Интеграция образовательного процесса, существенные социально-экономические изменения, смена образовательной парадигмы обосновывает необходимость введения Профессионального стандарта педагога. Такие качества как: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений характеризуют современного профессионального учителя, воспитателя. В то же время, в Федеральном государственном образовательном стандарте вузовской подготовки будущих педагогов также ожидаются существенных изменений т. к. «от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил» [5].
В стандарте педагога, который будет повсеместно введен к 2017 г., основными показательными характеристиками квалификации учителя (воспитателя) являются сформированные профессиональные компетенции. Таким образом, вопрос формирования и развития у будущих педагогов профессиональных компетенций является актуальным на сегодняшний день.
Появляется противоречие между необходимостью развития профессиональных компетенций у студентов педагогических вузов и недостаточной разработанностью данной проблемы в научно-педагогической литературе.
Чтобы определить насколько у будущих педагогов развиты профессиональные компетенции, в рамках констатирующего этапа эксперимента, было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО «КубГУ» филиала в г. Славянске-на-Кубани. В исследовании приняли участие 25 студентов 3 курса факультета педагогики и психологии, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль Начальное образование, Дошкольное образование.
Студентам было предложено заполнить лист самооценки педагогического работника, состоящий из 72 утверждений и выразить степень согласия или несогласия с утверждениями по пятибальной шкале [1]. Результаты анализа уровня профессиональных компетенций студентов 3-го курса представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты самооценки студентов по «Методике оценки уровня квалификации педагогических работников» В. Д. Шадрикова
Компетенции и их показатели |
Самооценка |
1. Компетентность в области личностных качеств |
3,50 |
1.1. Эмпатийность и социорефлексия |
3,25 |
1.2. Самоорганизованность |
3,35 |
1.3 Общая культура |
3,75 |
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности |
3,33 |
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся |
3,25 |
2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу |
3,50 |
2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач |
3,36 |
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности |
3,92 |
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности |
3,24 |
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся |
4,25 |
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся |
4,25 |
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности |
4,08 |
4.1. Компетентность в методах преподавания |
5,00 |
4.2. Компетентность в предмете преподавания |
3,35 |
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности |
4,00 |
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений |
3,33 |
5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программы |
3,25 |
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы |
3,00 |
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях |
3,75 |
6. Компетентность в области организации учебной деятельности |
4,00 |
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения |
4,50 |
6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся |
4,25 |
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание |
3,25 |
Уровень самооценки профессиональной компетентности |
3,69 |
Результаты самооценки профессиональной компетентности показали, что в среднем студенты третьего курса набирают 3,69 балла из 5 возможных.
Менее всего у студентов развиты: компетентность в области личностных качеств (3,50 баллов), компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности (3,33 балла), компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (3,33 баллов).
Наименьший уровень развития имеют следующие компетенции: эмпатийность и социорефлексия (3,25 балла), саморганизованность (3,35 балла), умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (3,25 балла), умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности (3, 24 балла), умение выбрать и реализовать образовательную программы, умение реализовать педагогическое оценивание (3,25 баллов).
Для того чтобы поднять уровень профессиональных компетенций студентов, которые имеют наименьшие показатели развития, мы использовали свободное от аудиторных занятий время. Т. к., согласно учебного плана, студенты проходят производственную практику, в рамках которой, у будущих педагогов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2), способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7), готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8), способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9), способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10), мы развивали профессиональные компетенции студентов, осуществляя подготовку к практике в детском оздоровительном лагере. Для того, чтобы подготовить студентов к практике и помочь развитию их профессиональных компетенций, была разработана и внедрена программа внеаудиторной деятельности «Организация работы вожатого в детском оздоровительном лагере».
Содержание курса программы включает в себя следующие основные разделы, позволяющие осуществить как профессиональную, так и личностную подготовку будущих педагогов к практической педагогической деятельности в условиях оздоровительного лагеря:
- Введение в профессию вожатого.
- Организация работы вожатого в подготовительный период смены.
