т. С. Анисимова, Е. А. Каменская, Н. Н. Макаров, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.).
Прежде чем использовать те или иные многочисленные здоровьесберегающие технологии в работе, необходимо провести диагностическое исследование логопедических проблем у дошкольников с речевым недоразвитием для того, чтобы иметь научные основания правильного подбора здоровьесберегающих технологий [3].
Объект исследования: процесс организации диагностики старших дошкольников с речевым недоразвитием.
Предмет исследования: критерии диагностической оценки старших дошкольников для выбора здоровьесберегающих технологий.
Цель исследования: определить критерии оценки выбора здоровьесберегающих технологий для организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Подобрать эффективную методику обследования уровня развития речи дошкольников, организовать проведение диагностических мероприятий.
- Подобрать комплекс логопедических занятий с включением здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: выбор здоровьесберегающих технологий для логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста будет эффективен при условии ориентации на критерии полученных оценочных данных результата диагностики.
Эмпирическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 села Киевского муниципального образования Крымский район. Всего в исследовании приняли участие 8 детей старшей группы.
Для обследования логопедических проблем дошкольников с общим недоразвитием речи до начала экспериментального обучения с включением здоровьесберегающих технологий, использовалась методика И. Д. Коненковой [4]. Обследование связной стороны речи включало несколько блоков, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивалось баллами и интерпретировалось в зависимости от полученного результата. В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, включающие проверку:
- уровня понимания прочитанного текста (задаются вопросы);
- уровня усвоения текста при повторном чтении рассказа с установкой на пересказ (пересказ прослушанного рассказа);
- уровня составления рассказа по серии сюжетных картинок.
За каждый отдельный блок упражнений максимум 5 баллов. Баллы, полученные в результате выполнения всех заданий, суммируются.
Результаты обследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в таблице.
Результаты обследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе эксперимента по методике И. Д. Коненковой [4]
№ п/п |
ФИ детей |
Уровеньпониманиятекста |
Пересказтекста |
Составлениерассказапосериисюжетныхкартинок |
Общаяоценка |
Лилия А. |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
Елена М. |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Валерий М. |
1 |
2 |
1 |
4 |
|
Андрей Н. |
1 |
2 |
1 |
4 |
|
Надежда С. |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
Ксения Т. |
1 |
2 |
3 |
6 |
|
Ульяна Ф. |
2 |
1 |
1 |
4 |
|
Сергей Я. |
1 |
2 |
1 |
4 |
Анализируя данные диагностики, отмечаем, что у всех детей данной группы наблюдаются затруднения в переключении внимания при выполнении упражнений, трудность запоминания и усвоения заданий, что вызывало необходимость повторных побудительных инструкций для продолжения действий. Самостоятельность действий и выполнение заданий затруднены, повышена неустойчивость внимания, снижена память, низкий уровень самоконтроля.
По результатам диагностического исследования уровня связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи было выявлено, что дети данной группы плохо справились с заданием. В контакт дети вступают неохотно, требуется значительная активация, побуждение. Интонация речи не выразительна. Лексический запас ниже возрастной нормы. Объем предметного словаря низкий. В активном словаре преобладают в основном существительные и глаголы, прилагательных почти нет.
Дифференциация близких по смыслу понятий нарушена, задания выполнялись с подсказкой. В основном среди нарушений произношения можно отметить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
При выполнении первого блока заданий, направленного на проверку уровня понимания текста, были выделены ошибки, допускаемые 6 детьми. Например, многократно используются одинаково звучащие слова с различными значениями. Замечено неточное употребление многих лексических значений (вылупляются яйца – «лупят»; высиживать яйца – «сидеть»). Происходит замена в глаголах, не различаются некоторые действия, значения. Дети допускали ошибки в следующих грамматических формах: множественное число существительных (утята – «утяты»; цыплята – «цыпляты»). Отмечены трудности в образовании однокоренных слов, создании новых слов с помощью приставок и суффиксов, например: «У кого какая мама?» – «У цыплят – «цыпа», у утят «утя».
