Full text

В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Безусловно важна роль семьи в воспитании личности. Однако растет число неполных семей, которые в педагогике рассматриваются как один из факторов неблагополучного воспитания. Психолог В. М. Целуйко ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под неполной семью, где ребенка воспитывает один из родителей (либо отец, либо мать). [1]. Известный советский педагог А. С. Макаренко рассматривал под неполной семьёй семью, которая состоит из детей и одного из родителей.  В зарубежной литературе неполную семью называют семьей с одним родителем или монородительской семьей [2].

Масштабы такой проблемы как «неполная семья» (дисфункциональная) продолжают увеличиваться. Согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака [3]. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции.

На фоне сложившейся ситуации нас интересует проблема того, как воспитание в неполной семье отражается на социально-психологическом самочувствии ребенка, особенностях его социализации.

Объектом нашего исследования является социально-психологическое самочувствие ребенка; предметом – специфика самочувствия подростка из дисфункциональной семьи.

При этом мы предположили, что подростки из дисфункциональной семьи имеют более низкий уровень самооценки и более высокий уровень чувства одиночества, чем дети из полных семей.

Для проверки этой гипотезы мы провели исследование на базе двух образовательных организаций Краснодарского края. Респонденты – учащиеся 7-х классов, из которых 36% подростков из неполных семей.

Наше исследование проводилось на основе применения «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона. На рис. 1 отражены полученные данные, в которых нет дифференциации подростков по принадлежности к полной и неполной семьям.

 

 

Рис. 1. Уровень субъективного ощущения одиночества подростков

(недифференцированные показатели по типам семей)

 

Анализ данной диаграммы позволяет сделать вывод, что большинству респондентов (58%) не присуще чувство одиночества, 17% имеют средний уровень и 25% высокий уровень субъективного ощущения одиночества.

Однако, когда мы дифференцировали группу по типам семей (полные и неполные), то при сравнении указанных показателей выявили, что они значительно отличаются у подростков из полных и неполных семей, что отражено на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Сравнительная диаграмма уровня чувства одиночества подростков из неполных

(дисфункциональных) и полных семей (дифференцированные показатели)

 

В группе с низким уровнем чувства одиночества учащихся из неполных семей практически нет (3%), в ней подавляющее большинство составляют подростки из полных семей (97%). В группе со средним уровнем подростки из неполных семей составляют четверть (соответственно 27%). Зато группу с высоким уровнем чувства одиночества составляют только дети из неполных семей (100%).

Таким образом, подросткам из неполных семей исследуемых нами классов действительно присущ повышенный уровень чувства одиночества по сравнению с учащимися из полных семей. Мы можем предположить, что это связано с особым «статусом» и со спецификой социально-психологическим самочувствием подростков из неполных семей.

Для выявления истинности гипотезы о том, что подростки из дисфункциональных семей по своему социально-психологическому самочувствию отличаются от детей из полных семей, мы провели дополнительный опрос по тест-опроснику С. В. Ковалева «Определение уровня самооценки». Полученные результаты отражены на рис. 3.

 

Рис. 3. Уровень самооценки подростков (недифференцированные данные)

 

Анализ данной диаграммы позволяет сделать вывод, что большинство респондентов (52%) обладают высоким уровнем самооценки, 22% имеют средний уровень и 26% показали низкий уровень самооценки.

Сравнительные данные уровней самооценки подростков из полных и неполных семьей отражены на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Сравнительная диаграмма уровня самооценки подростков (дифференцированные показатели)

 

Согласно данной диаграмме, группу с низким уровнем самооценки составляют только подростки из неполных семей (100%). Группу со средним уровнем составляют в основном (78%) подростки из полных семей, которых почти в 4 раза больше, чем школьников из неполных семей (22%). Группа имеющих высокий уровень самооценки состоит только из подростков из полных семей (100%), в ней нет ни одного ребенка из дисфункциональных семей.

Подводя итоги опроса, можно сказать, что у детей из неполных семей преобладает низкая самооценка. Они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются «подстроиться» под мнение других людей, страдают от избыточной застенчивости.

Таким образом, обобщенные итоги нашего исследования позволяют говорить о том, что социально-психологическое самочувствие подростков из неполных семей значительно отличается от самочувствия школьников, которые воспитываются в полной семье.

Вместе с тем в связи с ограниченностью контингента исследуемых школьников, мы не претендуем на безусловную истинность наших выводов применительно ко всем подросткам из дисфункциональных семей и наши выводы касаются, прежде всего той группы, которая участвовала в нашем исследовании.

Одновременно мы приходим к выводу, что в связи с особенностями личности ребенка из неполной семьи и необходимостью минимизировать возможные отрицательные последствия воспитания и социализации в ней, с этой категорией подростков необходима специальная психолого-педагогическая, профилактическая работа, применение социально-обусловленных форм и методов [4] по стабилизации и оптимизации их самочувствия, формированию адекватной самооценки, снижению уровня одиночества.