- Технология организации работы вожатого в организационный период смены.
- Технология работы вожатого в основной период смены.
- Технология работы в заключительный период смены.
- Организация работы вожатого в постлагерный период смены.
- Подготовка вожатого к участию в организации научно-исследовательской деятельности в условиях лагеря.
В программе большое внимание уделяется развитию профессионально важных личностных качеств студентов. В этих целях курсом предусмотрена диагностика, позволяющая определить профпригодность и отследить динамику личностного и профессионального развития обучающихся.
Обучение в рамках программы носит проблемный характер с целью активизации познавательной деятельности обучающихся и строится преимущественно в практической и теоретико-практической форме с использованием активных методов обучения, таких как:
- мозговой штурм;
- дискуссия;
- метод анализа конкретных ситуаций (ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема);
- социально-психологический тренинг;
- игровое моделирование (имитационные игры): деловая, дидактическая игра, организационная игра, ролевая игра.
При этом деление занятий на теоретические и практические осуществлено условно. Чаще всего теоретическое занятие носит синтетический характер, выстраивается на технологиях проблемного обучения и использует методы активного обучения, позволяющие продемонстрировать применение теории на практике, показать законы и алгоритмы решения ситуаций в проблемном поле, а практическое – нацелено на отработку навыка применения знания на практике.
Занятия по программе проводились в течении двух месяцев до отъезда в лагерь, а также на протяжении шести недель во время непосредственного прохождения практики в детском оздоровительном лагере.
После окончания практики, в рамках контрольного этапа эксперимента, было повторно проведено исследование уровня профессиональных компетенций студентов. Сравнительный анализ данных эксперимента приведен в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня профессиональных компетенций
на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Компетенции и их показатели |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
1. Компетентность в области личностных качеств |
3,50 |
4,00 |
1.1. Эмпатийность и социорефлексия |
3,25 |
3,75 |
1.2. Самоорганизованность |
3,35 |
4,25 |
1.3 Общая культура |
3,75 |
4,00 |
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности |
3,33 |
3,90 |
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся |
3,25 |
3,75 |
2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу |
3,50 |
3,83 |
2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач |
3,36 |
4,05 |
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности |
3,92 |
4,10 |
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности |
3,24 |
3,25 |
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся |
4,25 |
4,50 |
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся |
4,25 |
4,75 |
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности |
4,08 |
4,10 |
4.1. Компетентность в методах преподавания |
5,00 |
5,00 |
4.2. Компетентность в предмете преподавания |
3,35 |
3,38 |
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности |
4,00 |
4,05 |
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений |
3,33 |
3,5 |
5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программы |
3,25 |
3,35 |
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы |
3,00 |
3,40 |
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях |
3,75 |
4,00 |
6. Компетентность в области организации учебной деятельности |
4,00 |
4,20 |
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения |
4,50 |
4,85 |
6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся |
4,25 |
4,25 |
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание |
3,25 |
3,50 |
Уровень самооценки профессиональной компетентности |
3,69 |
3,90 |
Таким образом, общий уровень профессиональных компетенций будущих педагогов после внедрения программы внеаудиторной деятельности «Организация работы вожатого в детском оздоровительном лагере», поднялся на 0,21 балла.
Компетенции, рост уровня которых наблюдается у студентов наиболее выражено: Самоорганизованность (0,9 балла), умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (0,5 балла), умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач (0,69 балла), Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (0,5 балла).
Некоторые компетенции остались на прежнем уровне развития или их развитие было незначительным. Это можно объяснить тем, что данная программа внеаудиторного курса не может включить в себя развитие сразу всех профессиональных компетенций, но тем не менее заметна положительная динамика большинства компетенций после внедрения программы внеаудиторной деятельности «Организация работы вожатого в детском оздоровительном лагере».
Таким образом, развитие профессиональных компетенций будущих педагогов возможно не только в рамках аудиторной работы со студентами, но и в процессе внеаудиторной деятельности будущих педагогов.