При выполнении второго блока заданий, направленного на пересказ прослушанного текста, дети допускали некоторые ошибки, соблюдали многочисленные паузы, пропускали части текста. Требовалась помощь в виде побуждений, подсказок. Дети выделяют действующих лиц, понимают факты и события, описанные в тексте, но главная мысль понята недостаточно глубоко и точно. Пересказ составлен простыми предложениями, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы. Преобладают простые предложения с нарушением порядка слов в предложении, например: «Хозяйка яйца купила. Курица яйца высидела. Дети плавали в пруду, а курица гуляла».
При выполнении третьего блока заданий, направленного на проверку уровня составления рассказа по серии сюжетных картинок, испытуемые разложили картинки с ошибкой, которую многие не смогли самостоятельно исправить. Рассказ, составленный по картинкам, имеет бедный словарный запас, отмечается замена слов (метла – «веник»). Преобладают простые распространенные предложения, с нарушениями логической последовательности, с пропуском главных событий и повтором отдельных эпизодов. Не были раскрыты причинно-следственные связи между событиями. Например, на вопрос: «Почему растаял снеговик?» дети отвечали: «На него упала лестница». Рассказ представлял собой перечисление, изображенных на картинках предметов и героев сюжета, например: «Заяц нашел снеговика. Захотел скушать морковку. Принес лестницу. Лестница упала на снеговика. Заяц съел морковку». Рассказ только частично соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, требовалась помощь логопеда в виде наводящих вопросов.
Результаты, полученные при обследовании связной речи дошкольников после выполнения всех блоков заданий, представлены в диаграмме на рисунке.
Результаты диагностики дошкольников с общим недоразвитием речи
на констатирующем этапе эксперимента
Диагностической методикой определены критерии оценки результатов обследования: максимальная оценка уровня развития связной речи составляет 15 баллов по сумме выполненных 3-х блоков заданий. Итак,
- от 1 до 5 баллов – у ребенка низкий уровень развития речи;
- от 6 до 10 – у ребенка средний уровень развития связной речи.
- от 11 до 15 – у ребенка высокий уровень развития связной речи [3].
Итак, по результатам исследования уровня связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи можно констатировать, что у 6-ти обследуемых детей очень низкий уровень развития речи. Они строят простые фразы из 2–3 слов, используют простые предложения, не знают названия основных предметов, их размеров, формы. У этих детей не сформирован грамматический строй речи, они путаются в падежных формах, в употреблении существительных, глаголов. Кроме того, в их речи отсутствует согласование, допускается пропуск предлогов, союзов. Дети малоактивны, необщительны, невнимательны, отсутствует интерес.
У 2 детей средний уровень развития связной речи. Для них характерна относительно развернутая фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Но эти дети правильно употребляют простые грамматические формы, не допускают ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже, числительных и существительных. Тем не менее, в их активной речи используются простые предложения, они затрудняются в составлении сложных предложений, в речи преобладают существительные и глаголы, пропуски и замена предлогов, ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
На основании критериев оценки полученных диагностических данных, необходимо проведение логопедических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, которых существует великое множество. Четко выявленные критерии отбора здоровьесберегающих технологий позволят гарантировать качество коррекционной работы и ее результаты.
«Крите́рий (др.-греч. κριτήριον – способность различения, мерило) – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере)» [2, с. 84].
Анисимова Т. С. указывает, что в технологии четко фиксируется конечная цель и способы ее измерения; процесс поэтапно воспроизводим (алгоритмичен) и контролируется с помощью измеряемых и интерпретируемых технологических параметров; обязательна индивидуализация при групповом характере работы [1].
Основными критериями выбора именно здоровьесберегающих технологий в логопедии являются следующие:
- Одновременная активизация разных видов восприятия воспитанника (зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное, обоняние и осязание) с целью обогащения координации речевых навыков.
- Использование предметов и наглядного материала разной фактуры, формы, цвета, размера для обогащения сенсомоторной сферы.
- Исключение статичной формы технологии и максимум игры.
- Опора на зрительно-предметные, знаково-символические и слуховые ориентиры при выборе здоровьесберегающих технологий.
- Влияние на оздоровление всего организма ребенка [2].
Речь идет не о какой-то одной универсальной технологии, а о комплексной системе техник и методов, направленных на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие и сохранение здоровья дошкольников с речевым недоразвитием с опорой на результаты полученных диагностических данных и основанных на выборе по вышеуказанным критериям.
Для логопедической работы с дошкольниками по выявленным критериям нами подобраны и применены следующие здоровьесберегающие технологии.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика:
- корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и распределение выдоха;
- влияет на звукопроизношение, артикуляцию, дикцию и голос;
- помогает сохранить, укрепить общее здоровье ребенка;
- влияет на обменные процессы кровоснабжения легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет деформации грудной клетки и позвоночника;
- хорошо запоминается и самостоятельно выполняется легко и свободно.
Эта здоровьесберегающая технология эффективна для логопедической работы, но использовать ее в работе с дошкольниками можно в качестве кратковременных упражнений, т.к. в ней мало элементов игры. Работа с дыханием более продуктивной оказалась в занятиях музыкотерапией: мы использовали игру на простейшей свирели из пластмассы. При овладении приемами игры на свирели дети не только научились правильно дышать, но и создавать музыкальные образы.
Музыкотерапия по методике Эдельвины Смеловой (игра на свирели):
- дыхание способствует усиленной аэрации мозга и кровеносных сосудов, что приводит к стимуляции мозгового кровообращения;
- организует силу, активность, продолжительность вдоха и выдоха;
- развивает сознательное отношение к своему телу, укрепляет и развивает дыхательную систему, как часть всего организма дошкольника;
- побуждает положительные эмоции от творчества, а эмоции стимулируют умственное развитие;
- увеличивает объем непроизвольного внимания, концентрацию, память;
- мелкая моторика активно развивает мышление и речь;
- работает осязание, зрение, слух;
- «ощупывание» отверстий свирели способности видеть без глаз.
Активная задейственность лор-органов: носоглотки, гортани и других способствовала улучшению состояния здоровья детей с такими заболеваниями, как хронические отиты, синуситы, различные заболевания легких, астма. Кроме игры на флейте применялось распевание, вокал, пение – неотъемлемая часть коррекционных занятий музыкотерапией. Пение эффективно способствало решению логопедических проблем, в том числе, заикания, алалии:
- повышает уровень коммуникации и развитие речевых навыков;
- стимулирует работоспособность, усидчивость;
- является одновременно учебой-развитием-игрой-творчеством.
Фонетическая ритмика:
- улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
- (нервную проводимость);
- развивает подвижность артикуляционных органов;
- укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшает спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Элементы сенсорно-координаторной технологии В. Ф. Базарного:
- синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища в режиме смены поз: стоя на массажных ковриках, отгадывают загадки, ищут ответы на вопросы, сидя составляют рассказы-описания;
- используют сюжетные картинки и цифры 1-2-3-4 при активном зрительном и двигательном поиске ответа на поставленный вопрос;
- расширяют зрительные горизонты, развивают творческое воображение в целостном воспитании чувств и мышления;
- развивают двигательную и речевую активность одновременно.
Логопедический самомассаж:
- стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
- проводится индивидуально и фронтально в игровой форме;
- используется многократно в течение дня, включается в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения;
- применяется без специального медицинского образования.
Итак, нами разработана комплексная логопедическая помощь с использованием здоровьесберегающих технологий, которая оптимизировала процесс коррекции речи детей-логопатов и способствовала оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения, безусловно, всегда зависит от профессиональной компетенции педагога, его умения включать действенные методы и техники в систему коррекционно-развивающего процесса на основе критериев оценки, что обеспечит продуктивность действия применяемых здоровьесберегающих технологий.